26.10.2022
721
0

Вопрос методисту: Мне кажется, что мой урок неидеален — что делать?

Это новая рубрика Skyteach: «Вопрос методисту». Здесь мы отвечаем на вопросы, которые волнуют вас как преподавателей. Вы присылаете их на почту ask-skyteach@skyeng.ru, а наша команда преподавателей, методистов и психологов дает развернутый комментарий и делится рекомендациями

Вопрос звучит так:

Здравствуйте! Мне все время кажется, что мои уроки неидеальные. Почти всегда использую разминку, потом основное тело урока и кул даун по ситуации. Часто вместо стандартных уроков по платформе или по учебнику беру готовые уроки с нашего Skyteach.ru. В общем, развлекаю и обучаю как могу, но все же есть чувство неполноценности меня как преподавателя.

dilara biktagirova Skyteach
На вопрос отвечает сертифицированный (CAE) преподаватель и методист Skyeng, магистр мультилингвальной педагогики Диляра Биктагирова.

Большое спасибо за вопрос. Приятно видеть, что преподаватель так ответственно относится к своей работе. Это уже показатель того, что вы — осознанный педагог. Здорово также, что наш блог способствует проведению интересных, на ваш взгляд, занятий. Сегодня команда Skyteach вновь постарается помочь вам.

Что нужно сделать в первую очередь?

Для начала хочется вас успокоить — вы не одиноки: многие преподаватели испытывают похожие чувства. Пока мы рефлексируем и стараемся сделать уроки как можно интереснее, они априори не могут быть скучными. Скорее всего, ваши переживания беспочвенны. Однако если вы — максималист, уверена, вам будет интересно попробовать как можно больше полезных фишек.

Разнообразие ресурсов на уроке, яркие кликабельные картинки, нестандартные worksheets — это круто. Однако очень важно в погоне за wow-уроками не забывать о том, ориентирован ли урок на студента, с которым вы планируете его проводить.

Предположим, вы нашли интересное видео о футболе, продемонстрировали крутое интерактивное приложение, подготовили необычные вопросы о спорте. На первый взгляд, все замечательно. Урок состоялся, а ожидаемого восторга вы не замечаете. Почему так получилось?

Начинаем рефлексию и вспоминаем, что цель этого ученика — подготовка к собеседованию, и вообще, он любит не футбол, а хоккей. Интересны ли были ресурсы, которые вы подобрали, конкретному ученику? Помогли ли они ему в процессе достижения цели?

Идеальный урок — это тот, который понравился ученику, и не всегда это урок, который выстроен идеально с точки зрения методики.

На идеальном уроке студент с интересом участвует в обсуждении, выполняет задания, чувствует поддержку и заинтересованность со стороны преподавателя. Идеальный урок ориентирован на достижение конкретных задач, которые, в общем и целом, ведут к достижению основной цели ученика.

Например, такие материалы вам могут пригодиться при работе с узкими запросами студентов

Не мучайте себя догадками о том, нравится ли студенту заниматься — спросите напрямую. Скажите, что вы открыты к идеям и предложениям, даже к критике (но конструктивной!). Возьмите за правило давать обоюдный feedback в конце каждого занятия.

Примеры из опыта преподавателей:

Урок невозможен без двух составляющих: учителя и ученика. Эти части должны находиться в балансе: соблюдены интересы и того, и другого. Если преподаватель сконцентрирован на структуре урока, на методике преподавания, неизменно страдает ученик: его цели отходят на второй план. Учитель прежде всего должен задаваться вопросом: «Соответствует ли мой урок потребностям студента»?

Если в конце урока преподаватель чувствует, что урок по каким-то причинам прошел не так, как хотелось, — спросите у ученика, понравился ли урок ему. Что было сложно, а что — легко? Вы можете также поделиться своими опасениями со студентом. Люди склонны думать о плохом, заниматься самокритикой, но порой это не имеет никаких оснований. 

Если ученик подтверждает, что его все устраивает, он доволен проведенным уроком, то преподавателю не стоит додумывать что-то плохое. Иногда занятие идет не так, как запланировано, но это не значит, что урок провален. Возможно, именно этот вышедший из под контроля урок, где учитель дал возможность студенту выговориться, выплеснуть свои эмоции, станет для него идеальным. Позвольте и себе, и студенту на время просто побыть друзьями. Порой нам всем нужны поддержка и чувство плеча, и это гораздо важнее, чем методика преподавания.

Галина Карабинская, преподаватель Skyeng Premium
Чаще всего такое бывает со «стареньким» учениками, которые хорошо знакомы с платформой, типами заданий, героями. Wow-эффект с такими учениками часто уже проходит, и наступает другой период. Спустя несколько занятий я узнаю больше об ученике, и в дело вступает персонализация: мы больше говорим о самом ученике, его семье, друзьях, интересах, поскольку я могу задавать конкретные вопросы. 

Также я стараюсь находить задания на других ресурсах или делаю свои. Одни из самых любимых игр у моих учеников —  это word search. Их я использую в качестве разминки в начале урока, или когда чувствую, что ученик устает. Нахожу готовые по теме, которую мы изучаем или изучали ранее (это одновременно классный способ вспомнить давно изученную лексику) или делаю сама в онлайн-конструкторах.

Такой тип заданий хорошо развивает память, внимательность и повышает интерес. Многие ученики любят лабиринты: можно находить готовые или рисовать самостоятельно. Иногда я вставляю изображения по знакомой лексике, и ученик  проходит лабиринт и называет слова, которые встречаются у него на пути. Лабиринт является хорошим заменителем разминки в середине урока для разгрузки.

В конце урока я обычно провожу рефлексию и узнаю, что ученику понравилось больше всего, что было сложнее. Затем я меняю и дополняю уроки с учетом интересов каждого. 

Одним из главных показателей для меня являются эмоции учеников: когда я вижу, что ученик в конце урока находится в приподнятом настроении или просит позаниматься еще, я понимаю, что ему понравился урок, а это для меня очень важно. Ну и сообщения от родителей с благодарностью укрепляют веру в себя как в профессионала.

Гульшат Гарифуллина, преподаватель Skysmart
Совет от руководителя психологической службы для преподавателей Skyeng Родиона Жукова и психолога англоязычных преподавателей Juhas Vasilija Ida:

Перфекционизм во многих источниках упоминается как стремление к совершенству. Наш образ жизни во многом способствует его развитию, а именно:
 
— социальные сети (демонстрация совершенного, зависимость от мнения окружающих);
— навязываемое желание менять себя, внешность, поведение и т.д.
— реклама/лозунги, развивающие стремление к совершенству.
 
Перфекционизм — это не всегда про «плохо», и это важно понимать. Познакомившись с ним поближе, можно обнаружить и его пользу. Он может быть частью внутренней мотивации, позволяющий дойти до поставленной цели. 
 
Порой и стремление может стать угнетающим фактором. В этом случае жизнь превращается в поиски святого Грааля. Совершенство как определение/концепция провоцирует стресс.
 
И все это — абсолютная иллюзия. Почему? Потому что на нашей планете нет ничего идеального! Клевер четырехлистный? Если бы это был «стандарт», это не считалось бы талисманом. Таким образом, все и вся на самом деле совершенно несовершенны и несовершенно совершенны.
 
Все можно улучшить, если рассматривать критично: человека, идею, литературу, произведение искусства… Чем раньше мы примем этот факт, тем раньше мы дадим себе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Даже если вы получите все сертификаты и сдадите все экзамены на высшие баллы, вы все равно не будете одинаково хороши для всех! Всегда найдутся те, кто найдет другого учителя (профессионала) круче, лучше, больше того или иного.
 
Что можно сделать, чтобы помочь себе забыть о перфекционизме:
 
1. Всегда делайте все возможное;
2. Помните, что даже вы не находите всех людей, которых встречали в своей жизни, одинаково замечательными.
3.Составьте для себя список достоинств и недостатков перфекционизма;
4. Напишите эссе на тему «Почему стремление к идеалу — нерационально и саморазрушительно?» Написание не гарантирует быстрого изменения. Скорее, это поможет разглядеть дальнейшее направление работы с ним.

Другие статьи из рубрики «Вопрос методисту»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×