Предлагаем путеводитель по подготовке учеников к устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, в котором вы найдёте стратегии работы, рекомендации, полезные ресурсы и примеры упражнений. Вы также сможете проверить себя по итоговому чек-листу, чтобы понять, насколько эффективно вы сейчас готовите учащихся к разделу «Говорение» ОГЭ/ЕГЭ и какие элементы ещё можно добавить в стратегию обучения.
Содержание:
- Формат экзамена и изменения в 2025 году
- Стратегия подготовки к разделу «Говорение»
- Работа над стратегиями выполнения заданий раздела «Говорение»
- Примеры упражнений для совершенствования навыков и умений
Формат экзамена и изменения в 2025 году
Перед началом подготовки к устной части рекомендуем изучить статьи, в которых мы рассказывали о форматах тестирования и изменениях, которые ждут экзаменуемых в 2025 году.
Согласно методическим рекомендациям для учителей с сайта ФИПИ, подготовленным на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ-2024, устная часть остаётся проблемным для учеников разделом. Средний процент выполнения заданий составляет 67%, что в целом является успешным, однако этот показатель ниже, чем у частей аудирования, письменной речи, грамматики и лексики.
Мы советуем учителям подробно изучить методические рекомендации, так как указания и описанные проблемы также актуальны и при подготовке к ОГЭ.
Дальше приводим краткое описание заданий устной части, а также проверяемые на основе кодификатора навыки и умения. Это станет хорошей основой для дальнейшего планирования работы над совершенствованием необходимых навыков и умений.
Устная часть ОГЭ
Слухо-произносительные навыки:
- владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации;
- дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные; межзубные /ð/, /θ/ и фрикативные согласные /z/, /s/; губно-губной /w/ и губно-зубной /v/ согласные;
- дифференцировать и правильно произносить гласные /ɔː/ и /ɜː/;
- владеть связующим /r/;
- правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов.
Ритмико-интонационные навыки:
- правильное деление текста на смысловые группы (отрезки) с помощью пауз, варьирующихся по длине;
- расстановка фразового ударения – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные и знаменательные части речи);
- владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы;
- владение восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления.
Умение чтения с пониманием основного содержания.
- Слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки, приведённые для задания 1.
- Лексические навыки употребления лексических единиц в рамках изученных тем.
- Грамматические навыки (согласно кодификатору).
- Кратковременная память (микроумение аудирования).
- Умения в диалогической речи.
- Слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки, приведённые для задания 1.
- Лексические навыки употребления лексических единиц в рамках изученных тем.
- Грамматические навыки (согласно кодификатору).
- Умения устной монологической речи: строить монологическое высказывание в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения с опорой на план, представленный в виде косвенных вопросов; выражать своё мнение/отношение к теме обсуждения; логично и связно строить монологическое высказывание.
Устная часть ЕГЭ
Слухо-произносительные навыки:
- владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации;
- дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные; межзубные /ð/, /θ/ и фрикативные согласные /z/, /s/;
- губно-губной /w/ и губно-зубной /v/ согласные;
- дифференцировать и правильно произносить гласные /ɔː/ и /ɜː/;
- владеть связующим /r/;
- сопровождать произношение сильных согласных /p/, /t/, /k/ аспирацией;
- слабые согласные /b/, /d/, /ɡ/ в конце слова не превращать в сильные и не сопровождать полным взрывом;
- соблюдать позиционную долготу гласных, зависящую от того, следует ли за ней сильный или слабый согласный;
- избегать палатализации согласных перед гласными /i/, /iː/, /e/, /æ/, /ɜː/, /eɪ/, /ɪə/.
Ритмико-интонационные навыки:
- правильное деление текста на смысловые группы (отрезки) с помощью пауз, варьирующихся по длине;
- расстановка фразового ударения — чередование ударных и неударных слогов в зависимости от характера слов (служебные и знаменательные части речи);
- владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы;
- владение восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления;
- владение основным мелодическим контуром — нисходящей шкалой;
- владение логическим ударением (нисходящим тоном с целью эмфазы);
- владение ритмом, характеризующимся появлением ударных слогов через равные промежутки времени.
- Слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки, приведённые для задания 1.
- Лексические навыки употребления лексических единиц в рамках изученных тем.
- Грамматические навыки (согласно кодификатору).
- Умения диалогической речи: осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями.
- Слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки, приведённые для задания 1.
- Лексические навыки употребления лексических единиц в рамках изученных тем.
- Грамматические навыки (согласно кодификатору).
- Кратковременная память (микроумение аудирования).
- Умения в диалогической речи.
- Слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки, приведённые для задания 1.
- Лексические навыки употребления лексических единиц в рамках изученных тем.
- Грамматические навыки (согласно кодификатору).
- Умения устной монологической речи: продуцировать связное тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи (обоснование выбора фотографий-иллюстраций к предложенной теме проектной работы и выражение собственного мнения по теме проекта) с опорой на вербальную ситуацию и фотографии.
Стратегия подготовки к разделу «Говорение»
При этом исследователи подчёркивают, что говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание, что необходимо учитывать при подготовке.
Для успешного выполнения заданий устной части ОГЭ и ЕГЭ, как следует из приведённых выше описаний к заданиям, должны быть сформированы определённые навыки и умения.
- Обязательное знакомство учащегося с форматом устной части и временем её выполнения.
- Обязательное наличие упражнений на осознание и использование экзаменационных стратегий.
- Использование возможностей других разделов в работе над устной частью: выбор отрывков для чтения вслух, формулирование вопросов к тексту, ответы на вопросы собеседника или составление монолога-рассуждения на основе прочитанного или прослушанного, в частях чтения и аудирования, работа над грамматическими и лексическими навыками в разделе грамматики и лексики.
- Запись устных ответов учащихся с их последующим прослушиванием.
- Использование чек-листов самопроверки, которые способствуют сознательному использованию языкового материала в речи.
- Сочетание нескольких заданий в одном для интенсификации процесса обучения в условиях ограниченного времени. Например, построение монолога-рассуждения на основе прочитанного вслух текста.
Больше статей про подготовку учеников к экзаменам:
Работа над стратегиями выполнения заданий раздела «Говорение»
Знакомство со стратегиями мы рекомендуем проводить с учётом принципа активности — то есть учащийся должен сам проанализировать свою текущую стратегию выполнения заданий устной части, а затем составить более эффективную. Преподаватель направляет работу ученика, и в этом могут помочь следующие упражнения.
Упражнение 1
Цель: анализ привычной для школьника стратегии.
Во время проведения пробного экзамена или тренировочного варианта предложите выполнить задания без вашей помощи, а затем попросите отметить те пункты списка, которые ученик выполнил, возможно, даже неосознанно. В таблице мы предлагаем универсальный список для всех трёх заданий раздела «Говорение». Вы можете выбрать только те пункты, которые относятся к выполненному учащимся заданию.
I read the instruction before I started speaking. | 🗹 |
I read the given plan. | 🗹 |
I looked at the photos and the topic of the talk. | 🗹 |
Before I started speaking, I had chosen the words and the grammar constructions. | 🗹 |
I controlled how much time I spent on the task. | 🗹 |
Заполнение такого чек-листа наглядно продемонстрирует учащемуся, что его стратегия ещё не сформирована и над ней необходимо работать.
Упражнение 2
Цель: формирование стратегии выполнения задания.
Предложите учащемуся расположить стратегии в правильном порядке.
В таблице объединены задания ОГЭ и ЕГЭ.
Make a strategy by putting the instructions in the correct order.
Task 1. Reading aloud | A. Find and read all long words. B. Find where every sentence finishes and think about the intonation. C. Read and understand the main idea. |
Task 2. Asking the questions | A. Choose the correct question word. B. Look at the picture and the aspects you have to ask about. C. Think about the grammar constructions you need to use. |
Task 3. Answering the questions | A. Answer the question, using the same construction. B. Listen to the question and remember the grammar construction there. |
Task 4. Speaking on the topic (в скобках дан пункт плана, необходимый для задания 4 ЕГЭ) | A. Look at the plan. B. Think about the vocabulary to use and the grammar constructions. (C. Look at the pictures and quickly enumerate the ideas: advantages, disadvantages, activities). D. Read the instructions for the task and find the topic of your talk. |
Ответы:
- Task 1: A, B, C
- Task 2: B, A, C
- Task 3: B, A
- Task 4: D, A, (C), B
Упражнение 3
Цель: формирование навыка выполнения задания в соответствии с инструкцией.
