До экзамена остается мало времени, поэтому подготовка должна иметь форму интенсивной проработки продуктивных видов заданий. В статье мы подробно рассмотрим, что ждет экзаменуемых при сдаче устной части экзамена по английскому языку, и поговорим об актуальных изменениях в устной части. Еще в качестве подарка вас ждут подсказки, как получить максимальный балл по каждому заданию.
Содержание:
- Справка о процессе сдачи устной части ЕГЭ
- Изменения в заданиях устной части в 2023 году
- Разбор Задания 1
- Разбор Задания 2
- Разбор Задания 3
- Разбор Задания 4
Справка о процессе сдачи устной части ЕГЭ
Как же проходит сдача устной части экзамена по иностранным языкам? Прежде всего, не забудьте внести в календарь даты проведения ЕГЭ по английскому. Письменная и устная части сдаются в разные дни.
Расписание проведения экзамена по иностранным языкам (раздел «Говорение») в 2023 году:
Досрочный период | Основной период |
30 марта (чт) — письменная часть 6 апреля (чт) — устная часть 12 апреля (ср) — устная часть (резерв) 14 апреля (пт) — письменная часть (резерв) | 13 июня (вт) — письменная часть 16 июня (пт) — устная часть 17 июня (сб) — устная часть 23 июня (пт) — устная часть (резерв) 27 июня (вт) — письменная часть (резерв) |
Устная часть экзамена по иностранным языкам сдается в компьютерной форме. Никаких заметок в процессе подготовки ответов делать нельзя. Продолжительность устной части экзамена всего 17 минут, но ученику нужно быть готовым ждать своей очереди в аудитории ожидания. Это может занять довольно много времени.
Изменения в заданиях устной части в 2023 году
Изменений в разделе «Говорение» КИМ ЕГЭ 2023 года в сравнении с КИМ ЕГЭ 2022 года не так много: уточнена формулировка задания 4 и критерии оценивания задания 3.
Чтобы успешно сдать экзамен, нужно на отлично знать структуру КИМ, критерии оценивания, а также владеть стратегиями выполнения каждого задания.
Обо всех изменениях в КИМ ЕГЭ 2023 по английскому языку можно почитать в статьях:
Разбор Задания 1
Это задание базового уровня сложности. Нужно прочитать вслух фрагмент информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста.
Важно продемонстрировать владение техникой чтения, то есть фонетически верно произносить слова в тексте, соблюдая также интонацию, ударение, беглость. Так эксперт поймет, что выпускник понимает содержание читаемого.

Как получить максимальный балл за задание 1:
- читать текст легко, без лишних пауз, соблюдая правильную интонацию;
- правильно ставить ударение в словах, состоящих из нескольких слогов;
- правильно ставить ударение в сложных словах с двумя корнями, например: foreground, airborne;
- не пропускать слова и строчки;
- правильно расставлять фразовое ударение;
- делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы;
- правильно читать перечисление с восходящей интонацией;
- правильно произносить разные коммуникативные типы предложений: утверждения, вопросы разных типов.
Пригласите тех, кто ценит знания! В нашей онлайн-школе преподают еще и физику. Посоветуйте знакомым учителям заполнить заявку по ссылке.
Разбор Задания 2
Это задание базового уровня сложности — условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку). Экзаменуемый должен задать четыре вопроса, каждый из которых оценивается по шкале 0–1 баллов. Максимально за правильное выполнение этого задания выпускник может получить 4 балла.
Цель — проверить, как экзаменуемый умеет запрашивать информацию; обращаться за разъяснениями; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания.

