Чтобы ученик получил максимум баллов на экзамене, нужно охватить два направления подготовки: повысить уровень языка и проработать экзаменационные стратегии. Опыт показывает, что ошибки при выполнении заданий, связанных с чтением, зачастую вызваны не проблемами с английским, а как раз наоборот: студент с очень высоким уровнем и прекрасным говорением ошибается из-за невнимательности к деталям и формату.

В статье вы найдете пять приемов работы над стратегиями экзаменационного чтения и примеры заданий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 2024 года.

Содержание:

  1. Обучаем стратегиям работы над заданиями
  2. Помогаем самостоятельно выводить стратегии
  3. Учим совмещать заголовки и мини-тексты (Задание 12 ОГЭ и Задание 10 ЕГЭ)
  4. Отрабатываем задание на заполнение пропусков (Задание 11 ЕГЭ)
  5. Отрабатываем задание 12-18 ЕГЭ и задание 13-19 ОГЭ

Приглашаем учителей на самое высокооплачиваемое направление — в Skyeng Premium!

Здесь опытные преподаватели помогают мотивированным ученикам с самыми интересными запросами

Подать заявку
banner article 8 Skyteach

1. Обучаем стратегиям работы над заданиями

Студенту необходимо понимать важность и суть стратегий работы над заданиями. Хорошо, если он сформулирует их сам. 

Работа над стратегиями идет на каждом занятии в течение всей подготовки. Рекомендуем воспользоваться таким алгоритмом:

  • Наблюдайте за собственными стратегиями студента. В начале работы над заданиями экзамена попросите ученика объяснить вам, как он собирается выполнить его — для проверки дайте практическое упражнение.
  • Вводите новые стратегии вместе с аналитическими заданиями. Студент должен понимать, что и зачем он делает (конкретные задания мы опишем дальше).
  • Чередуйте несколько стратегий выполнения одного задания, чтобы учащийся в течение нескольких уроков выбрал самую удобную и понятную. Именно ее он будет использовать на экзамене.
  • Проводите каждый месяц симуляцию экзамена. Перед выполнением каждого задания студенту необходимо вслух описать стратегию, которой он собирается пользоваться.

2. Помогаем самостоятельно выводить стратегии

Чтобы помочь студенту самостоятельно вывести стратегии, советуем использовать подготовительное упражнение.

Ход работы:

  • составьте список из 5-8 стратегий (зависит от типа задания). Среди них обязательно укажите ошибочные или неподходящие к конкретному заданию. Примерное соотношение верных и неверных вариантов 50 на 50. Задача ученика — выбрать только подходящие.

Следующий этап:

  • объедините стратегии выполнения нескольких заданий, перемешайте их и добавьте неверные стратегии. Задача — распределить стратегии по заданиям, а также найти лишние. 

Такой формат задания подходит для промежуточных уроков на повторение изученного, для работы над целым разделом.

Также предлагаем заглянуть в статьи:

3. Учим совмещать заголовки и мини-тексты (Задание 12 ОГЭ и Задание 10 ЕГЭ)

Предлагаем три стратегии работы над заданиями (советуем их чередовать) и упражнения для эффективной подготовки. Постепенно студент определится, чем будет пользоваться на экзамене.

Стратегия 1

Ученик читает предложенные заголовки, не смотря на сами тексты. Его задача — придумать к каждому заголовку несколько ключевых слов или идеи для будущего текста.

Рассмотрим один из вариантов заданий прошлых лет. Мы взяли его из «Открытого банка заданий» ФИПИ.

Ход работы:

Задание 1. Студент читает каждый заголовок и пишет ассоциации или идеи, о которых может пойти речь.

Отработка стратегий чтения ОГЭ и ЕГЭ: 5 приемов и примеры заданий
Упражнение для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ 2024

Задание 2. Студент читает те же заголовки и совмещает их с возможными идеями. Вы можете добавить одну лишнюю.

Отработка стратегий чтения ОГЭ и ЕГЭ: 5 приемов и примеры заданий
Еще одно упражнение для отработки задания 12 ОГЭ и задания 10 ЕГЭ 2024

Совет. Рекомендуем брать идеи из предлагаемых в задании текстов.

Стратегия 2

Студент сначала читает текст и пробует самостоятельно озаглавить его. Затем ученик сравнивает собственные идеи со списком и выбирает наиболее близкий заголовок.

Совет. При подготовке упражнения берите тексты и заголовки из открытого банка ФИПИ, при этом важно выбрать наиболее близкие по идеям три заголовка для одного текста.

а) Read the text and give it a title:

A bed and breakfast is a type of overnight accommodation with breakfast offered in someone’s private home. This type of service was established in Europe many years ago and its roots lie a long way back in history when monasteries provided bed and breakfasts for travelers. But the term appeared in the UK only after World War II, when numerous foreigners needed a place to stay and local people opened their homes and started serving breakfast to those overnight guests.