Предложите учащемуся посмотреть на выполненные задания, а затем соотнести с инструкцией, при этом задание должно быть одно и то же.
Первый вариант задания:
Look at 2 versions of doing the exercise. Match each picture with the instruction. One instruction is extra.
- Read the idea and underline the food words: Every morning I drink some tea and eat some sandwiches.
- Read the idea and write the food words: Every morning I drink some tea and eat some sandwiches.
- Read the idea and cross the food words: Every morning I drink some tea and eat some sandwiches.
Ответ: A1, B3
Второй вариант задания:
Listen to 2 versions of doing the exercise. Match each recording with the instruction. One instruction is extra.
- Look at the picture and say what you like doing every day.
- Look at the picture and say what you hate doing every day.
- Look at the picture and say why people choose these activities.
Далее по тому же принципу вы можете составить такое упражнение на основе конкретных заданий устной части.
Примеры упражнений для совершенствования навыков и умений
Содержание раздела:
- Слухо-произносительные навыки
- Ритмико-интонационные навыки
- Кратковременная память
- Лексические и грамматические навыки
- Умения диалогической речи
- Умения монологической речи
Эти упражнения универсальны, их можно использовать на любом материале, поэтому в большинстве заданий приведены только формулировки.
Слухо-произносительные навыки
Упражнение 1
Цель: совершенствование навыка дифференциации звуков.
Listen to the words and circle which one you hear. Example:
a) sat — set
b) sing — thing
Упражнение 2
Цель: закрепление изученных правил чтения.
Предложите студентам ряды слов, в каждом ряду одно из слов подчиняется другому правилу чтения.
Read the words. Find an odd one out. Example: food, blood, good.
Если вы работаете по тематическому принципу, то есть весь материал поделён на темы (например, Health, Food и т. д.), то рекомендуем во время изучения каждого раздела обращать внимание учащихся на правила чтения и исключения из правил, на сложные для чтения лексические единицы.
Ритмико-интонационные навыки
Простая имитация интонации носителя или учителя, к сожалению, не всегда эффективна, если у учащегося не развит речевой слух. Предлагаем несколько упражнений, основанных на музыкальных приёмах, которые позволяют развивать речевой слух и формировать данные навыки.
Упражнение 1
Цель: развитие рецептивного навыка распознавания нисходящего и восходящего тона.
Предложите учащимся прослушать мелодические ходы и определить, куда движется мелодия (аудио авторское).
Listen to the sounds and say if the melody goes up or down.
Затем данное упражнение проведите на языковом материале: учащиеся слушают короткие высказывания и определяют, какой тон использован на последнем слове.
Упражнение 2
Цель: развитие продуктивного навыка употребления восходящего/нисходящего тонов.
Упражнение делится на два этапа: музыкальный и языковой. Предложите учащимся сначала прослушать мелодический скачок и повторить его, а затем прослушать словосочетания и повторить интонацию.
a) Listen to the melodies and repeat.
b) Listen to the phrases and repeat the intonation.
Кратковременная память
Некоторые упражнения были даны в статье «Подготовка ученика к аудированию в ОГЭ/ЕГЭ 2025 по английскому языку», посвящённой подготовке к разделу «Аудирование».
Упражнение
Цель: развитие кратковременной памяти.
Для того чтобы учащиеся тренировались запоминать вопросы без опоры на письменный текст, предложите им послушать вопрос и повторить его дословно. Затем постепенно усложняйте задачу и просите запомнить 2 вопроса без паузы, затем 3 вопроса.
a) Listen to the question, remember, and repeat.
b) Listen to 2 (3, 4) questions, remember, and repeat.
