Привет! Меня зовут Илья Калинин, и я преподаю в Skyeng компьютерные курсы. Учу детей и подростков веб-разработке, созданию игр, программированию. Хотел ли я быть преподавателем? Нет! Но теперь доволен своей жизнью. Расскажу, как нашёл себя и получаю до 140 000 рублей в месяц, и что за зверь параллельные уроки, о которых мало кто слышал.
Содержание:
- Из веб-дизайнеров в педагоги
- IT vs онлайн-школа
- Параллельный урок — это как?
- Первый заработок юных айтишников
- Как стать преподавателем с нуля
1. Из веб-дизайнеров в педагоги
Мне 22 года, я из города Санкт-Петербурга. Окончил университет Бонч-Бруевича по специальности 090302 «Информационные системы и технологии». Я дизайнер графических интерфейсов, то есть отрисовываю сайты и создаю их.
Раньше работал в одной из крупнейших газодобывающих компаний. Но мне хотелось работать из дома и при этом больше общаться. В конце третьего курса, когда искал вакансии по специальности, случайно наткнулся на объявление Skyeng о поиске преподавателя веб-курсов. Решил попробовать.
Поначалу подумал, что какой-то развод, потому что было много этапов отбора в команду, но оказалась всё серьёзно.
2. IT vs онлайн-школа
Я вообще хотел быть пилотом, но после 11-го класса поступить в лётку не было возможности. Поскольку в школе сдавал экзамен по информатике, решил пойти в в IT, хотя программирование мне и не очень нравилось. Подумал, закончу хоть что-то, а потом буду от этого отталкиваться.
В Skyeng уже на тренировочном уроке с методистом, который играл роль ученика, понял, что преподавание — это точно моё. Раньше я делал это бесплатно: в университете преподаватели иногда просили помочь детям. Получается, в Skyeng я нашёл своё призвание.
Эта онлайн-школа закрыла все мои нужды:
- Мне, правда, очень нравится вести уроки с детьми.
- Нравится, что не нужно искать учеников.
- Нравится удалёнка и то, что уроки можно удобно стыковать, настраивать своё расписание.
- Нравится автоматизация: на платформе ты просто нажимаешь кнопочку «войти на урок» и начинаешь занятие.
- Нравится хороший доход.
Есть стереотип, что все айтишники, даже джуны, зарабатывают много, но это не так. Когда я был помощником программиста, то зарабатывал всего 42 тысячи. Через полгода зарплата увеличилась до 60 тысяч, но я понял, что потолок 80. Чтобы получать больше, нужно было пройти долгий и муторный путь.
Сейчас я не работаю сутками напролёт пять дней в неделю. Утром у меня нет уроков, занятия провожу вечером с 18:00 до 22:00, в субботу — целый день. Для меня это комфортное расписание.
3. Параллельный урок — это как?
Я провожу индивидуальные и параллельные уроки компьютерных курсов. С первыми всё понятно, как у всех репетиторов, урок 50 минут. Про вторые расскажу подробнее.
Параллельный урок может состоять из нескольких слотов по 30 минут — каждый преподаватель определяет их количество сам. Сперва в виртуальный класс заходит один ученик, мы разбираем с ним тему урока, он получает задание и материалы для самостоятельного обучения. Не раньше чем через 10 минут приходит другой ученик, и так друг за другом. Ребята общаются только со мной и не видят других занимающихся. Если у них возникают сложности, они поднимают виртуальную руку, а я в свободную минуту прихожу на помощь.
Материалы уроков готовят методисты. Огромный плюс Skyeng в том, что курсы постоянно обновляются.
Я лично нашёл себя в этом формате, мне всё понравилось. У меня расписание уроков полностью забито учениками. Но первое время было тяжело, не всем преподавателям такое подходит — они уходят вести индивидуальные уроки или в премиум-отдел.
Провожу уроки по всем направлениям, которые есть в нашей онлайн-школе: Roblox-программирование, Python, Unity, Scratch, Minecraft, веб-разработка.
В университете изучал только веб-программирование, самостоятельно в то время познакомился с Python и Unity. А Roblox, Scratch и другое я изучил уже в процессе сотрудничества со Skyeng — в нашей школе есть бесплатные курсы для преподавателей.
