Технологическая карта — это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика. Она обеспечивает эффективное и качественное преподавание и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. В этой статье рассмотрим этапы работы над технологической картой.
Технологическая карта нацелена на выполнение задач:
- реализация планируемых результатов ФГОС второго поколения;
- прогнозирование своей деятельности на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- реализация межпредметных связей;
- системное формирование у учащихся универсальных учебных действий и диагностика достижения планируемых результатов на каждом этапе освоения темы.
Этапы работы над технологической картой:
- Определение места урока в изучаемой теме и его вид
- Формулировка цели, задач и планируемых результатов урока
- Обозначение этапов урока в соответствии с его видом
- Формулировка цели каждого этапа урока, определение результатов каждого этапа, выбор форм работы на уроке
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид
Четко определите и сформулируйте для себя тему урока. Определите место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на который будет опираться занятие, и тип урока.
Типы уроков:
- урок усвоения новых знаний (урок-наблюдение; урок-эксперимент; урок исследования объекта; урок изобретательства или моделирования);
- урок усвоения навыков и умений;
- урок применения знаний, умений и навыков;
- урок применения знаний, умений и навыков (лабораторно-практический урок; урок составления и решения задач);
- урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- бинарный урок (ведут два учителя);
- творческий урок.
2. Формулировка цели, задач и планируемых результатов урока
Определите и четко сформулируйте для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. Обозначьте обучающие, развивающие и воспитывающие задачи урока и планируемые результаты.
Пример содержательной цели:
- рассмотрение вопросов …
- формирование объективной необходимости изучения …
Пример деятельностной цели:
- формирование у учащихся новых способов деятельности …
- умение задавать и отвечать на вопросы …
- обсуждение в группах проблемных ситуаций …
- умение оценивать свою деятельность и свои знания …
Примеры целевой установки для учеников:
- Выявление и закрепление знаний по теме …
- Устранение пробелов в знаниях учащихся …
- Введение новых понятий …
- Изучения схем …
- Изучение принципа действия и устройства …
- Расширение знаний о …
- Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях …
- Изучение способов определения …
- Изучение последовательности действий …
- Изучение особенностей протекания явлений …
- Знакомство с порядком выполнения действий …
- Систематизация и обобщение знаний по теме …
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- Сформировать на уроке новое понятие …
- Обеспечить усвоение учащимися …
- Обучить новому способу действий…
- Устранить пробелы в знаниях …
- Обобщить и систематизировать знания о …
- Сформировать у учеников представления о …
- Обучить выполнению задания по образцу …
- Научить делать выводы …
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …
- Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …
- Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях …
- Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …
- Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …
- Обеспечить условия для овладения учениками алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …
Воспитательные задачи:
- Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к своей будущей профессии …
- Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …
- Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности …
- Способствование воспитанию бережливости и экономии при …
- Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные УУД:
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
- формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Познавательные УУД:
- построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
- поиск наиболее эффективных средств достижения поставленной задачи.
1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон …, уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы …
3. Планируется, что к окончанию урока школьники будут владеть следующими умениями …
4. Формирование представлений о …
5. Овладение основами безопасного использования …
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом
Спланируйте учебный материал и подберите учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Упорядочьте учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному»:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учащимся;
- творческие задания.
4. Формулировка цели каждого этапа урока, определение результатов каждого этапа, выбор форм работы на уроке
Сгруппируйте учебный материал. Для этого подумайте, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности школьников.
Пример технологической карты по физике:
- ФИО: …
- Место работы:…
- Должность: …
- Технологическая карта урока … в … классе
- Тема:…
- Базовый учебник:…
- Тип урока:…
- Цель урока:…
- Задачи:
- Обучающие:…
- Развивающие:…
- Воспитательные:…
Планируемые результаты:
- Личностные:…
- Предметные: …
- Коммуникативные: …
Метапредметные:
- Познавательные УУД: …
- Коммуникативные УУД: …
- Регулятивные УУД: …
- Личностные УУД: …
- Оборудование для учителя: …
- Оборудование для учеников: …
Формы организации деятельности учащихся: …
Этап урока | Цель | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |