Самыми сложными заданиями в ЕГЭ по английскому языку традиционно считаются номера с 30 по 36 раздела 3 «Грамматика и лексика». Как помочь ученикам подготовиться к выполнению этих заданий на высший балл, рассмотрим в статье.
В соответствии со спецификацией КИМ для проведения в 2025 году ЕГЭ по иностранным языкам (проект), задания 30-36 ЕГЭ проверяют лексико-грамматические навыки употребления в речи лексических единиц в коммуникативно-значимом контексте. Тип задания — множественный выбор. На деле вместо пропущенного слова ученику предстоит выбрать подходящий вариант из ряда:
- синонимов;
- омофонов, омографов и слов, которые можно спутать (например, sensible и sensitive);
- фразовых глаголов;
- устойчивых выражений (collocations), идиом;
- грамматических форм;
- прочее.
Задания 30-36 относятся к высокому уровню сложности, поэтому лексика может быть как уровня Upper-Intermediate (B2), так и Advanced (C1). Самая главная трудность, с которой сталкиваются ученики — обилие незнакомых слов, поэтому, чтобы успешно справиться с заданиями, будущим студентам нужно выучить слова высокого уровня, фразовые глаголы и идиомы, слова, которые возможно перепутать, а также придерживаться стратегии выполнения заданий.
Содержание:
- Учим слова высокого уровня смысловыми группами
- Учим фразовые глаголы и идиомы
- Учим слова, которые можно перепутать
- Следуем стратегии выполнения заданий
Учим слова высокого уровня смысловыми группами
А. Группы синонимов с отличиями по значению и стилю, например:
Рекомендуем включить ролик на Youtube English real quick Scold, Reprimand, Rebuke, Chew Out, Tell Off.
Reprimand and Rebuke are more formal. A teacher or an employer can reprimand or rebuke.
Parents scold their children for some misbehavior.
Tell off is an informal expression mostly used in US English. We can tell a neighbor off.
Chew out is also a US expression. Parents can chew their child out for being late. But it also means to criticize without any witnesses.
Рекомендуем видео на Youtube Remebmer, remind. recollect and recall.
B. Ключевым отличием между синонимами зачастую бывает не только значение, но и грамматическая структура, в которой употребляется слово, например, модель управления глаголом (с определенным предлогом или без него).
Пример 1:
She met up with the rest of her team at the hotel. They were already communicating in the lobby. She _____ at the group — they were a small company, only ten people.
Все эти варианты ответа являются синонимами, но имеют разные сферы употребления:
- notice — заметить;
- observe — наблюдать;
- look — посмотреть;
- watch — смотреть.
Ключевым является предлог at после пропущенного слова. Из всех предложенных вариантов только глагол look требует после себя предлог at (look at — посмотреть на), остальные глаголы употребляются без предлогов.
Пример 2:
Bradly drew a portrait of his classmate, Nicole. He _____ intensively at her face trying to draw her nose and eyes and cheeks correctly, but the portrait ended up looking more like that of an orang-utan.
И вновь представленные глаголы являются синонимами:
- observe — наблюдать;
- stare — уставиться (пристально смотреть);
- glance — взглянуть;
- browse — просматривать.
Предлог at указывает на то, что правильными ответами могут быть только stared или glanced, два других глагола не требуют после себя предлог at. По смыслу ясно, что, чтобы нарисовать портрет, нужно «пристально смотреть», одного «взгляда» будет не достаточно. Правильный ответ — stared.
Пример 3:
She would never have _____ up for the course if it hadn’t been for her boyfriend…
По контексту понятно, что речь идет о «записи на курсы». Предложенные варианты по смыслу похожи:
- enrol — зарегистрироваться, записаться;
- written от глагола write — писать;
- enter – вступить (на курсы);
- sign — подписывать.
На первый взгляд самым подходящим является enrol, однако после пропущенного слова мы видим предлоги up for, поэтому ответом является фразовый глагол sign up for — записаться.
Рекомендуем другие статьи для подготовки учеников к ЕГЭ:
Учим фразовые глаголы и идиомы
Учить фразовые глаголы от одного слова зачастую малоэффективно, т.к. тематика слов самая разная, у ученика не возникает ассоциаций, а формы легко спутать. Гораздо эффективнее учить фразовые глаголы тематическими группами. Например, фразовые глаголы по теме «Работа».
She had hoped the company where she was working would give her a permanent job, but there was little prospect of that. «We’d take you _____ in a second if we had the budget…»
take smb on = employ
Идиомы встречаются не часто, но на них обязательно нужно обращать внимание.
Natalie had a special skill for shopping, the goal of which was to pay less no matter what. She really knew how to _____ a hard bargain.
drive a hard bargain (idiom) — заключить выгодную сделку
Учим слова, которые можно перепутать
Например:
- quiet — тихий / quite — достаточно;
- sensitive — чувствительный / sensible — умный, практичный;
- raise — поднять (что-то) / rise — подняться (без посторонней помощи);
- capable — способный / possible — возможный.
Следуем стратегии выполнения заданий
Напоминаем ученику не забывать про стратегию выполнения заданий:
1. Читаем текст.
2. Читаем предложение с пропущенным словом, определяем примерное значение пропущенного слова и часть речи, называем свое предположение (до того, как изучили все варианты ответов).
3. Проверяем, есть ли нужный или похожий ответ среди вариантов.
4. Делаем выбор.
5.1. Проверяем! Подставляем выбранный вариант вместо пропуска, читаем всё предложение.
5.2. Проверяем ещё раз! Определяем, почему остальные варианты точно не подходят, используем метод исключения.
6. Выполняем как можно больше заданий этого типа из разных источников.
Последовательно расширяя словарный запас, осваивая взаимосвязи между лексическими единицами, ученики без труда справятся с заданием 30-36 ЕГЭ. Удачи вам и вашим ученикам!