Передача чужой речи — сложный процесс. Ученики, даже старшеклассники, порой не соблюдают правила или вовсе не знают о них. Смешение прямой и косвенной речи — частая грамматическая ошибка (найти ее требуется в задании 8 ЕГЭ по русскому языку). Проработать проблему и подготовить выпускников к экзамену поможет план-конспект урока по русскому языку «Чужая речь. Основные способы передачи чужой речи» (11 класс).

Содержание:

Методическая заметка

Умение включать в авторское изложение чужую речь также важно для работ по другим предметам, особенно для написания сочинений и эссе на итоговой аттестации. 

Школьникам необходимо:

• грамотно использовать и оформлять прямую и косвенную речь;
• использовать слияние компонентов прямой и косвенной речи;
• включать эпиграфы, цитаты в собственные тексты.

Цель урока

Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме «Предложения с чужой речью».

Планируемые результаты обучения

Предметные

  • знать способы передачи чужой речи;
  • владеть понятиями прямая, косвенная, несобственно-прямая речь, цитирование;
  • уметь различать предложения с прямой, косвенной, несобственно-прямой речью;
  • правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью;
  • находить способы передачи чужой речи.

Метапредметные

  • формулировать цель урока самостоятельно;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • определять последовательность действий при выполнении задания;
  • вносить коррективы в действие после его завершения;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • оформлять свои мысли в устной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; 
  • получать новые знания и искать ответы на вопросы.

Личностные

  • проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
  • формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе;
  • объективного оценивать свой вклад в решение общих задач.
Ход урока

1. Постановка цели и задач урока

Анализ предложения учениками.

«Основные способы передачи чужой речи»

— Как вы понимаете это высказывание?

Что такое чужая речь? Какова ее роль, по определению М. М. Бахтина?

Объясните постановку знаков препинания в предложении. (Знаки препинания в предложении с прямой речью, при однородных членах, тире в простом предложении)

 Какие еще способы передачи чужой речи вы знаете?

Определите цель и задачи урока. Они могут быть такими:

  1. Узнать все способы передачи чужой речи. 
  2. Научиться различать авторскую и чужую речь. 
  3. Находить способы передачи чужой речи. 
  4. Научиться правильно их использовать, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с чужой речью.

2. Актуализация знаний

Прямая речь

План-конспект урока по теме «Чужая речь» (11 класс)

Особенности структуры предложений с прямой речью — авторские слова и прямая речь. 

Авторские слова — это конструкция с глаголом речи (сказать, проговорить, промолвить, спросить, ответить и т. п.), к которому непосредственно относится прямая речь. Вводящие прямую речь слова могут характеризовать поведение персонажа во время речи, его мимику, позу, этапы протекания речи.

Прямая речь с точки зрения структуры представляет собой предложения простые и сложные, односоставные и двусоставные, полные и неполные. 

Характерные особенности прямой речи:

  • обращения; 
  • формы повелительного наклонения;
  • междометия;
  • эмоционально-экспрессивные частицы; 
  • личные местоимения; 
  • глагольные формы от первого лица.

Например: «Взять их!» — рявкнул старик, топнув ногой.

Повторим систему знаков препинания при прямой речи.

Задание. Какие примеры соответствуют схемам? Запишите в тетрадь предложения, составьте схемы.
План-конспект урока по теме «Чужая речь» (11 класс)

Диалог

План-конспект урока по теме «Чужая речь» (11 класс)
Задание. Составьте в тетради схему диалога:

 — Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу.
  — А коли отпущу, — сказал он, — так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?
 — Как могу тебе в этом обещаться? — отвечал я. — Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду.  Делать нечего. Отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебя судья; а я сказал тебе правду.
Проверьте себя:

— П, а. — П.
— П, — а, — п.
— П? — а. —  П.

Если реплики диалога написаны в строку и не указано, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире. 

«Ну, Муся, видела сына Пушкина?» «Видела». «Ну, какой же он?» «У него на груди звезда». «Звезда! Мало ли у кого на груди звезда! У тебя какой-то особенный дар смотреть не туда и не на то…».

Косвенная речь

«Основные способы передачи чужой речи»

Пугачев сказал, что Гринев крепко перед ним виноват. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой. 