Как получить максимальный балл за задание 2:
- задавать грамматически верные прямые вопросы;
- в первом вопросе обязательно указывать место/организацию/магазин, в который «звоните», даже если в задании про это не говорится (Where is the new shop located? но не Where is it located);
- можно задавать вопросы одного типа, если это логично.
Вам могут пригодиться и другие наши материалы о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ:
Разбор Задания 3
Еще одно задание базового уровня сложности. Снова диалог, но на этот раз участнику экзамена нужно ответить на пять вопросов электронного ассистента.
Как получить максимальный балл за задание 3:
- давать полные ответы на вопросы;
- помнить, что необязательно говорить на протяжении всех 40 секунд, которые выделяются на один ответ, — достаточно 2-3 предложений;
- обратить внимание, в каком времени электронный ассистент задает вопросы, и отвечать, используя правильное грамматическое время;
- внимательно слушать вступительную речь электронного ассистента, в которой он огласит тематику вопросов. Это поможет сориентироваться в теме и настроиться на восприятие вопросов;
- правильно употреблять грамматические формы и конструкции, которые входят в требования к уровню А2, — это те языковые единицы и конструкции, которыми ученики должны овладеть к окончанию 9 класса.
В 2023 году уточнен список элементов содержания, обязательных к освоению на уровнях А1–А2, владение которыми участник экзамена должен продемонстрировать, отвечая на вопросы электронного ассистента в задании 3:
Articles (when they change the meaning of the sentence)
Countable and uncountable nouns with much/many (How much / how many)
Countable nouns: the plural
Future actions (will, going to, Present Сontinuous)
Imperatives Modals — can/could
Modals — have to
Modals — should
Passive voice (Present and Past Simple)
Present and Past Continuous Present and Past Simple
Possessive case of nouns
Prepositions of time: on/in/at
Present Perfect Pronouns
There + to be
Verb + ing: like / hate / love doing
Word order in statements and questions
Разбор Задания 4
Единственное задание высокого уровня сложности в устном экзамене. Это связное тематическое монологическое высказывание с элементами описания и рассуждения. Оно представляет собой обоснование выбора двух фотографий или иллюстраций к проектной работе на определенную тему и выражение своего мнения о теме проекта. Форма ответа — голосовое сообщение другу.
Предлагается коммуникативная ситуация: экзаменуемый вместе с другом выполняет проектную работу, он нашел две фотографии, которые планирует использовать в качестве иллюстраций. Ученику нужно записать голосовое сообщение напарнику и объяснить выбор этих фото.

По сравнению с КИМ 2022 года, в задании 4 2023 года поменялся план: различия ушли в первый пункт, преимущества и недостатки двух видов деятельности обозначены в пунктах 2 и 3.
Особенности задания 4:
- необходимо не просто описать фотографии, а связать их с темой проекта;
- сопоставить и сравнить фото, найти различия, определить, почему они могут служить иллюстрациями к предложенной теме проектной работы;
- высказать и обосновать свое мнение о теме проекта, выделить преимущества и недостатки объектов, иллюстрирующих или раскрывающих тему проекта.
Как получить максимальный балл за задание 4:
- соблюдать объем высказывания (12-15 фраз);
- раскрыть каждый пункт плана в форме сложного предложения (сложносочиненного или сложноподчиненного) или в нескольких простых предложениях;
- успеть раскрыть все пункты плана за три минуты;
- представить, что действительно записывается голосовое сообщение другу: не забыть про приветствие и прощание;
- не использовать фразы you can see, так как друг фотографию не видит;
- не затягивать первый пункт плана, различия включить в описание фотографий;
- называть преимущества и недостатки не картинок, а действий, которые на них изображены;
- говоря о собственных предпочтениях, использовать формулировку (глагольную форму) в точности так, как она представлена в пункте 4 плана. В плане могут использоваться такие формулировки: you prefer, you’d prefer, you preferred as a child, would like.
Ответ оценивается по трем критериям:
- решение коммуникативной задачи/содержание (максимум — 4 балла);
- организация устного высказывания (максимум — 3 балла);
- языковое оформление высказывания (максимум — 3 балла).
В методических рекомендациях для предметных комиссий детально описаны типичные ошибки, которые допускали выпускники в 2022 году:
- непонимание инструкции к заданию и использование формата задания 4 предыдущих лет;
- отсутствие связи своего ответа с проектом, использование в описании и сравнении фотографий только второстепенных деталей, никак не относящихся к теме проекта;
- непонимание коммуникативной задачи находит отражение также в утверждениях экзаменуемых, что фотографии выбрали для них;
- отсутствие или неправильная формулировка своего мнения о теме проекта и/или отсутствии его обоснования в завершении;
- использование заученных фраз или фрагментов топиков, что приводит, как правило, к отходу от темы.
При описании фотографий рекомендуется давать два различия. Хотя в 2023 году, если будет дано только одно различие, балл не снижаться не будет. Главное — черты не должны иметь случайный характер, нужно напрямую связывать их с темой проекта. Учтите, что проектная работа строится на противопоставлении изображенных на фото ситуаций (увлечения, профессии, питание, свободное время, виды спорта и т. п.), а не просто на описании маловажных деталей: два человека — три человека, мужчины — женщины, внутри — снаружи.