18.01.2023
89
0

Вопрос методисту: Как преподавать английский ученикам с нарушениями речи

Анна Тетерина

Преподаватель английского и французского языков (дети, подростки, взрослые), преподаватель Skyeng направления Adults

Это рубрика Skyteach: «Вопрос методисту». Здесь мы отвечаем на вопросы, которые волнуют вас как преподавателей. Вы присылаете их на почту ask-skyteach@skyeng.ru, а наша команда преподавателей, методистов и психологов дает развернутый комментарий и делится рекомендациями.

Вопрос звучит так:

Несколько раз сталкивалась с такой ситуацией: ко мне приходит ученик, и уже во время первых уроков я замечаю определенные психические нарушения, а также нарушения в речи и на письме.

Каждый раз чувствую себя в тупике: с одной стороны, я всего лишь преподаватель иностранного языка, в мои обязанности не входит диагностика и помощь с такими нарушениями, с другой стороны, родители не всегда готовы прислушаться к моим рекомендациям обратиться к специалистам.

Кроме того, такие ситуации бывают и со взрослыми учениками. Как мне поступать?
anna teterina Skyteach
Отвечает Тетерина Анна, асессор тренировочных уроков для преподавателей школы Skyeng, обладатель сертификата C2 (Cambridge Proficiency English), создатель и автор Telegram-канала Teachers’ Inspiration, преподаватель английского и французского языков более 10 лет

Преподавателю английского языка зачастую приходится быть не только учителем, но и психологом, наставником, потому что иностранный язык — это средство общения. Мы не обязаны решать общие трудности в обучении, для этого существуют специалисты, однако именно эти проблемы ведут к низкой мотивации студентов, медленному прогрессу в овладении иностранным языком.

Я работала со взрослой ученицей с дислексией, при этом о диагнозе ученица предпочла не рассказывать. Мне потребовалось время, чтобы понять, в чем причина трудностей. Теперь рекомендую всем преподавателям обязательно спрашивать студентов, в чем могут быть причины проблем.

Если вы работаете с детьми, то задайте вопрос родителям, показав, как ребенок пишет или говорит.

Со взрослым студентом поговорите в конце урока, спросив:
• что ученику кажется наиболее сложным на занятии;
• возникают ли трудности с чтением, написанием или произнесением слов, в формулировании мысли;
• в чем может быть причина трудностей.

Сейчас я активно изучаю тему нарушений в речи, смотрю вебинары и читаю статьи на эту тему. Если вы хотите помочь вашим студентам преодолеть трудности, рекомендую вам искать блоги нейропсихологов и задавать вопросы специалистам, включать в языковые упражнения и упражнения из области психологии, например, связанные с развитием моторики или быстроты реакции.

Если вы хотите глубже погрузиться в тему нейропсихологии, то в этом могут помочь монографии известных ученых:

  1. Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста
  2. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе
Приглашаем преподавателей на направление Premium. Вам предстоит пройти 4 этапа отбора, который в целом займет около 7-14 дней. Оставить заявку можно по ссылке, а узнать, как легко и быстро пройти каждый этап поможет наша статья.

Примеры из опыта преподавателей:

Мы также провели опрос среди преподавателей школы Skyeng, который показал, что 9 из 10 преподавателей сталкиваются с трудностями обучения не только детей, но и взрослых учеников. Репетиторы поделись опытом решения проблем.

Анна Богатырева, опыт преподавания 15 лет

У меня есть одна взрослая ученица с дислексией. Мы занимаемся уже почти два года, и я заметила, что если она устала, много работала в этот день или разочарована, то проблема обостряется. По словам студентки, для нее нет разницы между Саратовом и Самарой. Кроме того, она нередко заменяет слова и путает буквы. Я стараюсь отвлекать ученицу от усталости и создавать ситуацию успеха, подбирая задания, которые ее мотивируют и которые получаются. Как только студентка чувствует себя комфортно, проблемы с дислексией ослабевают.

Ольга Гиталова, опыт преподавания более 5 лет

Несколько лет назад у меня проходила реабилитацию взрослая ученица с дислексией. В тот момент я действительно не понимала, что делать, поэтому стала читать нейропсихологические блоги, где узнала, что при дислексии и дисграфии необходимо работать с компенсаторным механизмом. Например, люди с дисграфией хорошо воспринимаются на слух, запоминают. 

Мы занимались грамматикой английского языка на продвинутом уровне. Приходилось тратить около трех часов на подготовку одного урока с ней, когда я в среднем трачу 15 минут. Я старалась использовать минимум текста, большие буквы и цифры, если приходилось писать что-то. Больше советов мне удалось почерпнуть в статье в блоге Skyteach о дисграфии и дислексии:

Преподавателю, столкнувшемуся с такими проблемами, я бы рекомендовала оценить ситуацию и определить порядок работы: если это ребенок или подросток, то поговорить с родителями и постараться убедить в необходимости занятий со специалистом, а если взрослый, то специально подбирать программу, основываясь на рекомендациях нейропсихологов.

maria azores clinical psychologist 1 Skyteach
Отвечает Мария Азорская, клинический психолог, нейропсихолог, магистр психологических наук, преподаватель Колледжа МПГУ по дисциплинам «Коррекционная и специальная педагогика», «Инклюзивное образование», автор марафона «Нейрочтение»

Каждый специалист, который занимается обучением детей или взрослых, сталкивается с так называемыми трудностями обучения.

Трудности обучения — это те факторы, которые по какой-то причине мешают овладению знаниями и умениями по предмету. Несмотря на то что детский мозг обладает невероятной пластичностью, то есть больше способен к компенсации, некоторые особенности развития могут сохраняться и проявляться у взрослых людей.

Самые частые трудности обучения: 

  • слабая концентрация внимания, быстрая утомляемость;
  • пропуск букв, угадывающее чтение;
  • трудности с запоминанием и пересказом прочитанного текста;
  • зеркальность букв, трудности ориентировки на листе бумаги, усвоений образа букв;
  • повторение элементов букв, цифр, символов;
  • пропуск точек, запятых, начало предложений с маленькой буквы;
  • смешение близких по звучанию букв (з-с, б-п, д-т и др.);
  • нарушение порядка букв в словах и др.

Кроме того, например, могут быть особенности речи при РАС и СДВГ, хотя сам диагноз не обязательно предполагает такие нарушения. Часто нарушается именно коммуникативная сторона речи — возможность общения. Могут быть эхолалии (повторение слов, предложений), ускорение или замедление темпа речи.

Если вы как преподаватель заметили подобные трудности у ребенка, то лучше сказать об этом родителю сразу и направить на консультацию к нейропсихологу, логопеду или дефектологу. Они определят, нужна ли помощь медицинских специалистов (например, невролога).

Что касается психических нарушений — это область работы психиатров. К сожалению, родителям, как и многим взрослым людям, страшно обращаться за психиатрической помощью. 

Ваша задача как преподавателя постараться направить родителей или взрослого ученика к более узкому специалисту. Объясните, почему вы считаете, что человеку нужна сторонняя помощь. Старайтесь не использовать слова: нарушение, отклонение, ненормальный. Лучше говорить «трудности», «затруднения», «особенности восприятия». Помните, что если вы тревожитесь о том, как работать с подобными трудностями, то родителям или взрослому человеку еще тревожнее.

Рекомендую прочесть Пособие для педагогов. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения, в которой предложена классификация нарушений речи и перечислены основные ошибки, которые может допустить учащийся.

Другие статьи из рубрики «Вопрос методисту»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×