Преподавателям физики повезло — даже гуманитарии с интересом наблюдают за опытами на уроках. Чтобы вызвать восторг детей, не нужны лаборатории и дорогое оборудование, не нужен и учебный класс. Собрали 5 простых опытов по физике для 7–9 классов, которые можно провести в домашних условиях. Вы пожете продемонстрировать эксперименты на онлайн-уроке или поделиться инструкцией с учениками.

Не забудьте добавить статью в закладки.

Содержание:

  1. Яйцо в бутылке
  2. Поляризация потолка
  3. Переохлажденная жидкость
  4. Невесомость с книгой
  5. Снизу вверх по линейке

Учите школьников и получайте
от 40 до 100 000 рублей в месяц!

Приглашаем в онлайн-школу Skysmart от Skyeng учителей физики 
с высшим образованием (или студентов последнего курса) и опытом подготовки
к выпускным экзаменам

Начать преподавать
kk Skyteach

Яйцо в бутылке, 7 класс

Инвентарь:

  • Яйцо, сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы.
  • Стеклянная бутылка с горлышком диаметра чуть меньше, чем у яйца.
  • Горячая вода.

Подготовка:

Поместите бутылку в емкость с горячей водой и сразу же вытащите. Второй вариант: налейте горячую воду в бутылку, а затем вылейте.

Демонстрация:

  1. Поместите на горлышко бутылки вареное яйцо.
  2. Наблюдайте вместе учеником, как яйцо само залезает в бутылку.

Объяснение:

После того как горлышко горячей бутылки оказывается герметично закрыто яйцом, емкость и воздух внутри охлаждаются. Охлаждение воздуха связано с уменьшением его давления. Давление снаружи бутылки было и остается равным атмосферному давлению, оно вдавливает яйцо внутрь бутылки. А ученику кажется, что это магия.

Поляризация потолка, 8 класс

Инвентарь:

  • Воздушный шарик.
  • Шерсть.

Подготовка:

Надуйте шарик и потрите его о шерсть. 

Демонстрация:

Поднесите воздушный шарик к потолку. Он прилипнет к поверхности из-за поляризации потолка.

Объяснение:

Неметаллический потолок не проводит электрический ток. Такие материалы называют диэлектриками. В них нет свободных зарядов, движущихся под влиянием электрических сил.

Диэлектрики содержат электрические заряды, а точнее, электрически заряженные частицы — электроны и ядра, которые связаны друг с другом в нейтральных атомах. Они не могут перемещаться под действием электрического поля по всему объему тела, но способны поворачиваться во внешнем электрическом поле. 

Потертый о шерсть воздушный шарик приобрел электрический заряд — наэлектризовался. В ходе эксперимента мы помещаем потолок в электрическое поле, которым обладает наэлектризованный шарик.

Электрические заряды молекул потолка, имеющие знак, противоположный знаку зарядов воздушного шарика, поворачиваются ближе к шарику, а заряды молекул потолка, имеющие противоположный знак, поворачиваются дальше от воздушного шарика.

Те заряды, которые находятся ближе друг к другу, притягиваются сильнее, чем отталкиваются те, которые находятся дальше друг от друга, и шарик прилипает к потолку. Переориентация зарядов в молекулах потолка и есть та самая поляризация.

Сколько платят в Skyeng преподавателю физики?

Из чего складывается доход учителей, рассказываем в специальной статье.

Подробнее
lyudi ch.1 61 Skyteach

Переохлажденная жидкость, 8 класс

Инвентарь:

  • Пустая стеклянная баночка от детской смеси. 
  • Вода.
  • Тихое холодное место.

Подготовка:

Налейте воду в баночку до самого края и закройте крышкой. Отнесите емкость в тихое холодное место, в котором долго никого не будет.

Демонстрация:

  1. Когда температура окружающего воздуха понизится до минусовых значений (−20 градусов), проберитесь в тихое холодное место и аккуратно возьмите в руки баночку.  
  2. Убедитесь, что вода не замерзла, и откройте крышку банки.
ВАУ-эффект: вода мгновенно замерзнет и выдавится из банки, как зубная паста из тюбика. Не забудьте снять этот процесс на видео.

