Авторы статьи — сотрудники отдела «Лаборатория Skyeng»:
Горбачева Ксения, дизайнер образовательного опыта
Гузеева Елизавета, менеджер образовательной программы
А вы знали, что в Skyeng есть секретный отдел, который занимается экспериментами с нейросетями? В «Лаборатории Skyeng» ведётся разработка технологических решений для персонализации, автоматизации обучения и ускорения учебного прогресса.
Мы уже научили нейросети проверять устную часть ЕГЭ по английскому, помогать в решении математических задач и анализировать произношение.
Это нетривиальная задача. В основном ИИ больше подходит для обучения продолжающих. Многие пробовали использовать чат-боты, чтобы потренировать устную речь (от завоевавшего одинокие сердца Character AI до китайской Cici AI), но такие инструменты плохо подходят для начинающих. Как же мы приручили ИИ, чтобы он помогал студентам с начальными знаниями языка?
Содержание:
- Портрет студента
- Работа с мотивацией
- Как мы встроили ИИ в обучение начинающих
- Промежуточные итоги
- Плюсы такого подхода для студентов
- Проблемы, и как мы их преодолели
- Результаты обучения
- Выводы
Портрет студента
Мы выбрали обучать подростков 16–17 лет, студентов одного из региональных колледжей, изучающих IT-профессии, с нулевым или начальным уровнем английского. Их мотивация к изучению языка подпорчена предыдущим опытом: в какой-то момент они перестали понимать и усваивать материал, поскольку школьная программа усложнялась, и пустили всё на самотёк.
Каждую неделю студенты должны были:
- Осваивать несколько грамматических тем.
- Учить около 100 слов.
- Применять лексику и грамматику на практике, разговаривая 5 минут на английском с ИИ-учителем.
- Изучать и отрабатывать несколько правил чтения.
Работа с мотивацией
Чем отличаются интенсивные курсы от обычных? Почему они работают и действительно приносят результаты? Наше исследование суперинтенсивных курсов выявило закономерность: на них идут студенты с высоким уровнем мотивации. А когда человек действительно стремится стать лучше и прикладывает все усилия, даже за небольшой промежуток времени он может показать ошеломительные результаты.
Цель такой встречи — замотивировать учиться много и активно, выполнять все задания и стабильно двигаться к поставленной цели.

На встрече мы обсудили со студентами, как английский может пригодиться им в жизни, а также показали мотивирующие видео с разработчиками и другими IT-специалистами. Они делились своим опытом изучения языка и рассказывали, почему английский — это их суперсила.
Больше всего студентам понравилась речь программиста Сергея, который так и не выучил английский и теперь об этом сильно жалеет. Подростки ценят честный разговор на равных, так что эта ставка сработала.
Итак, мотивация есть.
Мы использовали материалы уроков авторского курса Skyeng «New General Beginner» и собрали из них два формата:
- Туториалы — групповые уроки, где мы разбирали грамматические правила и примеры их употребления, а также обсуждали, как научиться читать тексты на английском и понимать устную речь.
- Тренировки с ИИ-учителем — домашки, в которых в роли помощника выступает ИИ. Это помогает студентам не только выполнять упражнения, но и практиковать устную речь.
Как мы встроили ИИ в обучение начинающих
При этом, чтобы не поощрять использование русского языка, мы заложили в ИИ-учителя чёткие правила:
- Если студент задавал вопрос на русском, ИИ-учитель сначала отвечал на русском, но затем обязательно возвращался к английскому и побуждал студента сделать то же самое.
- В первой половине курса все инструкции на слайдах дублировались на русском: при переходе на новый слайд ИИ-учитель сначала объяснял задание на английском, а затем повторял его на русском.
Эта система позволила студентам чувствовать себя увереннее при взаимодействии с ИИ, но при этом постепенно адаптироваться к полному переходу на английский.
# Teacher steps:
Say «Let’s check how well you remembered the new words. I will say a word and you say it back in English. Давай проверим, как хорошо ты помнишь слова. Я скажу слово на русском, а ты переведешь его на английский. Ready to start? Готов начать?»
Пример инструкции для ИИ-учителя
Со временем мы сводили использование русского языка к минимуму, но студенты всегда знали, что могут попросить ИИ-учителя перевести сказанное, если что-то оказалось непонятным.
Учитывая особенности работы с начинающими студентами, мы решили не полагаться полностью на генеративную модель, а прописали чёткие инструкции для всех этапов работы на слайде. В частности, мы заранее задали сценарии поведения на случай ошибок со стороны ученика, чтобы ИИ-учитель мог корректно реагировать и помогать исправлять неточности.
