Когда речь заходит о подготовке к экзамену, то и дело звучат мысли о том, что живой английский не имеет ничего общего с тем, что проверяют на экзаменах; подготовка к экзамену — это по большей части работа над стратегиями выполнения того или иного задания; и вообще, учить грамматике лексически невозможно. А как же лексический подход? Он же так сейчас популярен. Возможно применять его при подготовке к экзамену? И стоит ли? Да, да, и еще раз да!
Думаю, вы и ваши ученики не раз замечали, что язык, который мы слышим в фильмах, песнях, влогах и так далее, отличается от того английского языка, который используется в экзаменационных материалах. Дело не ограничивается лексикой. В словаре Cambridge есть статьи, в которых обращается внимание на то, что некоторые общепринятые грамматические формы экзаменаторами воспринимаются как ошибка.
Например, в Cambridge Dictionary:


Лексический подход помогает выстроить связь между разговорным английским и стандартизированным языком экзаменационных материалов. Как успешно воспользоваться этим «мостиком»? Вот небольшие подсказки.
Подсказка 1
Учим замечать целые чанки (словосочетания, фразы, которые используются в определенном контексте). На самом деле ученикам этому довольно сложно научиться, потому что они привыкли выписывать (или добавлять) в словарик незнакомые слова, но не целые словосочетания или фразы. Небольшой пример, почему такой подход может привести к проблеме понимания:
She kept swimming in spite of feeling tired.
Среди незнакомых слов ученик может выделить слово spite, и, посмотрев значение этого слова в словаре (spite — злость, неприязнь), наверняка будет озадачен.
Поэтому важно научить ученика видеть, какие слова окружают незнакомое слово, и искать значение целого словосочетания.
She kept swimming in spite of feeling tired.
Подсказка 2
Учим замечать грамматическую форму слов в чанках (grammaticalized vocabulary). Для этого можно использовать хайлайтеры разных цветов. Вот пример задания:
Read the text and underline any new collocations/ phrases. Be ready to compare them with your groupmates.

Важно давать фразы не в начальной форме, а в контексте, чтобы ученик видел, как грамматически «ведет себя» чанк в предложении.
Подсказка 3
Выводим грамматические чанки в речь, чтобы подготовка к экзамену способствовала активной практике их использования. Для этого в лексическом подходе используются общие (language-generating) и личные (personal) вопросы.
Language-generating questions:
- What does studying in a conventional way involve?
- When might one need to take a daring step?
Personal questions:
- Do you know anyone who tried to gain someone’s acceptance? How did they do that?
- Have you ever tried to win somebody’s trust?
Главное правило лексического подхода — чем больше говорения на уроке, тем больше повторения, тем лучше результат.
Подсказка 4
Используйте текст экзаменационного задания в качестве дополнительного источника для тренировки заданий других типов.
Например, из экзаменационного задания на множественный выбор

можно сделать задание, в котором предлагается преобразовать слова грамматически,

Или грамматически и лексически

Тексты для чтения, скрипты для аудирования — неисчерпаемый источник обогащения словарного запаса учеников. Не ограничивайтесь только выполнением экзаменационного задания, копайте глубже! Учите лексически!
Лексический подход ускоряет процесс познания иностранного языка, а, значит, и процесс подготовки к экзамену будет более успешным.
Почитайте по теме: Лексический подход на онлайн-уроках