Это новая рубрика Skyteach: «Вопрос методисту». Здесь мы отвечаем на вопросы, которые волнуют вас как преподавателей. Вы присылаете их на почту ask-skyteach@skyeng.ru, а наша команда преподавателей, методистов и психологов дает развернутый комментарий и делится рекомендациями

Вопрос звучит так:

Добрый день! Недавно произошла неприятная ситуация: я спланировала урок, определила цели и задачи, расписала каждый этап по времени, но во время занятия что-то пошло не так. Получилось, что поставленная цель так и не выполнена, и я теперь не понимаю, как поступить на следующем уроке: завершить то, что не получилось в прошлый раз, или начать новое?
anna teterina Skyteach
Отвечает Тетерина Анна, асессор тренировочных уроков для преподавателей школы Skyeng, обладатель сертификата C2 (Cambridge Proficiency English), создатель и автор Telegram-канала Teachers’ Inspiration, преподаватель английского и французского языков более 10 лет.

В первую очередь важно понять, по каким критериям можно судить, что цель не достигнута. Для этого необходимо проверить, правильно ли она поставлена. Главное — достижимость этой цели. Сравните:

В конце урока студент выучит лексику по теме Food. (1)

В конце урока студент сможет рассказать, что ест на завтрак, используя 8 изученных слов. (2)

В первом варианте трудно проверить, достигнута ли цель в конце урока, потому что «выучить лексику» — это длительный, комплексный процесс из множества этапов. Второй вариант сформулирован более конкретно. Вы можете оценить, как студенты справились с заданием, использовали ли они изученное.

Если цель поставлена верно и вы понимаете, что не смогли ее достичь, то сначала проанализируйте урок по чек-листу.

1. Вы придерживались тайминга каждого этапа урока.
2. Количество отобранных упражнений соответствует продолжительности урока.
3. Объем текста для аудирования/чтения возможно реализовать в заданное время.
4. Материалы урока соответствуют уровню студента.
5. Вы сформулировали задачи урока так, что они действительно ведут к достижению цели.

Если хотя бы один пункт списка западает, то в этом, скорее всего, и кроется неудача конкретного урока. В этом случае планирование следующего занятия необходимо скорректировать.

Если необходимая лексика/грамматика так и не были выведены в речь.

Начните с языкового упражнения, которое студенты еще не выполняли. Затем продолжите блок упражнений, запланированных на прошлый урок. Если останется время, вы можете поработать с учеником над развитием навыка, например, чтения или аудирования.
Если ученик не успел выполнить упражнения к тексту для чтения или аудирования, а этот текст в дальнейшем понадобится.

Актуализируйте тему текста, а затем либо разделите текст на части для чтения в группах, либо выберите наиболее интересную часть или фрагмент, который студент не успел прочесть, и сделайте упражнение. Попробуйте поменять прием, который вы используете.
Если студент не успел составить устное/письменное высказывание или составил его без использования ключевой лексики или грамматики.

В начале следующего урока актуализируйте материал и попросите студента высказаться на предложенную тему. Проверьте, что задание сформулировано четко и помогает ученику понять, что от него требуется. Формулировку темы или вопроса лучше изменить, чтобы не было полного повтора предыдущего урока.
Если вы считаете, что материал неудачного урока не повлияет на систему уроков в целом.

Начните следующее занятие без опоры на предыдущее. В этом случае учтите ошибки и проработайте план урока.

Примеры из опыта преподавателей:

Советами делится Анна Богатырева, преподаватель направления Premium в школе Skyeng, опыт преподавания более 15 лет:

Такая ситуация произошла и у меня на офлайн-уроке: я задала контрольные вопросы, чтобы проверить, как ученик освоил тему, и перейти к следующей. Оказалось, что студент ничего не помнит.

У меня есть четыре способа преодолеть такую ситуацию:

1. Начать повторение пройденной темы на уровне ниже так, чтобы формат и подача материала отличались.
2. Перейти на новую тему, на время «забыв» материал предыдущей, и вернуться к пройденному примерно через месяц.
3. Создать ситуацию успеха в данной теме или в новой. Важно, чтобы студент перестал нервничать из-за неудачи.
4. Постараться понять, где именно кроется корень проблемы, на каком этапе и по какой причине ученик «забуксовал».

