20.01.2023
286
0

План-конспект урока русского языка «Однородные члены предложения» 8 класс

Рита Владимировна Дичева

Преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории с опытом (более 25 лет) преподавания и методической работы. Почетный работник общего образования. Эксперт региональной комиссии по аттестации учителей, член муниципальной комиссии по проверке олимпиадных, экзаменационных и всероссийских проверочных работ по русскому языку. Уполномоченный региональной экзаменационной комиссии по проведению ОГЭ

Школьники легко и естественно используют в своей речи конструкции с однородными членами. Проблемы у ребят начинаются, когда их нужно найти в тексте и правильно расставить знаки препинания. Подготовили для вас план-конспект урока русского языка по теме «Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах» для 8 класса. Преподавателям он поможет сэкономить время и силы на подготовку к занятию.

Содержание:

Цели и задачи урока

  • актуализировать знания учащихся об однородных членах предложения, способах их выражения;
  • развить и закрепить понятие об однородных членах предложения;
  • закрепить навыки их узнавания в тексте, графического обозначения однородных членов предложения.

Ожидаемые результаты

Личностные

  • ученики осознают эстетическую ценность русского языка; 
  • будут уважительно относиться к языку;
  • будут стремиться к речевому самосовершенствованию;
  • будут использовать предложения разных типов для выражения своих мыслей.

Метапредметные

  • научатся выделять главное в учебном материале; 
  • научатся оценивать задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, определять, в чём проявилась сложность выполнения;
  • научатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные

  • овладеют понятием «однородные члены предложения»;
  • узнают способы их выражения;
  • научатся правильно графически обозначать однородные члены предложения, распространять предложения однородными членами;
  • научатся использовать однородные члены в предложении.
Ход урока

1. Лингвистическая разминка

Выберите правильный вариант ответа.

В каком слове ударение падает на третий слог?

  1. баловать
  2. звонит
  3. черпает
  4. сверкает

В каком слове пишется окончание –ИТ?

  1. чист..т
  2. подморажива..т
  3. рису..т
  4. света..т

Укажите словосочетание с подчинительной связью примыканием:

  1. гулять по лесу
  2. 2. мечтает отдохнуть
  3. красота природы
  4. свой взгляд

Найдите СГС:

  1. попросили спеть
  2. будет врачом
  3. начал свистеть
  4. прогуливается

Укажите односоставные предложения:

  1. Зимняя стужа хозяйничает в лесу. 
  2. Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой.
  3. Искрится и переливается снег в лунном свете.
  4. За окном завьюжило.
Преподавайте русский язык из дома и с библиотекой готовых материалов для уроков под рукой. Особенно ждём учителей с навыками подготовки к ОГЭ/ЕГЭ и опытом преподавания от 3 лет. Подробнее по ссылке →

Онлайн-школа для детей и подростков Skysmart от Skyeng поможет преподавателям:

◆ Тратить меньше времени на проверку домашних заданий.
◆ Проводить уроки когда удобно, а не когда поставят в расписании.
◆ Делиться знаниями с учениками, а не составлять планы и отчёты.
◆ Больше не тратить время на дорогу и не зависеть от погоды.

Tакже открыт набор преподавателей физики и математики. Оставить заявку можно на сайте.

2. Актуализация знаний

В течение трёх минут изучите утверждения и выразите своё согласие или несогласие (поставьте + или –).

  1. Однородные члены — это всегда слова одной и той же части речи.
  2. Однородные члены соединяются только союзами.
  3. В предложении может быть только один ряд однородных членов.
  4. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.
  5. Однородные члены бывают только нераспространёнными.
  6. Однородные члены всегда располагаются рядом.
  7. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами.
Проверьте себя: + — — + — — +

Были ли затруднения при выполнении?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Определите тему нашего урока: «Однородные члены предложения»

— Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока.

— Какие цели и задачи ставим перед собой?

  1. Распознавать (находить) предложения с однородными членами, понимать назначение однородных членов.
  2. Определять, каким членом предложения являются однородные члены.
  3. Соблюдать интонацию перечисления в предложении с однородными членами.
  4. Научиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  5. Конструировать предложения с однородными членами.
Дополнительно может пригодиться наша статья: Как развить гибкие навыки на уроках русского языка

4. Развитие и закрепление знаний

Запишите предложения, подчеркните однородные члены как члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены, определите способ связи.