4. Первый заработок юных айтишников
Немного опишу, что мы с детьми учимся создавать и как они получают первый доход от своего увлечения.
На курсе Minecraft самые юные ребята знакомятся с программированием с помощью черепашки, которая создаёт здания, машинки. Узнают, что такое простые циклы, операции, даже массивы. После этого многие готовы изучать более сложные программы.
Один из самых популярных курсов — Roblox-программирование. Дети вдохновляются игрой, но в конце курса, мягко говоря, не рады тому, что язык Lua такой тяжёлый. Ребята учатся моделировать, работать с визуалом. За курс они создают три проекта. Например, сперва учимся моделировать карту (по этой паркур-карте будет передвигаться герой — прыгать по блокам), потом пишем скрипты, какие из блоков будут внезапно исчезать и т. п. Получается реальная игра. Поэтому Roblox все выбирают, хотят с друзьями поиграть, хотят научиться создавать карты и быть крутыми.
Python-программирование — второе по популярности направление. Изучаем язык программирования с нуля. Дети учатся разрабатывать свои приложения и игры. Начинаем с простого, например, «виселица», где нужно отгадывать слова, викторины. Потом создаём уже более сложные проекты, телеграм-боты. У меня есть два ученика 13–14 лет, которые уже за деньги создают ботов. Они ещё вроде маленькие дети, а уже зарабатывают.
У меня есть 13-летний ученик, который прошёл все наши курсы, сейчас заканчивает Python. У него много проектов, которые я часто ученикам показываю, когда у них падает мотивация учиться. Этот подросток уже зарабатывает на проектах. Уверен, что он будущий директор IT-компании.
Был ученик, который в Roblox Studio получил 25$ за свой проект. Он очень старался, создавая свою карту, на ней поиграло 5000 человек. Ученик был счастлив!
Советуем посмотреть и эти материалы:
5. Как стать преподавателем с нуля
Первое, честно ответьте себе — любите ли вы общаться с детьми, готовы ли отвечать на бесконечные вопросы. У меня были случаи, когда ученики путали русские и английские буквы — ко всему нужно относиться с пониманием.
Для первого опыта преподавания можно выбрать Scratch. Там нужно просто перетаскивать блоки, чтобы создать свою игру или программу. Scratch понимают дети 7–8 лет, что уж говорить о взрослых. Разобраться несложно, есть много информации, на YouTube много полезных видеокурсов по Scratch. Потом уже можно выбирать и Minecraft, и Roblox, и постепенно расти до всех направлений компьютерных курсов. Практикуйтесь на своих детях и детях знакомых. Потом можно и заявку в Skyeng подать.
Пригодиться эта статья Первый параллельный урок и индивидуальный урок компьютерных курсов в Skyeng: как преподавателю подготовиться и чего ожидать
Важно ориентироваться на возраст учеников. Даже интонация обращения к 12,14 и 16-летним будет разной. Ребёнку до 12 лет ты можешь сказать с улыбкой: «Привет. Как дела? Как там школа?», помахать ручкой, шутить, светиться позитивом. С учеником от 13 лет лучше более серьёзно разговаривать, спокойнее, с ребятами от 16 лет — как со взрослыми. Подростки любят больше самостоятельно заниматься, когда их не дёргают, а к малышам стоит даже просто так приходить с вопросами «Как у тебя успехи? Что уже сделал? Покажи».
К каждому параллельному уроку я не готовлюсь, то есть, я один раз полтора года назад тщательно изучил весь материал, а дальше слежу за обновлениями. Здесь упор делается на самостоятельное обучение детей. Но к каждому ученику во время занятия нужно подойти лично, чтобы они не чувствовали себя обделёнными вниманием.
В индивидуальных уроках другая ситуация. Я каждый урок просматриваю заранее, думаю, какие вопросы может задать именно этот ученик — здесь нужен индивидуальный подход.
Если есть трудности с материалом уроков или с учениками, за помощью можно обратиться к другим учителям в корпоративном мессенджере Mattermos. Там есть сообщество «Преподаватели компьютерных курсов Skyeng» — для новичка это большая поддержка.