Абсолютное большинство учеников запоминает информацию лучше, если она подкреплена визуальным стимулом. Если вам хочется использовать изображения на уроке более эффективно и тратить меньше времени на поиск дополнительных картинок, то эта статья для вас — ведь современные учебники богаты на иллюстрации.
Остановимся подробнее на том, какие приемы помогут извлечь из них максимум пользы.
Приемы:
- Трансформировать в игру
- Использовать разговорные карточки
- Вводить новый грамматический материал
- Работать над навыками говорения
- Развивать навыки письменной речи
Предлагаем разделить иллюстрации на группы — это поможет быстро определять, для чего можно использовать картинку в дальнейшем.
Как правило, картинки в УМК:
— помогают ввести ученика в тему урока;
— готовят к чтению и аудированию;
— служат опорой для говорения или письма;
— содержат материал для грамматических упражнений;
— объясняют значение лексических единиц;
— используются как карточки для игр.
Каждый тип картинок можно трансформировать в любой другой из списка. В этом вам помогут 5 приемов, о которых знают не все преподаватели английского языка.
1. Трансформировать в игру
Если вы нашли иллюстрации в учебнике, которые выполняют функцию семантизации лексических единиц или выполнения грамматических упражнений, то они могут стать основой для интересной игры.
Когда вы работаете онлайн, использовать иллюстрации легко: любой скриншотер позволяет вырезать картинку и поместить, например, на онлайн-доску.
Эта возможность очень пригодится при создании игр на онлайн-доске:
- крестики-нолики;
- Бинго;
- I spy;
- I have, who has;
- любые виды настольных игр.
Картинки, изображающие ситуации, тоже отлично подойдут, ведь тогда в игровой форме вы сможете практиковать коммуникативные ситуации.
Предлагаем пример игры крестики-нолики, которая создана по мотивам иллюстраций рабочей тетради к учебнику Go getter 3 по теме Household.
Чтобы поставить крестик или нолик, студенту сначала необходимо смоделировать ситуацию, используя изученные полезные фразы.
Из иллюстраций учебника или подобранных вами похожих картинок легко получится настольная игра с кубиком. Кстати, как адаптировать любимые карточки и настолки для онлайн-урока, читайте в этой статье.
2. Использовать разговорные карточки
В интернете можно найти множество наборов разговорных карточек (conversation cards). Многие преподаватели создают их с нуля, тратя время на поиск картинок. Однако группа картинок для введения в тему и подготовки к аудированию или чтению часто скрывает настоящее сокровище.
Отберите иллюстрации из раздела, который проходите с учениками. На картинках должна четко прослеживаться ситуация или проблема. Разместите их на онлайн-доске и подготовьте набор вопросов. Вам может пригодиться статья: Типы вопросов, которые помогают создать аутентичную беседу на уроке
Еще одна активность, требующая подборку карточек, называется Would you rather. Задача студента — выбрать одно из двух предложенных и объяснить свой выбор. Особенно выигрышно такое задание при изучении темы Food, Household chores, Sports, Travelling.
Предлагаем универсальный пример активности Would you rather к учебнику Family and Friends 3, Hobbies.
3. Вводить новый грамматический материал
Если вам нравится прием guided discovery, или управляемое открытие, то вы знаете, как важно показать контекст и ситуацию, в которых используется эта конструкция.
Выберите картинку из темы, в которой предполагается освоение нового грамматического материала, и предложите следующее задание:
Затем попросите учеников объяснить, для чего используется выделенная в предложениях грамматическая конструкция. После этого можно переходить к выводу правила.
Для первичного закрепления новой грамматики в учебнике найдите еще несколько картинок, которые студенты опишут сами.
Пример такого задания по мотивам иллюстраций учебника Solutions Intermediate Third edition:
4. Работать над навыками говорения
Подготовка к диалогу или ролевой игре нередко требует распределения ролей. Это можно сделать с помощью картинок.
В группе картинок для подготовки к аудированию и чтению или работы над грамматикой довольно часто предлагаются изображения людей, совершающих действия, выполняющих определенную роль.
Если в вашем учебнике есть комиксы, например, как в линейке Family and Friends, — используйте их для работы над диалогом. Предложите студентам картинку и описание роли, например:
Картинка также подойдет в качестве стимула к составлению диалогов. Рекомендуем выбирать такие картинки из группы изображений, которые встречаются на этапе введения в тему юнита учебника.
Иллюстрации помогут составить историю при работе над монологической речью и добавят в задание игровой элемент.
Предлагаем активность, направленную на развитие умений неподготовленной монологической речи:
Студенты начинают рассказывать историю, глядя на первую картинку. Через 15 секунд уберите ее и покажите вторую. Задача студента — быстро сориентироваться и включить новый предмет или ситуацию в свою историю.
Если ученики затрудняются с началом истории, можете им подсказать.
5. Развивать навыки письменной речи
В работе над умениями письма картинки выполняют несколько функций:
- служат стимулом для письменного высказывания;
- служат иллюстрацией к написанной истории, письму или отзыву;
- показывают логику высказывания, например, последовательность событий.
В вашем учебнике вы легко найдете изображения для каждой из этих функций.
Стимул для высказывания лучше всего отбирать из группы картинок в начале юнита или для подготовки к чтению или аудированию.
Хорошей идеей будет предложить студентам написать отзыв о товаре, поездке или услуге с опорой на изображение. Такой материал легче всего найти в группе картинок для ввода новой лексики.
Задание на составление истории с помощью картинок легко организовать, если вы хорошо знаете учебник, по которому работаете. Рекомендуем выбирать из группы картинок на введение лексики или грамматики.
Иногда можно найти уже готовое задание при подготовке к аудированию или чтению, когда нужно расставить события в нужной последовательности. Если вам повезло и такое задание есть, то смело используйте готовый сет картинок в качестве опоры для студентов.
Чтобы по максимуму использовать иллюстрации из УМК, важно хорошо знать материал учебника и других компонентов. Рекомендуем в начале учебного года внимательно пролистать учебник и отметить для себя картинки всех пяти типов. Тогда подготовка к уроку будет заниматься меньше времени, а УМК оправдает свою цену.
Разнообразить уроки английского вам помогут и другие наши статьи: