Какие развивающие цели и задачи можно поставить для урока математики? В статье — рекомендации учителям в постановке задач к уроку.

Содержание:

Учите школьников и получайте
от 40 до 100 000 рублей в месяц!

Приглашаем учителей математики
с высшим образованием (или студентов последнего курса) и опытом подготовки
к выпускным экзаменам

Начать преподавать
kk Skyteach

Справка, что относится к развивающим целям

Развивающие цели — часть глобальных целей обучения, выделяют еще воспитательные и образовательные, все они связаны друг с другом.

Именно развивающие цели помогают в обучении. На каждом его этапе происходит развитие и этот процесс обязательно нужно отслеживать. Только в таком случае и у обучаемого, и у обучающего появится осознания своей пользы и значимости.

К основным развивающим целям относят:

  • развитие памяти, внимания;
  • развитие мышления (умений обобщать, сравнивать, контролировать, анализировать, делать выводы);
  • развитие познавательных способностей, творческих способностей, креативности личностных качеств;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие логического мышления;
  • развитие мыслительной деятельности;
  • развитие индивидуальных особенностей учащихся.

Теперь отметим уникальные развивающие цели, присущие только математике:

  • развитие умений применять математические знания для решения практических задач;
  • развитие вычислительных навыков;
  • привитие интереса к предмету.
Перед каждым уроком учитель обозначает его цели, а развивающие цели скрепляют все занятия в единую конструкцию.

Современный урок математики предполагает использование разнообразных форм и методов:

  • лекция;
  • эвристическая беседа;
  • самостоятельная работа с учебником и другими источниками;
  • постановка проблем и проведение экспериментов;
  • опытов;
  • лабораторные работы;
  • экскурсии;
  • семинары;
  • практикумы;
  • зачеты и многое другое.

Важную роль играют такие методы обучения, как диалог, дискуссии, дидактические игры, а также методы обучения, направленные на развитие наблюдательности, абстрактного мышления, практических действий (умений и навыков).

В некоторых школах практикуют современные методы обучения: работа с объектами виртуальной реальности, интерактивное моделирование. Совместное освоение новых технологий и устройств создает доверительные отношения между учителями и школьниками, что относится еще к воспитательным целям.

Пять самых любимых развивающих целей:

  1. Развитие познавательного интереса.
  2. Развитие памяти.
  3. Развитие внимания.
  4. Развитие вычислительных способностей.
  5. Развитие мышления.
Вам могут быть полезные другие наши статьи:

Развитие познавательного интереса

Познавательный интерес — сильное средство обучения. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений. Когда же детям интересно учиться, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна.

Пример развития познавательного интереса

Школьники испытывают удивление, когда на уроке узнают, какие-то неизвестные им факты из жизни.

В примере на вычисление можно подобрать так, что в ответе получится число, которое говорит о том или ином факте, например, численность населения страны, самое высокое здание и т. д.

Также вызывает интерес учеников проблемное обучение — им можно заменить преподнесение фактов для заучивания. Такое обучение заставляет искать истину, находить ее всем коллективом.

Пример 1: (из геометрии 7 класса) «Сумма углов треугольника»

Задание для школьников: «Каждому ученику надо построить треугольник, измерить его углы и найти их сумму.»

Затем полученные результаты учащихся сравниваются, совместно делается вывод и доказывается теорема о сумме углов треугольника.
Пример 2: (6 класс) «Сложение чисел с разными знаками».

Задания для школьников: «Проиграли 15 очков, а выиграли 18. Какой общий счет турнира?», «Доход фирмы за год был 10 миллионов, а расход — 5 миллионов. Какая прибыль была в итоге?»

В этих случаях происходит развитие не только познавательного интереса, но и развитие мышления (сравнение, анализ).

Сколько платят в Skyeng преподавателю математики?

Из чего складывается доход учителей, рассказываем в специальной статье.

Подробне
lyudi ch.1 61 Skyteach

Развитие памяти

Память — это способность сохранять и воспроизводить в сознании прошлый опыт, впечатления, выражающаяся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяется образная, словесная, механическая и эмоциональная память.