Лесничий спросил, видел ли я на озере лебедей. В этом предложении содержится косвенный вопрос, поэтому вопросительный знак не ставится.

При замене прямой речи косвенные местоимения 1 лица заменяются на 3 лицо. Обращения, междометия и глаголы повелительного наклонения не употребляются.

Несобственно-прямая речь

План-конспект урока по теме «Чужая речь» (11 класс)

Александр выбежал, как будто в доме обрушился потолок, посмотрел на часы — поздно, к обеду не поспеет.

Несобственно-прямая речь совмещает свойства прямой и косвенной речи. Она, как и прямая речь, сохраняет особенности лексики и синтаксиса чужой речи и, как косвенная речь, не оформляется на письме кавычками, ведется от имени автора.

Подведем итог.

Способы передачи чужой речи:

1. Прямая речь (дословная передача) Все вспоминали этот вечер, повторяя: «Как хорошо и весело нам было!»

2. Косвенная речь (передается от лица автора) Все вспоминали этот вечер, повторяя, что им было хорошо и весело.

3. Несобственнопрямая речь (слияние компонентов прямой и косвенной речи) Все вспоминали этот вечер. Как хорошо и весело им было!

Цитирование

План-конспект урока по теме «Чужая речь» (11 класс)

Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

Пунктуация при цитировании:

Правило 1. Цитаты выделяются кавычками. Если есть слова автора, ставятся такие же знаки, как и при прямой речи.

«Талант Пушкина, — писал Белинский, — не был ограничен тесною сферою одного какого-либо рода поэзии».

Правило 2. Если цитата вводится в авторскую речь как часть предложения, первое слово пишется с маленькой буквы.

О. Мандельштам писал, что «отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории».

Правило 3. Если цитата приводится не полностью, вместо пропущенных букв ставится многоточие:

а) перед цитатой после кавычек, когда цитата приводится не с начала предложения и стоит после слов автора;

В течение всей жизни Б. Пастернак писал не только стихи, но и прозу; он даже признавался: «…я больше всего люблю прозу».

б) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри нее;

Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он…сам был первым нашим университетом».

в) после цитаты перед закрывающимися кавычками, когда цитируемое предложение приводится не до конца.

«Искусство только напоминает нам своими произведениями о том, что интересно для нас в жизни…» — утверждал Н. Г. Чернышевский.

Правило 4. Если за цитатой следует указание на ее автора, оно берется в скобки; точка ставится после скобки.

«Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К. Паустовский).

Правило 5. При указании на источник цитаты первое слово пишется с маленькой буквы, если это не имя собственное.

Красива не красавица — красива любимая (пословица).

Правило 6. После цитаты ставится точка, если указание на автора помещается ниже.

— Был бы гвардии он завтра ж капитан.
— Того не надобно; пусть в армии послужит.
— Изрядно сказано! пускай его потужит…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Да кто его отец?
Княжнин.

Правило 7. Выражения, вставленные в текст в качестве членов предложения, выделяются кавычками. Двоеточие перед ним не ставится, если нет слов фраза, предложение, надпись и т. п.

А. Ахматова назвала Н. Гумилева «самым непрочитанным поэтом».

Знаки препинания при цитировании поэтического текста

Правило 1. Не заключаются в кавычки цитаты, взятые из стихов с сохранением деления на стихотворные строки.

И я счастлива, что мне, в одних моих юношеских стихах, удалось еще раз дать его черное детище — в слове:

А там, в полях необозримых,
Служа небесному  царю,
Чугунный правнук Ибрагимов
Зажег зарю.
М. И. Цветаева

Правило 2. Многоточие в начале цитируемого стихотворения ставится на месте пропуска слова или группы слов в первой строке, поэтому цитата начинается с маленькой буквы.

…низких нищих деревень
Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костер в лугу далеком…

Правило 3. При нарушении строфики стиха для выделения стихотворных строк ставят одинарную или двойную косую черту, либо одинарную или двойную вертикальную линейку в том месте, где кончается одна стихотворная строка и начинается другая. Знак препинания перед таким знаком сохраняется, и прописная буква в начале строки после знака — тоже.