Объяснение:

Для замерзания воды, как и для закипания, нужны «возбудители спокойствия». Жидкость закипает на микроскопических пиках на поверхности сосуда. Вода замерзает, если над ее поверхностью есть конвекционные потоки воздуха.

Если попробовать довести до кипения дистиллированную воду в идеально гладкой кастрюле, например, из монокристалла железа, — то для закипания нужна температура выше 100 градусов. Это будет перегретая жидкость. А если воду оставить в месте, где нет никаких внешних возмущений, то и внутри баночки тоже не возникнет причин для замерзания. Жидкость может охладиться до температуры ниже нуля и не кристаллизоваться.

При открывании баночки возникают потоки воздуха, которые уносят тепло от воды, поэтому она быстро кристаллизуется. При этом объем жидкости увеличивается, и она выдавливается через горлышко.
Могут пригодиться и другие наши статьи по физике:

Невесомость с книгой, 9 класс

Инвентарь:

  • Самая толстая и тяжелая книга в доме или стопка книг.
  • Листочек бумаги формата А4.

Подготовка:

Вставьте листочек бумаги в середину книги так, чтобы его половина оставалась снаружи.

Демонстрация:

  1. Держите книгу горизонтально и покажите ученику, что листочек бумаги крепко зажат между страницами.
  2. Не отпуская лист, поднимайте и опускайте книгу вверх и вниз.
  3. Затем отпустите книгу падать, сопровождая ее рукой, державшей листок бумаги.
ВАУ-эффект: даже незначительное усилие выдергивает лист из книги во время ее свободного падения. Вот что такое невесомость.

Объяснение: 

Слово «невесомость» часто связывают только с космосом или жизнью на орбитальных станциях на околоземных орбитах, но это не так. Начните обсуждение опыта с формулировки определение веса.

Вес — это сила, с которой какое-либо тело, вследствие своего притяжения к Земле, действует на горизонтальную опору или растягивает вертикальный подвес.

Может произойти такой диалог со школьником:

— А если убрать опору или подвес? 

— Тогда тело упадет.

— А пока оно падает, оно на что-нибудь давит или растягивает?

Опыт доказывает, что не давит. При свободном падении веса просто нет, и все свободно падающие тела находятся в состоянии невесомости. Поэтому любой ребенок, находящийся в свободном падении во время прыжка, тоже испытывает состояние невесомости. 
Занимательный факт

Космические станции на околоземной орбите тоже находятся в состоянии свободного падения на Землю. Только у них большая скорость, и они постоянно «промахиваются» мимо нашей планеты.

Снизу вверх по линейке, 9 класс

Инвентарь:

  • Две длинные линейки (30–40 см).
  • Две стопки книг.
  • Две воронки для сыпучих продуктов.

Подготовка:

  1. Склейте воронки друг с другом широкими сторонами так, чтобы получилась своеобразная ось.
  2. Сложите книги так, чтобы одна стопка была выше другой на диаметр широкой стороны воронок.
  3. Поместите две линейки на стопках книг в виде буквы V. Раздвоенные концы должны опираться на высокую стопку, а сведенные вместе — на нижнюю.

Демонстрация:

Ось из воронок должна располагаться на линейках со стороны низкой стопки книг. 

Ученику нужно наблюдать за опытом сбоку. Задайте школьнику вопрос: «Смогут ли воронки скатиться с низкой стопки книг на высокую?»

Слегка подтолкните воронки — они покатятся с низкой стопки в сторону высокой. При этом центр тяжести воронок будет опускаться.

ВАУ-эффект: ученик видит то, что, казалось бы, не могло произойти.

Объяснение:

Центр тяжести тела всегда старается найти самое нижнее положение, поэтому ничего необычного в этом опыте нет. Воронки скатываются по линейкам, сложенным буквой V, при этом центр тяжести опускается. Воронки как будто раздвигают линейки и спускаются каждую секунду все ниже и ниже.

Какие планы уроков и методические материалы для офлайн и онлайн-занятий физикой нужны вам? Напишите в комментариях — подготовим статьи.
Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×