Подготовка к части 1 ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, направленной на проверку сформированности умения аудирования, требует много времени и сил. Предлагаем полноценный путеводитель по подготовке к аудированию в ОГЭ/ЕГЭ 2025 года, в котором вы найдёте стратегии подготовки, рекомендации, полезные ресурсы и примеры упражнений.
Вы также сможете проверить себя по итоговому чек-листу, чтобы понять, насколько эффективно вы уже готовите учащихся к разделу «Аудирование» ОГЭ/ЕГЭ и какие элементы можно добавить в вашу стратегию.
Содержание:
- Формат экзамена и изменения в 2025 году
- Стратегия подготовки к разделу «Аудирование»
- Работа над стратегиями выполнения заданий раздела «Аудирование»
- Примеры упражнений для развития микроумений
- Чек-лист самопроверки преподавателя
Формат экзамена и изменения в 2025 году
При подготовке к экзаменам в целом необходимо изучить формат тестирования и изменения, которые ждут участников в 2025 году. Об этих изменениях мы писали в статье «Изменения в ОГЭ и ЕГЭ 2025 по английскому языку».
Учащихся необходимо ознакомить с форматом экзамена, а также провести для них пробный экзамен до начала подготовки, чтобы понять уровень сформированности навыков и умений. Как это сделать, мы писали в статье «ОГЭ/ЕГЭ 2025 по английскому: план урока для знакомства ученика с форматом экзамена».
Также рекомендуется изучить недавно опубликованный на сайте ФИПИ документ «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года».
Стратегия подготовки к разделу «Аудирование»
Умение как целое состоит из некоторого количества подэлементов, которые мы будем называть микроумениями. Основная стратегия как подготовки ученика к разделу «Аудирование», так и в целом формирования навыка восприятия английской речи состоит в том, чтобы работать над микроумениями, входящими в состав умения.
Для успешного выполнения раздела аудирования в ОГЭ и ЕГЭ 2025 у ученика должны быть сформированы следующие микроумения:
Микроумение | Задание раздела «Аудирование» |
---|---|
Выделять ключевые слова в звучащем тексте. | 1, 2, 3 |
Выделять отдельные слова в потоке речи. | 3 |
Определять эмоциональное отношение говорящего. | 1, 2 |
Владеть кратковременной памятью. | 1, 2, 3 |
Игнорировать слова-дистракторы. | 1, 2, 3 |
Определять основную мысль говорящего. | 1, 2 |
Вам нужно подготовить комплекс упражнений на каждое микроумение, при этом несколько микроумений можно развивать с помощью одной аудиозаписи.
Микроумения аудирования неразрывно связаны с фонетическими навыками. Вы могли заметить, что если, например, учащийся неправильно произносит слово, то в потоке звучащей речи он не сможет данное слово услышать. То же самое относится и к правильному ритмико-интонационному оформлению высказывания.
Работа над стратегиями выполнения заданий раздела «Аудирование»
Знакомство со стратегиями мы рекомендуем проводить с учётом принципа активности — то есть учащийся должен сам проанализировать свою текущую стратегию выполнения заданий по аудированию, а затем составить более эффективную. Преподаватель направляет работу ученика, и в этом могут помочь следующие упражнения.
Упражнение 1
Предложите выполнить задание по аудированию без вашей помощи, а затем попросите отметить те пункты списка, которые ученик выполнил, возможно, даже неосознанно. В таблице мы предлагаем универсальный список для всех трёх заданий раздела аудирования. Вы можете выбрать только те пункты, которые относятся к выполненному школьником заданию.
I read the instruction before I started listening. | |
I read the sentences and the given options. | |
I tried to predict the ideas before I started listening. | |
I found the key words in the sentences. | |
I made notes during listening to remember the ideas of the speakers. |
Заполнение такого чек-листа наглядно продемонстрирует учащемуся, что его стратегия ещё не сформирована и над ней необходимо работать.
Упражнение 2
Предложите учащемуся расположить стратегии в правильном порядке.
Make a strategy by putting the instructions in the correct order:
Task 1 | A. Underline the key words in the sentences and the options. B. Read the instructions. C. Give 2 synonyms to the key words. |
Task 2 | A. Read the instructions. B. Underline the key words in each rubric. C. Read all the rubrics and try to guess the topic of the audio (sport, food, family, etc.). |
Task 3 | A. Read the data in the table. B. Read the instructions. C. Give a synonym and the fact about you to each line. D. Give 3 more possible answers to each line. |
Ключи к упражнению:
- Task 1: B, A, C.
- Task 2: A, C, B.
- Task 3: B, A, C, D.
Впишите стратегии из таблицы в цветные прямоугольники или стикеры и расположите на онлайн-доске или в сервисе презентаций с общим доступом — тогда учащийся сможет сам переставлять пункты, меняя их последовательность.
Вы можете сделать такое упражнение на платформе LearningApps. Пример:
Рекомендуем анализировать стратегии параллельно с тем, как вы работаете над микроумениями. О том, какие упражнения можно предложить для каждого микроумения, читайте далее.
Больше полезных статей для подготовки к экзаменам:
Примеры упражнений для развития микроумений
Данные упражнения предложены отдельно, не в составе комплексов. Для методически правильной работы над умениями рекомендуем составлять именно комплексы.