# Methodology:
Ask the student to match the words to the pictures. If the student matches the word incorrectly, give them a hint like this: «This word starts with [the first letter of the word]. Это слово начинается с [the first letter of the word].»
Пример инструкции для ИИ-учителя
Мы включили в домашние задания с ИИ-учителем большое количество упражнений на устную практику — от заданий на точность воспроизведения грамматических конструкций (accuracy) до заданий на развитие свободной речи и преодоление языкового барьера.
Примеры таких заданий:
- На точность — устное раскрытие скобок в предложениях, где нужно правильно использовать грамматическую форму.
- На разговорную практику — ответы на вопросы или описание картинки.
Эти упражнения появлялись уже в первом домашнем задании, но мы сбалансировали их сложность, чтобы студенты могли успешно справляться с ними даже с начальным уровнем английского.

В заданиях, где важна точность, мы инструктировали ИИ-учителя не принимать неправильные ответы и не подсказывать правильные — студент должен был самостоятельно найти верное решение. А в упражнениях на свободную речь мы, наоборот, делали акцент на поощрение развернутых ответов, помогая ученикам чувствовать себя увереннее.
1. Start the exercise with the student. Begin with: «How to say the first phrase? Как скажешь фразу “Приятно познакомиться”?» Prompt each phrase in the following way as well, saying the Russian translation.
2. Don’t say the phrases yourself, help the student understand which pronoun they should use.
3. If the student says the phrase correctly, praise them and ask them to say the next phrase.
4. Do not accept the phrases in Russian, incomplete phrases, phrases with incorrect pronouns or only correct pronouns. These are considered incorrect phrases.
5. If the student says the phrase incorrectly, ask them to repeat the correct phrase. Only after the student says the phrase correctly should you move on to the next phrase.
Отрывок инструкции к заданию на accuracy
If the student responds with a word or phrase, say: «Please use a full sentence. For example, “My name is [student’s name].” Can you say it like that?» Encourage the student to repeat the full sentence after you.
**Encourage Self-Expression**:
Encourage the student to speak more and expand their answers if possible, asking follow-up questions to prompt further speaking practice.
Отрывок инструкции к заданию на fluency
До начала обучения мы познакомили ребят с ИИ-учителем. Оказалось, что у неё есть имя — Лиза. Она могла самостоятельно представиться студентам, рассказать лайфхаки для изучения английского и объяснить правила взаимодействия с ней. Этот подход помог студентам быстрее адаптироваться и воспринимать ИИ как полезного и понятного помощника.
У студентов сформировался визуальный образ Лизы как их преподавателя. Здесь сработали тонкие психологические механизмы: Лиза перестала быть просто безликой ИИ-моделью — теперь это был учитель, перед которым ощущаешь ответственность.
Чтобы закрепить этот эффект, мы поддерживали образ Лизы на протяжении всего обучения:
- Вставляли её портрет в каждый урок.
- Следили за консистентностью её голоса.
- Использовали генерацию видео с «оживлённым» изображением Лизы, через которое она сообщала студентам о технических обновлениях в проекте.
Этот подход помог студентам воспринимать взаимодействие с ИИ как полноценный учебный процесс, а не просто работу с чат-ботом.

На странице с результатами студент мог найти:
- Типичные грамматические ошибки, их исправление и объяснение, почему правильный вариант именно такой.
- Разбор речи: что получилось сказать хорошо, а что можно улучшить.
- Рекомендации по расширению словарного запаса, включая синонимы к произнесённым на уроке словам.
- Количество произнесённых уникальных слов и их распределение по уровням.
Этот фидбек визуализируется и помогает студенту понять, над чем ему ещё нужно поработать, чтобы достичь прогресса в английском, а что уже у него получается отлично — и стоит продолжать развивать.
Промежуточные итоги
После завершения проекта мы выделили несколько ключевых преимуществ домашних заданий с ИИ-учителем для начинающих студентов.
Дополнительные объяснения
Если студент не понял правило на групповом занятии, ИИ-учитель поможет ему разобраться с ним в домашке. Она может объяснить правило как на английском, так и на русском и не устанет многократно его повторять.
Гибкость сценариев
В ИИ-учителя можно заложить любой сценарий поведения. Например, если студент ошибается, Лиза даёт подсказки, но не говорит правильный ответ. «Развести» её на ответ не получится — студенты пробовали, но безуспешно.
Понимание контекста
ИИ-учитель «видит» тот же материал, что и студент:
- Послушали аудио? Она знает, о чём там говорится.
- Прочитали текст? Она в курсе его содержания.
Это помогает ей поддерживать выполнение упражнений и создавать ситуацию успеха. Студент не может «застрять» из-за того, что не понял что-то в материале.