Источник: Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ.

b) Choose the most convenient title:

Old word — new meaning
For travellers’ needs
New word — old service

Стратегия 3

Студент читает заголовки и выделяет ключевые слова. Его задача — подобрать к каждому из них синоним, который может встретиться в будущем тексте.

Подготовительное упражнение 1. Ученик читает заголовки, в которых уже подчеркнуты слова. Необходимо найти ошибки в выборе ключевых слов.

Отработка стратегий чтения ОГЭ и ЕГЭ: 5 приемов и примеры заданий
Упражнение «Найди ошибку» для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ 2024

Подготовительное упражнение 2. Студент читает заголовок, выделяет в нем ключевые слова и подбирает к каждому синонимы.

Read the title. Underline the key words. Find the synonyms/associations to each key word.

Why do some people give St Valentine’s presents to their pets?

Возможный ответ:
Why do some people give St Valentine’s presents to their pets?

why — for, because, so that, the reason for
presents — gifts
give — present
pets — domestic animals, dogs, cats

Итоговым заданием серии уроков по этой стратегии будет полная версия экзаменационного задания. Ученик должен продемонстрировать, как выделяет ключевые слова в заголовках и находит синонимы в текстах.

4. Отрабатываем задание на заполнение пропусков (Задание 11 ЕГЭ)

По отзывам студентов, это задание доставляет больше всего проблем. 

Ход работы при подготовке к экзамену может быть таким:

  1. подбор возможных вариантов на месте подчеркнутого слова;
  2. восстановление пропущенного слова в тексте;
  3. выбор из двух фраз на месте пропуска;
  4. заполнение пропусков фразами;
  5. работа над стратегией опорных слов.

Как видите, работа идет от простого к сложному. При этом важно научить студента не бояться восстанавливать контекст.

Отрабатывать заполнение пропусков можно косвенно, когда вы тренируете другие задания письменной части. Например, после подбора заголовков и текстов подчеркните некоторые слова в одном из абзацев. Задача студента — подобрать, какие еще варианты могут быть в этих местах.

Возьмем пример, который уже рассматривали в статье. В скобках даем возможные варианты замен:

Read the text and suggest any other word to replace the underlined one. Mind the context.

A bed and breakfast is a type of overnight accommodation with breakfast offered in someone’s private home (room, apartment). This type of service was established (invented, suggested) in Europe many years ago and its roots lie a long way back in history when monasteries provided bed and breakfasts for travelers. But the term (word) appeared in the UK only after World War II, when numerous (tired, homeless) foreigners needed a place to stay and local people opened their homes and started serving breakfast to those overnight guests.

Источник: Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ

Когда ваш студент будет готов к более сложной версии задания, скройте некоторые слова в тексте. Выпускнику нужно угадать по контексту, что пропущено. Обратите внимание, определяет он ли или нет, к каким частям речи относятся искомые слова.

Так может выглядеть вариант задания. Текст вновь взяли из первого задания ЕГЭ для косвенной проработки:

Read the text and circle the right part of speech. Then try to guess the missing word.

An architect must __________ (a verb/noun/adjective?) how a structure will be used and by whom. An apartment building, a palace, a hospital, a museum, an airport, and a sports arena all have different construction requirements. Another factor is the ideas the structure should communicate. For example, some buildings are made to impress people with a display of power and wealth; others — to make everyone feel welcome. Other things to consider are the location and surrounding environment, including weather, and the cost of materials. 
 
Источник: Демонстрационный вариант ЕГЭ

Как главную стратегию предложите студенту анализ слов до и после пропуска, а также самих фраз в задании. 

Задание 1. Анализ слов до и после пропуска

Ход работы:

  • студент читает только текст, не видя предложенных фраз;
  • подчеркивает слова до и после пропуска;
  • конструирует возможную фразу;
  • смотрит на предложенные фразы и выбирает наиболее близкую.

Задание 2. Анализ предложенных фраз

Ход работы:

  • студент читает заголовок текста;
  • читает фразы, не смотря на текст;
  • подбирает несколько вариантов возможных слов до и после;
  • читает текст и заполняет пропуски.

Так может выглядеть итог подготовительной работы с фразами до чтения текста:

1. (a souvenir, a present) that one may buy in Moscow as a souvenir 
2. (shops, stores) which are situated in the centre of Moscow 
3. (chocolate, cake) that pleases the people with a sweet tooth 
4. ()although it has a slightly sour taste 
5. (Tver) which is a town not very far from Moscow (is, has)
6. (going, playing) riding a bike around the villages in Russia 
7. (enjoy) reading a book, or drinking coffee or tea (with, in)

Источник: Демонстрационный вариант ЕГЭ

Попросите выпускника объяснить, что в каждой фразе натолкнуло его на предложенные варианты.

Кто вы из великих педагогов?

Узнайте об этом, ответив на 6 вопросов,
и получите подарок! 🎁

Пройти тест
banner article new 16 Skyteach

5. Отрабатываем задание 12-18 ЕГЭ и задание 13-19 ОГЭ

Объединили эти два задания, так как они предполагают, с одной стороны, полное понимание прочитанного, а с другой — анализ вопросов к тексту. Рассмотрим общие стратегии и ход работы над ними.

