Вопрос методисту: Что делать, если ученик быстро забывает лексику?

Это новая рубрика Skyteach: «Вопрос методисту». Здесь мы отвечаем на вопросы, которые волнуют вас как преподавателей. Вы присылаете их на почту ask-skyteach@skyeng.ru, а наша команда преподавателей, методистов и психологов дает развернутый комментарий и делится рекомендациями

Вопрос звучит так:

Ученик неплохо осваивает новую лексику на уроке, но очень быстро забывает ее. Через несколько дней словно и не учил ничего. Что может помочь?

dilara biktagirova Skyteach
На вопрос отвечает сертифицированный (CAE) преподаватель и методист Skyeng, магистр мультилингвальной педагогики Диляра Биктагирова.

К сожалению, новая лексика часто вылетает из памяти студентов, и эта проблема относится к разряду «вечных». В статьях Skyteach мы неоднократно затрагивали тему того, как помочь запомнить новые языковые единицы. Вы можете прочитать материалы и почерпнуть для себя что-то полезное:

На мой взгляд, нужно предлагать современные варианты запоминания лексики. Я рекомендую использовать Quizlet. Другой полезный инструмент — мнемотехники, например, цветовая палитра.

К примеру, при изучении vocabulary на тему Emotions можно обозначать счастливые «теплые» эмоции желтым цветом, а отрицательные «холодные» — синим.

По аналогии можно отмечать разными цветами слова по теме Animals and Pets: зеленым — животных леса, голубым — подводных обитателей, а оранжевым (цвет тепла и уюта) — домашних.

Другой отличный способ запомнить лексические единицы для детей — рисование. Предложите ученику разнообразные задания: проиллюстрировать новые слова, восстановить картинку по тексту, дорисовать элементы на заготовке и т.д.

Вы можете бесплатно скачать шаблон для задания:

Даже раскраски можно использовать с пользой для запоминания лексики. На этом сайте собраны раскраски на английском языке. Кроме этого, для отработки лексических единиц с детьми хорошо подойдут палочки Кюизенера, а всем, кто глубоко интересуется темой запоминания лексики, рекомендую подробнее изучить методику Пимслера.

Примеры из опыта преподавателей:

Опытом делится Ксения Гогитидзе, преподаватель Premium Skyeng

То, что ученик забывает новую лексику, — вполне закономерное явление: так устроена наша память. Если информацию не использовать, то мозг не будет ее хранить. Поэтому сначала нужно разобраться, насколько актуальна эта лексика, нужна ли она ученику, будет ли он ей пользоваться в рамках своей цели изучения английского.

Второй момент: для выведения лексической единицы в актив ее недостаточно один раз изучить на уроке. Например, мы разобрали слово со студентом на уроке, посмотрели его значение, увидели, как использовать его в контексте, с чем оно сочетается грамматически. Возможно, ученик обратился к переводу на русский, а затем составил собственный пример использования слова.

Для того, чтобы лексическая единица все-таки закрепилась, нужно через некоторое время снова встретить ее в контексте и узнать, а затем продолжать натыкаться на нее или использовать в речи (письменной и устной). Только после этого можно будет сказать, что лексика закрепилась.

Советую на занятиях регулярно делать задания на повторение лексики из прошлых уроков и пробовать игры, в которых используются новые слова.

Еще очень рекомендую изучить, как работает память и происходит запоминание информации, и пользоваться «магическим числом Миллера», когда планируете вводить новую лексику. Эта закономерность, выявленная американским психологом, заключается в том, что человек не может запомнить более 7 (+- 2) элементов за один раз. Для преподавателя английского это значит, что нет смысла брать 20 новых слов за один урок.

Советует Евгения Саткеева, преподаватель направления Exams Skyeng

Чтобы помочь ученикам не забыть слова, я всегда обращаюсь к новой лексике в конце урока. На образовательной платформе нашей школы для этого есть страницы “Discuss“ или “What I can do“.

На последующих занятиях мы проводим диктанты с уже изученными языковыми единицами. Если обычный школьный диктант ученики, как правило, пишут под диктовку, то на онлайн-диктанте перед нами открывается масса возможностей провести его необычно: это и слайды с картинками, и анаграммы.