Лексические и грамматические навыки
Так как работа над совершенствованием лексических и грамматических навыков ведётся на постоянной основе во время обучения иностранному языку, а задания устной части являются формой контроля сформированности данных навыков, мы предлагаем упражнения, направленные на формирование навыков самоконтроля во время выполнения заданий устной части. Они, с одной стороны, позволяют обратить внимание учащихся на необходимость использовать изученный материал, с другой стороны, дают возможность преподавателю вместе с учащимся отслеживать успешность выполнения упражнений и прогресс.
Упражнение 1
Цель: развитие навыка отбора лексических единиц для конкретной коммуникативной ситуации.
Предложите ученикам несколько ситуаций и попросите выбрать из списка те лексические единицы, которые позволят говорить в данной ситуации.
Read the situation and choose 4 words that will help you talk about it.
You are ill. | |
You want to buy a book. | |
You’re talking about your favourite food. |
Для второй колонки таблицы подберите те лексические единицы, которые были изучены на уроке.
Предлагайте такое упражнение в каждой теме, обобщая изученную и изучаемую в данный момент лексику, что создаст прекрасные условия для рециркуляции. О том, как рециркулировать лексику, мы писали в статье «Рециркуляция лексики в рамках лексического подхода».
В качестве коммуникативной ситуации вы можете использовать пункты плана, предложенные в монологическом высказывании экзамена.
Упражнение 2
Цель: развитие навыка самоконтроля во время говорения.
Предложите учащемуся список изученных выражений или грамматических конструкций. Далее возможны несколько вариантов работы.
Look at the list of the words/constructions.
a) Answer the exam question and tick the words/constructions you used.
b) Answer the exam question. You must use 3 words / 2 constructions from the list.
Умения диалогической речи
При подготовке к условному диалогу-интервью в ОГЭ (задание 2) и ЕГЭ (задание 3) важно, чтобы учащиеся осознавали, что нужно отвечать именно на поставленный вопрос и стараться использовать ту же грамматическую конструкцию, что и в заданном вопросе.
Упражнение 1
Цель: развитие умения понимать коммуникативную задачу.
Предложите учащимся соединить вопрос и ответ на него, при этом дать ответ на лишний вопрос самостоятельно. Затем усложните задачу: ученик слушает вопрос и выбирает ответ на него.
a) Match the questions and the answers. One question is extra. Give your own answer to it.
b) Listen and match the questions and the answers. One question is extra. Give your own answer to it.
Упражнение 2
Цель: развитие рецептивного грамматического навыка узнавания грамматической конструкции в звучащей речи.
Предложите ученикам прослушать вопросы и выбрать конструкцию из списка, которую нужно будет употребить в ответе. Вот пример такого упражнения. Аудиозапись взята из открытого банка ОГЭ на сайте ФИПИ.
Listen to the questions and choose the correct construction in your answer.
1 | a) I am | b) I have | c) I would like |
2 | a) I have got some | b) My birthday is in | c) I want to have |
3 | a) I usually organise… | b) I do usually | c) I am |
4 | a) We are celebrating | b) You celebrate | c) … are celebrated |
5 | a) I would like | b) The best is | c) I usually |
Ответ: 1a, 2b, 3a, 4c, 5b
Условный диалог-расспрос с вербальными и визуальными опорами (задание 2 в ЕГЭ) требует от участника также и сформированности продуктивного грамматического навыка употребления вопросительных предложений.
Данный навык рекомендуем развивать на материале других разделов экзамена. Например, задавать вопросы к тексту и отвечать на них, отвечать на те же вопросы, что и говорящие в аудиозаписи раздела «Аудирование». Обращайте внимание на вопросительные предложения при изучении различных грамматических конструкций.
Возьмите на заметку несколько упражнений, которые помогут подготовиться к заданию 2 устной части ЕГЭ.
Упражнение 3
Предложите учащимся сопоставить вопросы и аспекты (location, prices и т. д.).
Match the questions and the aspects to ask about.
Упражнение 4
Предложите ученикам прослушать вопрос и определить, о каком аспекте задания идет речь.
Listen to the question and match with the aspect from the task.
Умения монологической речи
Для развития умений монологической речи и подготовки к выполнению задания 3 (ОГЭ) / задания 4 (ЕГЭ) необходимо сформировать следующие микроумения (то есть составные части данного умения).