Период подготовки к выполнению задания можно разделить на этапы по формированию четырех микроумений. Разберем каждое.

1. Микроумение задавать вопросы и находить важную информацию в тексте

Можно предложить следующие варианты заданий:

Read the paragraph and make up 3 questions. Прочитайте абзац текста и задайте к нему 3 вопроса.

Read the paragraph and choose the questions from the list that may be asked to the paragraph. Прочитайте абзац текста и выберите из списка наиболее подходящие вопросы к нему.

Второе задание может выглядеть так:

Read the paragraph and choose the questions from the list that may be asked to the paragraph.

Where does Athena live?
What does she like doing?
What does she like doing with her friends?
Whom does Athena go to the mall with?

One day last summer, around noon, I called Athena, a 13-year-old who lives in Houston, Texas. She answered her phone – she has had an iPhone since she was 11 – sounding as if she’d just woken up. We chatted about her favorite songs and TV shows, and I asked her what she likes to do with her friends. “We go to the mall”, she said. “Do your parents drop you off?” I asked, recalling my own middleschool days, in the 1980s, when I’d enjoy a few parent-free hours shopping with my friends. “No – I go with my family,” she replied. “We’ll go with my mom and brothers and walk a little behind them. I just have to tell my mom where we are going. I have to check in every hour or every 30 minutes.”

Источник: Демонстрационный вариант ЕГЭ

Совет. Содержание вопросов рекомендуем брать из предлагаемых утверждений в экзаменационном задании. Кроме того, необходимо включать на первый взгляд похожие вопросы в задание. Это позволит формировать микроумение выделять детали в прочитанном тексте.

2. Микроумение выделять ключевые слова в вопросах, вариантах ответа и утверждениях

Навык можно сформировать косвенно в заданиях, которые уже были рассмотрены. Рекомендуем уделить внимание подбору синонимов к каждому ключевому слову.

3. Микроумение подтверждать или опровергать утверждения

Важный для экзамена навык, который поможет проверить выбранные ответы.

Чтобы сформировать это микроумение, всегда просите студента находить подтверждения своего ответа прямо в тексте. Эффективно использовать инструменты хайлайтер и маркер, которые есть на разных онлайн-досках и в текстовых редакторах.

4. Работа над стратегиями выполнения задания

Каждое из микроумений становится основой стратегий. Это можно представить в виде списка:

  1. прочитать текст и попробовать задать несколько вопросов к нему;
  2. прочитать утверждения, подчеркнуть ключевые слова, подобрать к ним синонимы и выбрать правильный вариант ответа, прочитав нужный фрагмент текста;
  3. прочитать утверждения, не глядя на предложенные варианты ответов, подчеркнуть ключевые слова, подобрать к ним синонимы и найти ответ в тексте самостоятельно. Затем сравнить собственный ответ с предложенными.

Вторая и третья стратегия — на выбор.

Для проверки микроумений используйте полный текст с заданиями. Перед выполнением студенту необходимо объяснить, какую стратегию он будет использовать.

Примеры заданий для работы над микроумениями:

  • Read the text and ask questions to the underlined words. Прочитайте текст и задайте вопросы к подчеркнутым словам.
Ben greatly enjoyed the dream job he had got. He realised that people knew very little about our planet and its treasures. Living in big cities, they forgot how important the flora and fauna of this world were. Every time Ben went outdoors, he could discover something new. Ben’s life on the island was not just fun. It was very busy, busier than most people imagined. He worked seven days a week and up to 19 hours a day. The Best Job included travelling to over 60 islands of the Reef almost every day. It was not just looking after the Reef, Ben had a lot of meetings, press conferences and interviews. He was getting a lot of attention all the time and he couldn’t get away from it. That was probably the hardest part of the job. 

Источник: Демонстрационный вариант ОГЭ
  • Read the text and make up 3 true statements, 3 false statements and 2 not stated. Прочитайте текст и придумайте 3 правдивых, 3 ложных утверждения и 2 утверждения, о которых в тексте ничего не сказано.
  • Read the questions and make up 3 options, one of which is the correct one. Прочитайте предложенные вопросы и придумайте к ним 3 варианта ответа, один из которых правильный.

Важно сделать отработку стратегий разнообразной и интересной. Для этого меняйте формат работы, последовательность действий, а также побуждайте студентов придумывать задания и вопросы к текстам. Тогда подготовка к экзаменам будет эффективной, и ваши ученики получат на ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку высокие баллы.

Комментарии (2)
  • Фото аватара
    Angelina

    Thank you so much!!! The materials are awesome!

    29.03.2024
  • Фото аватара
    Ольга Л.Л.

    Здравствуйте, Анна! С удовольствием ознакомилась с Вашими советами и приемами для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я многое использую из того, что Вы предлагаете, и было приятно получить такое подтверждение от Вас. Очень важно превратить рутину в увлекательное занятие и почаще менять формат. С нетерпением буду ждать других материалов и идей от Вас!

    10.05.2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×