Все упражнения универсальны, их можно использовать на материале любой аудио- или видеозаписи.
Микроумение 1. Выделять ключевые слова в звучащем тексте
Данное микроумение опирается также на ритмико-интонационный навык постановки фразового и логического ударения.
Упражнение 1
Listen to the statement and underline the words that were stressed.
Упражнение 2
Read the following statements and try to stress the underlined words. Then listen to the speaker and check which words they stressed.
Используйте скрипты аудиозаписей. Скопируйте высказывания из скрипта упражнения, подчеркните в них слова с логическим ударением. Студент должен прослушать говорящего и определить, правильно ли выделены слова под ударением.
Упражнение 3
Listen to the speaker and look at the script. Underline the words that were stressed.
Микроумение 2. Выделять отдельные слова в потоке речи
Упражнение 1
Предложите учащимся список слов, в котором отдельные слова из аудио перемешаны со словами, не звучащими в тексте.
Read the words. Listen to the audio and circle the words you hear.
В простом варианте данного упражнения расположите слова в том порядке, в котором они появляются в звучащем тексте. В усложнённом варианте не соблюдайте последовательность аудио — тогда учащимся необходимо будет быстро реагировать на прозвучавшие слова и искать их в последовательности.
Упражнение 2
В данном упражнении учащимся нужно понять прозвучавшее слово, сопровождающееся различными видами помех.
Listen to the sentences. Try to hear the last word.
Последнее слово в высказывании произносите:
- шёпотом;
- намного быстрее, чем остальную часть высказывания;
- с помехой в виде шуршания фантиком.
По ходу работы в течение всего периода подготовки предлагайте услышать не только последнее слово, но и первое, второе и так далее.
Микроумение 3. Определять эмоциональное отношение говорящего
Упражнение 1
Listen to the speaker in the video but don’t watch it. Describe the speaker’s emotions. Now watch the video and check if you were right or not.
Упражнение 2
- Listen to the audio, choose the emotion.
- Underline the stressed words in the statements.
- Try to read the statements with the given emotion.
Данное микроумение можно развивать вместе с ритмико-интонационными навыками при работе над устной частью ОГЭ/ЕГЭ, а именно над заданием 1 (чтением вслух). Например, разберите различные ритмико-интонационные модели, которые позволяют оформить повествовательное и восклицательное предложение, а затем предложите прочитать вслух предложенный текст, выбирая различное эмоциональное отношение.
Микроумение 4. Кратковременная память
Упражнение 1
Listen to a 30 seconds audio. Try to remember 3–5 words you heard.
Упражнение 2
Read the main ideas of the speaker. Listen to the audio and choose the one that wasn’t mentioned.
Данное упражнение выполняется по принципу игры «One Odd Out» («Найди лишнее»).
Упражнение 3
Listen to the audio and try to remember any 3 words.
Постепенно увеличивайте количество слов, которые нужно запомнить.
Данное микроумение можно развивать не только на материале аудиозаписей, но и во время работы над разделом «Чтение» — например, просить запомнить часть текста и воспроизвести по памяти.
Микроумение 5. Игнорировать слова-дистракторы
Упражнение 1
Read the statement, then listen to it. Find the written word that wasn’t in the audio.
Когда вы только начинаете вводить это упражнение, дайте возможность прочитать утверждения перед прослушиванием. В дальнейшем сразу приступайте к прослушиванию.
Упражнение 2
Listen to the teacher and try to remember one word that doesn’t make sense in the context.
Материалом данного упражнения снова служит скрипт аудиозаписи. Выберите высказывание и вставьте любое лишнее слово при чтении вслух.
Постепенно увеличивайте количество лишних слов в вашем высказывании.
Микроумение 6. Определять основную мысль говорящего
Данное микроумение рекомендуем развивать в тесной связи с микроумением выделять ключевые слова.
Упражнение 1
- Listen to the beginning of the audio and try to say what it’s going to be about. Which words/expressions made you think so?
- Continue listening to the audio and check your ideas.
Упражнение 2
Read the statements and replace as many words with the synonyms as you can.
Упражнения на переформулирование высказываний позволяют действовать сразу по нескольким направлениям. Они развивают:
- лексический навык;
- механизм вероятностного прогнозирования — готовиться к тому, что в аудиозаписи будут использованы другие слова, выражающие ту же мысль;
- микроумение определять основную мысль высказывания.
Так как данное микроумение необходимо и для выполнения раздела «Чтение», вы можете сначала предлагать прочитать скрипт аудиозаписи и пробовать определить основную мысль.
Чек-лист самопроверки преподавателя
Предлагаем вам удобный чек-лист самопроверки преподавателя, который поможет вам спланировать стратегию подготовки и учесть важные аспекты.
- Учащийся знаком с форматом раздела «Аудирование».
- Учащийся знает, сколько баллов за каждое задание может получить.
- Учащийся может рассказать стратегию выполнения каждого задания в разделе «Аудирование».
- У учащегося сформированы следующие микроумения аудирования:
- Выделять ключевые слова в звучащем тексте.
- Выделять отдельные слова в потоке речи.
- Определять эмоциональное отношение говорящего.
- Владеть кратковременной памятью.
- Игнорировать слова-дистракторы.
- Определять основную мысль говорящего.
- Работа над каждым микроумением строится с помощью комплекса упражнений.