Без знаний морфем и морфемного строя языка школьники не смогут грамотно писать. Проработать тему с учениками 5 класса поможет наш план-конспект урока по русскому языку «Морфемика. Понятие о морфеме».

Содержание:

Готовите к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку? Приходите за повышенным доходом в Skyeng! Регулярные выплаты, гибкое расписание, своя платформа для занятий. Все подробности по ссылке.

Цель урока

  • познакомить учеников с разделом науки о языке, изучающим морфемы; 
  • повторить ранее изученное о частях слова;
  • совершенствовать умение школьников находить составные части слов; 
  • научить ребят проводить морфемный разбор слова;  
  • воспитывать культуру общения, сотрудничества, ответственность за результаты коллективного труда;
  • учить школьников критично относиться к собственному мнению.

Ожидаемые результаты обучения

Личностные

  • осознавать значимость выделения морфем в слове для грамотного письма; 
  • иметь ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
  • желать приобретать новые знания и умения;
  • уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности.

Метапредметные

  • уметь устанавливать преемственные связи прежних и новых знаний и применять их в новых ситуациях;  
  • реализовывать различные способы действия;
  • соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; 
  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. 

Предметные

  • систематизировать знания о частях слова; 
  • овладеть порядком морфемного разбора;
  • уметь применять алгоритм обозначения морфем; 
  • познакомиться со значением некоторых морфем.

Другие статьи Skyteach по русскому языку:

Ход урока

Разминка

Угадайте, какое слово спряталось.

  1. У него приставка, как у слова переждать.
  2. У него корень, как у слова раздумье.
  3. У него два суффикса: первый, — как у слова брать, второй — суффикс, образующий прошедшее время глагола.
  4. Окончание, как у слова сын.

Повторение

Как называются разделы науки о языке:

  • Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
  • Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)
  • Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексика)

Целеполагание

Обозначьте на доске условные обозначения морфем.

Ответьте на вопросы:

  • Что это за обозначения? (Части слова)
  • Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Какое? (Морфемы)
  • Знаете ли вы, какой раздел науки о языке их изучает? (Морфемика)
  • Какие задачи мы поставим на урок?

Друзья! Задача наша такова
Откроем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
(П. Чесноков)

Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь. (Морфема. Морфемика)

Актуализация знаний

Часть 1. Работа со стихотворением

Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова. 

План-конспект урока «Морфемика» 5 класс

А теперь обобщите рассмотренный материал. (Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание — имеют общее название – морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика).

Часть 2. Фронтальная беседа по вопросам

  • Что такое морфема?
  • Для чего служат приставки и суффикс?
  • Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
  • Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

Часть 3. Терминологический диктант с самопроверкой

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова, морфема, морфемный разбор.

Часть 4. Задания по картинке

Вопросы по картинке:

  • Что там, на дереве, вместо флага?
  • Почему эта морфема в образе птицы? Какая ещё морфема летает над островом и почему?
  • Чем занимается эта морфема? Почему ей нравится этот вид спорта?
  • Какие морфемы ссорятся? Почему?
  • Какие ещё морфемы похожи друг на друга? Чем это объяснить?
  • Почему одна из морфем в очках? Как это связано с её значением?
  • Почему эти морфемы не гуляют по острову сами по себе? (Они составили слова).

Применение знаний в новой ситуации

Задание 1

А теперь вы сами соберите слова из морфем: рас-, -сказ-, -чиклет-, -е-, -ть; матрос-, -ск-, -ий; улыб-, -а-, -ешь-, -ся; о-, -добр-, -и-, -тель-, -н-, -о. Из них надо собрать пять слов (рассказчик, лететь, матросский, улыбаешься, одобрительно) и разобрать их по составу.

Прокомментируйте особенности написания каждого слова: двойные согласные на стыке морфем, написание приставки рас-, окончания -ешь, суффикса наречий  и т. д.

Задание 2

Прочитаем в учебнике о порядке морфемного разбора. Теперь необходимо составить алгоритм действий при выполнении морфемного разбора.

План-конспект урока «Морфемика» 5 класс

Задание 3

Разберите слова по составу. Выделяя приставки и суффиксы, объясняйте значение морфемы: небольшого, въедет, гвоздиком, рубашонка, парашютный, маршрутчик, мечтательный.

Докажите, что данные слова однокоренные, выделите корень: вижу — увидеть, видно, предвидеть, предвидеть.

Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Какие морфемы в слове являются значимыми?» (Корень, приставка, суффикс)

Физминутка

Потрудились — отдохнём!
Встанем — глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Задание 4

Чтобы узнать, какое значение морфема придаёт слову, выполните задания.

  • Вспомните и запишите слова с суффиксом –онок-. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т. д.)
Что же обозначает суффикс в этих словах?
  • Прочитайте слова и объедините их попарно. Добавьте ещё по одному-два слова по этим же признакам.

Прибежал, рыбка, колосок, огородник, волосок, колхозник, шубка, прицепил.

Прибежал, прицепил — это глаголы. В обоих словах приставка при-. Какое значение имеет морфема при-?
  • Рыбка, шубка — это имена существительные. У них одинаковый суффикс к-.
Какое смысловое значение имеет суффикс –к-?
  • Колосок, волосок — это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-. 
Какое значение он имеет? (Уменьшительное)
  • Огородник, колхозник — это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.
Какой вывод вы можете сделать? Каждая морфема слова имеет своё значение и играет свою роль в слове. И не просто играет роль, но и может полностью изменить значение слова.

Задание 5

За одну минуту составьте как можно больше слов с корнем -вод— при помощи приставок и суффиксов. У кого слов больше, тот и победил.

Итог урока

  • Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?
  • Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.
  • Какие значения придают слову морфемы?

Домашнее задание

Найдите ответы на вопросы:

  • Почему оба разбора слова розовый верны:

а) роз-ов-ый; б) розов-ый?

  • Почему оба разбора слова бабка верны:

а) баб-к-а; б) бабк-а?

  • Как в нашем языке появились слова окно, весна, волна? Связано ли их появление со словами око, светить, валить (с ног)?
  • Найдите корень в слове вспоминать:

а) -мин-; б) -помин-; в) -м-.

  • Как связаны слова создать и здание со словом глина?

Рефлексия

Отгадайте загадку:

Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,
Вся же — в дневнике я и в журнале. 

(О-цен-к-а)

Оцените свою работу на уроке, ответив на вопросы:

  • Что вы делали на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Что было интересным, неинтересным, сложным, легко выполнимым?
  • Проанализировав сегодня работу на уроке, подумайте: что ещё вам надо повторить, подучить, над чем ещё следует поработать?
Уважаемые коллеги, напишите в комментариях, какие планы уроков и материалы для занятий вам нужны. Подготовим!
Комментарии (2)
  • Фото аватара
    галина

    морфологический разбор местоимений 6 кл

    14.03.2023
  • Фото аватара
    галина

    спасибо!нужны планы 5-9 кл по яз и лит-ре браво!!!

    13.03.2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×