Дети быстрее запоминают то, что вызывает эмоции.

Например, каждый из нас помнит, что биссектриса «это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Но не все знают, зачем она это делает. Так вот: крыса бежит по такой линии, чтобы быть каждую секунду на одинаковом расстоянии от каждого из своих крысят (которые бегут по двум сторонам угла), а когда добегает до вкусной противолежащей стороны треугольника – перекусывает ее пропорционально размерам своих крысят.

Стихотворения, поговорки и необычные истории, мнемонические правила, рассказанные единожды, выполняют свою развивающую функцию в головах у учеников сами.

Необходимо при развитии памяти использовать и такой вид памяти, как образную. Учащиеся лучше удерживают в памяти конкретные символы, лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения.

Например, при изучении равных фигур (5 и 7 классы — геометрический материал) можно всего лишь провести демонстрацию с различными фигурами. «Равные фигуры — это фигуры, которые совпадают при наложении», и, уже после теоретического опроса, обязательно задать вопрос классу: «А помните, фигуры, которые сравнивали?»

Также при доказательстве теорем можно показать само доказательство наглядно, на модели, если это возможно.

Многие ученики сталкиваются с проблемой «трехмерного видения» стереометрических задач. После того как они подержат в руках соответствующую трехмерную модель, проблема чаще всего исчезает.

Важное значение имеет развитие словесной памяти (вербальной). И не случайно необходимо на уроке при изучении нового материала минимум трижды проговорить важное: при объяснении, при закреплении, и, подводя итог.

В классах, где учат несколько иностранных языков, можно попросить произнести какое-нибудь математическое правило на нескольких языках.

Конечно же, запоминание происходит тем лучше, чем больше видов памяти мы задействуем одновременно.

Развитие внимания

Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Внимание занимает особое положение, без него невозможна активизация всех остальных процессов, так как оно, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой — психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность.

И внимание, и память имеют прямое отношение к мышлению.

Задания на внимание:

  • Какое число лишнее?
  • Какое число будет следующим?
  • Назовите все делители 30, одновременно упорядочив их в порядке убывания.
  • Решение геометрических задач по готовым чертежам.

Дидактическая игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Учиться играя нравится всем детям.

Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и учащиеся учатся правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности.

Развитие вычислительных способностей

Особое значение имеет устный счет. Устные вычисления развивают мышление детей, их сообразительность, внимание, память, находчивость и способствуют математическому развитию детей.

Устный счет на уроках может проводиться в разных формах:

  • беглый слуховой счет;
  • зрительный счет;
  • комбинированная форма счета.

Во время занятий устным счетом задания ученикам чаще всего предлагаются в устной форме. Это развивает внимание и память учащихся, а также подготавливает их к жизни, где часто приходится выполнять устно действия над числами, воспринимая их на слух, например, в магазине. В устных вычислениях развиваются память, быстрота реакции, сосредоточенность.

Если вы готовите учеников к ЕГЭ, вам могут пригодиться эти статьи:

Развитие мышления

Мышление структурно и зависит от цели. Для формирования творческой личности необходимо развивать и наглядно-образное, и наглядно-действенное, и практическое мышление.

Мыслящие люди:

  • воспринимают и обрабатывают информацию;
  • ставят цели и строят прогнозы;
  • решают проблемы;
  • применяют свои знания и навыки в жизни;
  • контролируют свои эмоции;
  • терпимо относятся к точкам зрения, отличных от их собственных взглядов;
  • рефлексируют.
Мышление играет важную роль в познании и расширяет его границы.

Интеллект человека определяется высоким уровнем логического мышления. Поэтому так необходимо научить детей анализировать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. Математика способствует развитию мышления, особенно логического.

Формы и приемы могут быть различны:

  • задачи на смекалку;
  • задачи-шутки;
  • числовые фигуры;
  • задачи с геометрическим содержанием;
  • логические упражнения со словами;
  • математические игры и фокусы;
  • кроссворды, ребусы;
  • комбинаторные задачи и так далее.
Надеемся, что статья была вам полезна. Напишите в комментариях, какие еще методические статьи и планы уроков нужны!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×