Микроумение планировать высказывание
В планирование высказывания входит как расположение идей в нужном порядке, так и подбор определённых лексических единиц и грамматических конструкций для каждого пункта.
Упражнение 1
Цель: развитие микроумения планировать высказывание, анализ формата задания.
Предложите учащемуся расположить пункты плана, предложенного в задании, в правильном порядке.
Упражнение 2
Предложите учащемуся подобрать грамматическую конструкцию к пункту плана, а затем добавить к каждой грамматической конструкции ещё одно предложение, чтобы расширить мысль.
Приведём пример такого упражнения. Материал упражнения взят из опубликованной демоверсии ЕГЭ-2025 на сайте ФИПИ.
Read the plan and match each point to the grammar construction.
1) Explain the choice of the illustrations for the project by briefly describing them and noting the differences. | |
2) Mention the advantages (1–2) of the two types of volunteering. | |
3) Mention the disadvantages (1–2) of the two types of volunteering. | |
4) Express your opinion on the subject of the project — which type of volunteering presented in the pictures you’d prefer and why. |
a) They are relevant to our project because […].
b) As for me, I’d prefer […].
c) These types of volunteering have some advantages.
d) There are also some disadvantages […].
B) Add one more sentence to every point of the plan.
Ответы:
1a. Возможное дополнение: In the first photo […]. They are helping […].
2c. Возможное дополнение: For example, people can help […].
3d. Возможное дополнение: For example, it might be dangerous to […].
4b. Возможное дополнение: I would like to […].
Микроумения (или навыки) критического мышления, позволяющие сравнивать, выделять общее и различное, выражать своё отношение к проблеме или происходящему
О развитии навыков критического мышления мы писали в статье «Как составить план урока, который развивает критическое мышление учеников». Упражнения из материала легко впишутся в подготовку ваших учеников к экзамену.
Микроумение составлять развёрнутое высказывание требуемого объёма
Предлагаем несколько упражнений для расширения объёма высказывания.
Упражнение 1
Предложите учащимся вариант игры в снежный ком. Вы высказываете мнение, затем учащийся дополняет это мнение, затем вы или другой учащийся продолжают мысль. Важно обговорить правило: нельзя повторять конструкции и идеи.
Listen to your partner and continue their idea. Try not to repeat the constructions and the words. Example:
Student A: I’d like to do extreme sports.
Student B: As for me, extreme sports are the most interesting activities.
Student C: For example, I’d prefer to try snowboarding.
Student D: It would be a great idea to be covered with snow and feel the wind.
Упражнение 2
Предложите ученикам ответить на предложенный вопрос, используя определённое количество слов, при этом на каждый следующий вопрос объём высказывания должен увеличиваться.
Answer the questions. Your answer should be 20–30 words long.
Использование чек-листов и критериев может значительно повысить успешность подготовки. Об этом мы писали в статье «Критерии оценивания устных и письменных заданий по английскому языку: 6 шагов для разработки за 10 минут».
Предлагаем вам удобный чек-лист самопроверки преподавателя, который поможет вам спланировать стратегию подготовки и учесть важные аспекты.
1. Учащийся знаком с форматом раздела «Говорение». | 🗹 |
2. Учащийся знает, сколько баллов за каждое задание может получить. | 🗹 |
3. Учащийся может рассказать стратегию выполнения каждого задания в разделе «Говорение». | 🗹 |
4. У учащегося сформированы следующие навыки и умения: | |
слухо-произносительные | 🗹 |
ритмико-интонационные | 🗹 |
кратковременная память | 🗹 |
умение чтения с пониманием основного содержания | 🗹 |
умения диалогической речи | 🗹 |
умения монологической речи | 🗹 |
продуктивный лексический навык употребления изученных лексических единиц по темам кодификатора | 🗹 |
продуктивный грамматический навык употребления изученных грамматических конструкций по кодификатору. | 🗹 |
5. Упражнения для работы над навыками и умениями выстроены в виде комплексов. | 🗹 |
Надеемся, что предложенный путеводитель поможет повысить эффективность подготовки учеников к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, а задания разнообразят занятия. Желаем вашим будущим студентам сдать экзамены на высший балл!