Порой можно разбавить рутину трендами из TikTok или песнями на английском языке. Например, выберите трек, в котором встречаются необходимые вам слова, и попросите студентов написать все, что они услышат, — это хорошая практика аудирования и письма. Высокоуровневым ученикам можно давать определение и просить написать само слово.

Меняйте формат диктанта, чтобы учащиеся не воспринимали его как что-то скучное. Как только один способ надоедает, берите другой. 

Если вы занимаетесь английским со взрослыми учениками, в этой статье вы найдете топ-10 диктантов для отработки лексики.

Опыт методиста

Совет Екатерины Головенко, старшего методиста в Methodologists/Teachers Care Skyeng

Это частая проблема: на уроке ученик отлично понимает значение слов и фраз, безошибочно выполняет лексические упражнения и использует их в предложенных заданиях на говорение, но через несколько дней уже не может самостоятельно вызвать в памяти нужные лексические единицы.

Как организовать работу так, чтобы лексика запоминалась:

1. Связывайте материал с целями ученика

Рассказывайте, как и когда в реальной жизни он применит лексические единицы, какие проблемы сможет решить. Если студент понимает, что материал действительно важен, он быстрее его запомнит.

В обучающих курсах лексические единицы чаще всего предлагают в контексте определенной темы. Вы можете поступить так же и дополнить материал контекстом, который соотносится с целями студента.

Например, вы изучаете части тела и органы человека в контексте темы о первой помощи (посещении врача). В то же время вы знаете, что ученик интересуется спортом и танцами, — попробуйте связать некоторую лексику урока с увлечением студента.

2. Опирайтесь на имеющиеся знания учащегося

Важно, чтобы лексическая единица, которую вы изучаете на уроке, заняла свое место в индивидуальном семантическом поле ученика. Студент должен понимать, к какой категории слов она относится, какие синонимы и антонимы можно подобрать, к каким тематикам она подходит.

Для этого важно актуализировать уже имеющиеся знания по смежной теме и «встроить» в них это слово.

К примеру, на уроке вам встретилось слово incredible. Попросите студента определить часть речи, вспомнить синонимы и антонимы этого слова, подумать, с какими знакомыми словами он может его употребить и как видоизменить это слово, чтобы получить наречие.

3. Используйте разные методы введения лексики

Задействуйте аудиовизуальную память ученика. Предлагайте яркие картинки к слову или предложению. Возможно, строка из известной песни с нужным словом или фразой, которую студент слышал много раз (и послушает еще, после того как вы напомните о ней) позволит учащемуся запомнить нужную фразу.

Мнемотехнические техники тоже бывают очень полезными. Например: obstinate — упрямый человек, которому все как об стенку горох.

Постарайтесь использовать эти приемы с осторожностью, их переизбыток может перегрузить ученика: он не сможет запомнить много песен и картинок.

4. Просите студента повторять лексику

Посоветуйте приложения для изучения слов. Например, в приложении, которым пользуются ученики Skyeng, выученные слова предлагаются для повторения регулярно в соответствии с кривой забывания Эббингауза.

Еще можно поискать новые контексты с нужными словами: статьи, короткие видео, новости. Студент должен еще раз встретить слово в новом контексте, чтобы запомнить его.

Обычно мы стремимся обходиться хорошо известными, привычными лексическими единицами, которые первыми приходят на ум. Преподаватель может помочь ученику бороться с этой привычкой и мотивировать его использовать новые слова чаще.

В этом случае можно иногда просить студента повторить сказанное, но использовать лексику, которую вы уже изучили.

Важно именно усилие ученика: вы напомните ему о том, что можно использовать определенную фразу, но составить предложение с ней он должен сам. Это позволяет запомнить лексические единицы так, чтобы в будущем легко вызывать их из памяти.

5. Не перегружайте ученика лексикой

Не давайте больше 10 слов или фраз за одно занятие — большой список в словаре может демотивировать. Реальнее всего давать от 5 до 9 лексических единиц.

Продуктивных вам уроков!

Другие статьи из рубрики «Вопрос методисту»:

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×