  1. Маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. (Однородные сказуемые: вспыхивали, наливались выражены глаголами, связаны союзом то…то, разделяются запятой)
  2. И рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия. (Однородные сказуемые: вспыхивали, наливались — связаны интонацией, разделяются запятой; однородные дополнения: красавицы, зевы, аристократия — связаны интонацией и союзом И. Перед союзом И запятая не ставится)
  3. И весело, и величаво поднимается могучее светило. (Однородные обстоятельства: весело, величаво — выражены наречиями; связаны повторяющимся союзом И, поэтому разделяются запятой)
  4. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. (Однородные определения: большой, золотой выражены прилагательными; подсохший, поредевший — выражены полными причастиями)
  5. И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. (Однородные подлежащие: квохтанье, голоса, стук выражены существительными, связаны интонацией и союзом ДА=И, разделяются запятыми)
Сделайте выводы, ответив на вопросы:

• На какие вопросы отвечают однородные члены?
• Какими членами предложения могут быть однородные члены?
• Какими частями речи они могут быть выражены?
• С помощью чего разделяются однородные члены?
• С помощью чего соединяются?
• Может ли быть в предложении несколько рядов однородных членов?

5. Повторение теоретических сведений

Выводы по наблюдениям:

  1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
  2. Однородные члены относятся к одному и тому же слову в предложении.
  3. Однородные члены равноправны и соединены сочинительной связью, имеют интонацию перечисления.
  4. Как правило, однородные члены предложения выражены словами одной и той же части речи.
  5. Однородные члены являются одним и тем же членом предложения.
  6. Повторяющиеся слова не являются однородными членами.
  7. В предложении может быть один или несколько рядов однородных членов.
  8. Однородные члены могут быть распространённые и нераспространённые.
Какими союзами могут связываться однородные члены в предложениях? (сочинительными)

Рассмотрите таблицу:

План-конспект урока русского языка «Однородные члены предложения» 8 класс

Вспомните, когда запятая между однородными членами не ставится:

1. Перед соединительными союзами и, да (в значении и) запятая не ставится, если они употреблены между однородными членами только раз, например:

Дни стояли тёплые и ласковые.
Ночью ветер злится да стучит в окно.

2. Перед соединительными союзами и, да (в значении и) ставится запятая, если они повторяются и стоят между однородными членами, например:

Дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.
Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам. 

Так же с союзом ни — ни: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

Не забудьте: запятая не ставится в устойчивых выражениях:

и то и сё;
ни то ни сё;
и тот и другой;
и так и сяк;
ни рыба ни мясо;
ни свет ни заря.

3. От соединительного союза да надо отличать присоединительный союз да и, перед которым при произношении бывает пауза, а на письме ставится запятая или тире, например:

  1. Он работает быстро, да и хорошо.
  2. Смотритель постоял, постоял — да и ушёл.
Если союзы связывают однородные члены попарно, запятая ставится между парами однородных членов, например:

На беспокойном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром.

Работа в группах

Пользуясь таблицей, составьте в группах предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами: 1 группа — соединительными, 2 группа — разделительными, 3 группа — противительными.

Для учителя

Каждая группа предлагает составленные предложения для заполнения третьего столбца таблицы. Учащиеся заполняют третий столбец таблицы, используя предложения, составленные в группах.

6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний по алгоритму

Алгоритм работы по теме «Предложение с однородными членами»:

  1. Списать предложение.
  2. Выделить основу.
  3. Найти однородные члены предложения.
  4. Определить, к какому слову относятся и на какой вопрос отвечают?
  5. Расставить знаки препинания.
  6. Составить схему.
  • Ра..им утром сквозь молочно(голубую) тума..ую дымку мутно в..днелось всё (во)круг лес и скалы и остр..ва и бе..крайние озёра.
  • Унылое подавле..ое настроение почему(то) пр..следовало её (по)всюду в школе и дома в фотостудии и на трен..ровке.
  • Меня в этот су..отний вечер ждали друзья и дома и в кафе и в театре. 
  • Мы с классом побывали в нескольких учреждениях культуры нашего города в театре в музее в филармонии.
  • Р..скошное убранство комн..т костюм хозяйки портреты на стенах (н..)что (н..)укрылось от наблюдат..льного гостя.
  • У входа в школу нас встрет..ли учитель кла..ный руководитель и директор.
Для учителя

Учащиеся оценивают свою работу, сравнивая с эталоном. (Демонстрируются правильно записанные предложения)

7. Итоги урока и рефлексия

Что сегодня мы повторили об однородных членах предложения? Что нового узнали?

Вопросы для рефлексии:

  1. Доволен ли ты тем, как прошёл урок?
  2. Было ли тебе интересно?
  3. Сумел ли ты получить новые знания?
  4. Был ли ты активен на уроке?
  5. Ты будешь с удовольствием выполнять домашнюю работу?
  6. Сумел ли ты показать себя?
О плюсах и минусах онлайн-преподавания, особенностях онлайн-уроков русского языка и бережном отношении к себе и ученикам читайте в интервью Татьяны Румянцевой.

Продуктивных уроков!

Коллеги, напишите в комментариях, по каким темам вам ещё нужны планы-конспекты, какие статьи по методике преподавания русского языка интересны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×