Тематический тест ЕГЭ состоит из 14 заданий. В каждом из них необходимо указать варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. В этой статье подробно разберем, как помочь ученику получить максимальный балл.

Содержание:

  1. Акцент при повторении правил русского языка
  2. Алгоритм выполнения задания №11 ЕГЭ по русскому языку
  3. Формулировка задания №11 из ЕГЭ

Хотите преподавать русский язык онлайн, но не знаете, с чего начать?
Рассказываем, как за 4 шага попасть в нашу команду!

Узнать
vector 2 1 Skyteach

1. Акцент при повторении правил русского языка

Также необходимо, чтобы школьник умел:

  • правильно употреблять имена собственные, географические названия и топонимы;
  • различать личные и неличные формы глагола;
  • правильно расставлять ударение в словах.

Суффиксы существительных

-ИК- (-НИК-, -ЧИК-) ИК

Пишем, если при изменении по падежам сохраняет И (столик — столика, пальчик — пальчика).

-ЕК-

Пишем, если при изменении по падежам имеет беглый гласный (листочек — листочка, платочек — платочка, горошек — горошка).

-ИНК- 

Пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на -ина(а) (горошинка — горошина, завалинка — завалина).

-ЕНК-

Пишется в остальных именах существительных (вишенка, песенка)

Исключение. Горлинка

 -ИЗН-,-ИН-

В этих суффиксах всегда пишется И, не бывает суффиксов -езн-. -ен- (белизна, желтизна, тишина, вышина).

-ИНСТВ-, -ЕНСТВ-

Если ударение падает до суффикса, то пишем Е, если ударение падает после суффикса, пишем И. (пЕрвенство, большинство).

-ЕСТВ-

Единообразное написание (человечество, творчество, студенчество).

-ЕЦ-

В сущ. мужского рода (боец) и в сущ. среднего рода, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо, письмецо).

-ИЦ-

В сущ. женского рода (владелица) и в сущ. среднего рода, если ударение предшествует суффиксу (платьице, креслице).

-ИЧК-

В сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- (лестничка — лестница, пуговичка — пуговица.

-ЕЧК-

В остальных случаях (троечка, Ванечка, времечко).

-ОНЬК-, -ЕНЬК-

После твёрдых согласных пишем -оньк- (лисонька).

После мягких согласных, шипящих и гласных -еньк- (тученька, Зоенька).

-ЧИК-

После согласных т, д, с, з, ж (перевозчик, разносчик).

-ЩИК-

После остальных согласных (банщик, фонарщик).

Суффиксы прилагательных

-ЧИВ-, -ЛИВ-

Всегда пишется И (заботливый, заносчивый).

-ИВ-,-ЕВ-

Под ударением пишется ИВ (красивый, правдивый) Без ударения пишется ЕВ (боевой, сиреневый).

Исключения. Милостивый, юродивый.

-OB-, -ОBAT-, -ОВИТ-

Пишутся после твердых согласных (деловой, красноватый, деловитый).

-ЕЗ-, -ЕЗАТ-,-ЕВИТ-

Пишутся после мягких согласных и ц (вечевой, сиреневатый, глянцевитый).

-ИСТ-,-ECK-, -ЧЕСК-

Единообразное написание (надрывистый).

-ЧАТ-

Всегда пишется а (створчатый, ступенчатый, решетчатый).

Запомнить: дощатый (от слова доска при помощи суффикса -ат-).

-ЕНЬК-, -ОНЬК-

Суффиксы не изменяются, не бывает -иньк-, -аньк- (сухонький, черненький).

-ЕНСК-, -ИНСК-

Суффикс -инск- пишется в прилагательных, образованных от основ, заканчивающихся на -ин, -и(ы), а(я). (Мытищинский, Екатерининский).

В остальных случаях пишется суффикс -енск- (нищенский).

Исключения. Пензенский, коломенский, пресненский.

-К-, -СК-

Суффикс -к- пишем, если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ц, ч или имеет краткую форму (немецкий, резкий — резок, мерзкий — мерзок, ткацкий).

В остальных случаях пишем суффикс -ск- (французский, богатырский).

Суффиксы наречий на -О, -А

-А-

В наречиях с приставками из-, до-, с- (изредка, добела, снова).

-О-

В наречиях с приставками в-, на-, за- (вправо, наглухо, запросто)

-О,-Ё после шипящих в суффиксах прилагательных, существительных, наречий

Буква Ё
  1. В глагольном суффиксе -ЁВЫВА- (выкорчёвывать).
  2. В суффиксах существительных -ЁВК-, образованных от глаголов (ночёвка).
  3. В суффиксе -ЁР- существительных (стажёр, дирижёр, ухажёр, монтажёр).
  4. В суффиксах полных и кратких страдательных причастий -ЁНН-, -ЁН- (прекращённый, прекращён).
  5. В суффиксах отглагольных прилагательных -ЁН- и в производных словах (копчёный, тушёный, копчёности, тушёнка).
Буква О
  1. В суффиксах существительных -ОК-, -ОНОК-, -ОНК- под ударением (пирожок, порошок, медвежонок, бумажонка, ручонка).
  2. В суффиксах прилагательных -ОВ-, -ОН- под ударением (камышовый, смешон).
  3. В суффиксах наречий под ударением (свежо, горячо).

Исключение. Ещё

Вам могут пригодиться и другие наши материалы к урокам русского языка:

Суффиксы глаголов

Правописание

-ОВА, -ЕВА, -ЫВА, -ИВА, -ВА, -ОВА-, -ЕВА-

Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ова-, -ева- {заведовать — заведую, исповедовать — исповедую).