Например, во время изучения грамматической конструкции студент легко выполняет языковые упражнения, а проблема возникает на этапе условно-речевых.

Решением будет работа с языковым упражнением, но с другой установкой: ученику необходимо изменить в предложении деталь или факт. Для облегчения задачи вы можете подчеркнуть те слова и выражения, которые легче всего заменить.

Советует Екатерина, опыт преподавания 10 лет:

Бывают случаи, когда студенты любого возраста и уровня начинают уходить от темы и говорить совсем не о том, что мы сейчас проходим. При этом чаще всего они не используют ключевые грамматические конструкции и лексику, и цель урока так и остается в плане.

Для себя я выработала следующие варианты решения проблемы.

Решение 1

Необходимо показать ученику, как именно он говорил. Я всегда записываю основные мысли студента во время его речи, а затем показываю.

Предложите самому ученику проанализировать речь, ответив на вопросы:

1. Говорил ли студент на предложенную тему?
2. Раскрыл ли предложенные вопросы?
3. Сколько лексических единиц из урока использовал?

Чаще всего осознание того факта, что ничего не было сказано или использовано, заставляет студента задуматься и мотивирует усилить самоконтроль. 

Решение 2

Еще один вариант работы с записанной речью студента: подчеркните те выражения и конструкции, которые можно переформулировать с использованием target language. Так вы покажете ученику зону роста. 

Важно проверить, какие инструкции к упражнениям вы даете. Ясно ли студенту, что нужно делать, сколько времени у него есть на выполнение, какой языковой материал он может использовать.

viktoriya korobova 1 Skyteach
Также на вопрос мы попросили ответить Викторию Коробову, обладательницу сертификатов TKT и Celta Pass A, владелицу школы английского языка, методиста, преподавателя с опытом работы 11 лет.

Цели урока имеют определенную структуру: сначала мы ставим основную (main aim) и уже из нее выводим вспомогательные (subsidiary aim). Они позволяют определить задачи каждого этапа урока (stage aim). 

Важным этапом планирования является прогноз возможных проблем (anticipated problems) и время на каждое задание (timing). Разберем основные ошибки, которые мешают достичь нам основной цели урока.

Ошибка 1

Основная цель слишком размытая или большая, достичь ее в рамках урока сложно или почти невозможно. Например, learn Present Perfect — слишком объемная.

Необходимо уточнить цель и указать, для чего именно вводится эта конструкция: to present and practice Present Perfect Tense with the meaning Life experience.

Ошибка 2

Вспомогательные цели не ведут к выполнению основной цели и никак с ней не связаны. 

Например, main aim — to talk about the life experience. Вы ставите вспомогательную — revise tenses that my students know. Повторяя эти времена, вы потратите огромную часть урока, а приведет ли она вас к желаемому результату, и нужно ли их практиковать, чтобы говорить про свой опыт?

Переформулирование вспомогательной цели сделает достижение более вероятным: To give the students speaking practice in the context My life experience.

Ошибка 3

Слишком сильный фокус на интересных заданиях.

Да, добавление ярких и очень интересных игр и заданий в уроки может обеспечить вау-эффект, но задайте себе вопрос: «Поможет ли эта игра/активность достичь цели урока?»

Ошибка 4

Забывая прогнозировать возможные проблемы, мы также можем нарушить ход урока.

Например, мы полностью строим занятие на том, что читают текст дома, а затем в классе мы презентуем новую грамматику на его основе. Но ученики могут его не прочитать. Что делать в этом случае? А если у студента не очень богатый опыт и он не может придумать идеи, чтобы поделиться опытом? Все это нужно предусмотреть и продумать план Б.

Ошибка 5

Еще одна ошибка — игнорирование тайминга. Если вы пропишете время на каждую активность, то вам будет легче заметить, какая занимает большую часть времени, и решить, стоит ли тратить на нее время.

Например, разминка в начале урока по плану занимает 10 минут, а могла бы 5. Кажется, что это мелочь, но именно это может помешать достичь цели. 

Советую анализировать план урока уже после занятия и сравнивать его с тем, чего действительно удалось достичь, чтобы понять свои точки роста.

Завершить хотелось бы цитатой прекрасного методиста Джима Скривенера (Jim Scrivener): “Prepare thoroughly. But in class, teach the learners, not the plan”.

Другие статьи из рубрики «Вопрос методисту»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×