Судьба Родины переживается Блоком как личная судьба, и стихи звучат как страстное признание: «Россия, нищая Россия! // Мне избы серые твои, // Твои мне песни ветровые, — // Как слезы первые любви!»

Эпиграф

План-конспект урока по теме «Чужая речь» (11 класс)

Эпиграф поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица (источника).

Эпиграфы пишутся без кавычек, а ссылку на источник, автора — без скобок и без точки.

Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы посвященной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

А. С. Пушкин

Могут пригодиться и другие наши статьи по русскому языку:

3. Закрепление знаний

Задание 1. Составьте предложения с прямой речью, используя высказывания.
  • Он победил и время и пространство. (А. А. Ахматова. Из статьи «Слово о Пушкине». 1961.)
  • Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. (А. А. Блок. Из речи «О назначении поэта», произнесенной в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина. 1921.)
  • У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца. (А. Т. Твардовский. Из эссе «Пушкин». 1949.)
Задание 2. Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению (знаки препинания не расставлены).

Так смотри Муся запомни продолжал уже отец что ты нынче, четырех лет от роду, видела сына Пушкина. Потом внукам своим будешь рассказывать.

а) «П, — а. — П.»;      в) «П. — а. — П.»;

б) «П, — а, — п.»;      г) «П, — а. — п?»

Задание 3. Исправьте грамматические ошибки в предложениях с косвенной речью.

Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетневу, что я женат и счастлив. В 1820 году  Пушкин написал, что мне вас не жаль, года весны моей…

Задание 4. Запишите предложения, заменяя прямую речь косвенной.
  • Аполлон Григорьев так определил роль А. С. Пушкина в духовной жизни России: «Пушкин — это наше всё».
  • «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — писал Гоголь.
  • Тургенев говорил: «Пушкин был нашим первым поэтом — художником… Он создал наш поэтический, наш литературный язык».
  • «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин, — писал А. Блок. — Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни».
Задание 5. Запишите предложения под диктовку, правильно их оформив.
  • Пушкин уверяет:

На всех стихиях человек —
Тиран, предатель или узник.

  • Все мы помним начало пушкинского романа: «Мой дядя самых честных правил…».
  • Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении «Арион»:

…А я бесконечной веры полн, —
Пловцам я пел…

  • Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается верен своим убеждениям: «я гимны прежние пою».
Задание 6. Представьте, что вы встретились с А. С. Пушкиным. Составьте диалог по следующей схеме.

А:
— П!
— П, — а.

А:
— П, — а.

Задание 7. Прочитайте фрагменты литературно-критической статьи С. М. Петрова «Художественная проза Пушкина». Выпишите предложения, иллюстрирующие примеры использования чужой речи.
План-конспект урока по теме «Чужая речь» (11 класс)
Чтобы скачать этот фрагмент, нажмите на кнопку «Скачать».
Об особенностях онлайн-уроков русского языка в онлайн-школе Skysmart и бережном отношении к себе и ученикам читайте в интервью Татьяны Румянцевой.

4. Итоги урока и рефлексия

Фронтальная беседа по вопросам (вопросы открытого типа требуют рассуждения):

  • Что такое чужая речь? Какую роль она играет в общении?
  • Какие способы передачи чужой речи вы знаете? Какие кажутся вам предпочтительнее?б
  • Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью?  Как не допустить ошибок при перестраивании прямой речи в косвенную?
  • Чем отличается пунктуация при оформлении диалога?
  • Какова роль цитирования? С чем связано многообразие способов цитирования?
  • Для чего нужен эпиграф?

Продолжи предложения (для рефлексии):

  1. Сегодня я научился…
  2. Сегодня на уроке я смог…
  3. Урок был полезен тем, что…
  4. Теперь я умею…
  5. Я не совсем понял…
  6. Надо еще повторить…

Продуктивных уроков!

Коллеги, напишите в комментариях, какие планы уроков и статьи по методике преподавания русского языка вам нужны. Подготовим!
Комментарии (1)
  • Фото аватара
    Полянская Елена Николаевна

    Конспект урока по развитию речи в 11 классе.Написание сочинения.

    21.06.2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×