-ЫВА-, -ИВА-

Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ывэю, -иваю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ыва-, -ива- (откладывать — откладываю, рассматривать — рассматриваю).

-ВА-

Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вАть. -вАю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, (заливать — залить, преодолевать, преодолеваю — преодолеть).

Исключения. Застрять — застревать, застреваю; затмить — затмевать, затмеваю; продлить — продлевать, продлеваю.

Глаголы неопределенной формы (инфинитив)

Суффикс глагольной основы 2 спряжения на -ить и суффикс глагольной основы 1 спр. отличаются. Необходимо запомнить некоторые исключения, где суффикс находится в безударной позиции: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть — и производных от них.

Ученикам важно запомнить:

глаголы на -ЯТЬ: лаять, таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять, лаять, реять, блеять, кашлять;

глаголы на -ИТЬ: драить и клеить.

Суффиксы причастии и деепричастий прошедшего времени

Чтобы безошибочно определить гласную перед суффиксом причастий и деепричастий, необходимо понять, от какого глагола они образованы, (понадеявшийся, понадеявшись — от понадеяться).

Важно! Обратите внимание выпускников на вид глагола, от которого образовано причастие или деепричастие (склеивающий образовано от склеивать, а не от склеить).

2. Алгоритм выполнения задания №11 ЕГЭ по русскому языку

Поделитесь им со своими учениками:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Определите части речи слов. 
  3. Сначала поработайте с существительными и прилагательными: сопоставьте с теорией и добавьте нужную гласную.
  4. Затем поработайте с глаголами и другими частями речи: сопоставьте с таблицей, проверьте вид глагола и учтите различные суффиксы глаголов.
  5. Не забывайте про исключения. 
  6. Выпишите номера ответов.

Сэкономить время на подготовке к урокам помогут наши планы-конспекты:

3. Формулировка задания №11 из ЕГЭ

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. худ..нький, солом..нка
  2. затм..вать, претерп..вая
  3. милост..вый, свидань..це
  4. замш..вый, ключ..к
  5. глянц..вый, доверч..вый
Это задание проверяет умение правильно писать суффиксы в словах разных частей речи. Чтобы его выполнить, ученики должны определить, какой частью речи является слово, и чётко представлять себе структуру данного слова. Нужно выделить суффикс и обратиться к правилам правописания.

Выполним задание:

  • худЕнький (прилагательное с суффиксом -ЕНЬК-); соломИнка (-ИН- + -К-);
  • затмЕвать (ВА – ударный, слово-исключение); претерпЕвая (ВА – ударный, Е является отдельным глагольным суффиксом);
  • милостИвый (прилагательное-исключение с безударным  -ИВ-); свиданьИце (ударение НЕ падает на окончание);
  • замшЕвый (прилагательное с безударным -ЕВ-); ключИк (при склонении слова И остаётся);
  • глянцЕвый  (прилагательное с безударным -ЕВ-); доверчИвый (суффикс -ЧИВ-).
Ответ: 2, 3.

Теперь очередь разобрать ещё пару примеров из ЕГЭ по русскому языку:

Пример №1

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. ман..шь, гречн..вый
  2. рул..вой, недоум..вая
  3. проверя..шь, невид..мый
  4. тюл..вый, претерп..вающий
  5. заманч..вый, остр..нький
Ответ: 2, 4.

Пример №2

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. удушл..вый, раскорч..вать
  2. тюлен..вый, правд..вый
  3. запуг..вать, горош..нка
  4. буш..вать, бяз..вый
  5. узорч..тый, веснушч..тый
Ответ: 3, 4, 5.

Пример №3

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. стульч..к, парашют..к
  2. затемн.., влев..
  3. оранж..вый, потч..вать.
  4. гряз..вой, накле..вать.
  5. юрод..вый, ноздр..ватый
Ответ: 1, 2, 3.

Пример №4

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. застра..вать, голуб..нький
  2. марл..вый, уродл..вый
  3. раска..ваться, изюм„нка
  4. сарафанч..к,настойч..вый
  5. мороз..ц, навьюч..вать
Ответ: 3, 4.

В целом, для успешного решения задания 11 в ЕГЭ по русскому языку нужно хорошо знать правила русской орфографии и грамматики. Выпускнику необходимо быть внимательным и не торопиться, вчитываться в каждое предложение и анализировать его.

Еще важно уметь правильно определять форму слова: понимать, к какой части речи относится данное слово, какой у него род, число и падеж.

Для подготовки к заданию 11 рекомендую регулярно практиковаться в правописании различных слов и суффиксов, а также изучать основные правила русской грамматики. Хорошим способом подготовки может быть решение большого количества заданий по русскому языку, включая задания из прошлых ЕГЭ.

Также стоит обращать внимание на правильность написания слов в тексте, который ученик пишет во время подготовки к экзамену, и заносить неправильно написанные слова в специальную таблицу, чтобы потом вернуться к ним и поправить ошибки.

Наконец, важно помнить о том, что решение заданий ЕГЭ по русскому языку требует не только знания правил, но и умения применять их на практике. Поэтому необходимо постоянно тренировать навыки в решении задач и анализе текстов.

Удачи вам в преподавании!

Уважаемые преподаватели, напишите в комментариях, какие планы уроков и материалы для уроков русского языка вам нужны. Подготовим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×