Методическая самостоятельность
Даже без пошаговых инструкций, просто имея установку, что она учитель английского, Лиза удивляла нас своими методическими решениями. Например, после перевода слова по запросу ученика она могла попросить составить с ним предложение, чтобы закрепить новую лексику.
ИИ-учитель не только адаптировался под студентов, но и активно помогал им учиться в удобном темпе.
Плюсы такого подхода для студентов
Индивидуальная разговорная практика
Каждый студент получает индивидуальную разговорную практику в домашних заданиях, что позволяет уделить своим разговорным навыкам больше времени, чем на групповых занятиях. Это помогает развивать уверенность в устной речи и ускоряет прогресс.
Контроль выполнения заданий
Все учителя знают, что устное домашнее задание для студентов часто остаётся невыполненным, так как воспринимается как необязательное. Однако ИИ-учитель контролирует выполнение всех заданий. Студент должен выполнить все условия, прежде чем получит возможность перейти к следующему слайду или завершить урок. Это обеспечивает последовательность и ответственность за процесс обучения.
Моментальная обратная связь
Студент получает моментальную обратную связь по своей речи. Он понимает, где допускает ошибки, и может сразу их исправить, что ускоряет процесс улучшения разговорных навыков.
Распознавание речи с учётом акцента
ИИ-учитель работает на базе нашей собственной системы распознавания английской речи, обученной на русскоязычных студентах. Это позволяет системе хорошо воспринимать английскую речь с русским акцентом, что делает её подходящей даже для начинающих.
Отсутствие психологического барьера
С ИИ-учителем студент чувствует себя свободнее и спокойнее. Отсутствие живого человека позволяет избежать психологического барьера и страха сделать ошибку, ведь студент осознаёт, что он разговаривает с искусственным интеллектом. Это помогает ему быть более открытым в практике.
Проблемы, и как мы их преодолели
Студенты довольно успешно справлялись с необычными домашними заданиями, но без сложностей не обошлось.
Проблемы с произношением
На начальных уровнях студенты часто сталкивались с проблемами произношения. Например, звуки /θ, ð/ и /w/ не были поставлены правильно, и студенты их путали. Это негативно влияло на коммуникацию с ИИ-учителем. Лиза могла просить повторить предложение правильно 20 раз, ведь понимать, что источник ошибки — в фонетике, она ещё не умеет! Студент, не осознавая своей ошибки, продолжал повторять фразу с теми же проблемами.
Для сохранения тайминга домашних заданий мы ограничили количество попыток, когда ИИ-учитель просил повторить одно и то же предложение. А для студентов, у которых возникали проблемы с произношением, мы начали проводить языковые разминки — упражнения на произношение сложных звуков.
Ошибки в распознавании речи
Кроме того, возникали случаи, когда Лиза не могла понять студентов из-за неправильного произношения. Например, студент, пытаясь попросить объяснить правило на русском, произнёс фразу «say it» настолько невнятно, что ИИ распознала её как слово «fate». В ответ Лиза сказала: «I’m just here to help with your English, not to predict your fate!» Студенты не сдавались и продолжали искать способы получить правильный ответ.
Такие случаи стали основой для создания базы данных, целью которой было научить ИИ распознавать причины ошибок или недоразумений в коммуникации.

Как мы уже упоминали, для распознавания речи мы использовали двуязычную систему, разработанную в Skyeng. Однако для синтеза речи мы использовали стороннюю систему. Это привело к нескольким забавным моментам, когда при генерации сообщений на двух языках одновременно или при дублировании ответа на английском с переводом на русский Лиза начинала говорить с неестественным акцентом или произносить слова некорректно.
Например, Лиза могла произнести фразу «Грэйт джоб! Молодец!» с явно русским акцентом или сказать на английском «How do you say десять in English?» с неразборчивым произношением. Бывали случаи, когда она произносила слова неправильно, например, «it» как «ити» или «падеж» как «падёж».
Результаты обучения
Каких результатов достигли наши ученики за время интенсивного курса с ИИ-преподавателем?
Прогресс в языке
Нам удалось создать комфортную образовательную среду, которая мотивировала учеников улучшить свои знания, которые они не смогли проявить на входном тесте перед началом курса.
Время говорения
У студентов была щадящая цель по времени говорения в неделю — 5 минут. Мы внимательно следили за этим, так как по результатам наших исследований существует сильная корреляция между ростом уровня английского и временем, которое студент проводит в разговорной практике.
Студенты смогли не только достичь этой цели, но и перевыполнить её — в среднем они наговаривали по 8 минут в неделю. Всего за время обучения на интенсивном курсе каждый из них наговорил около 80 минут! Это подтверждает, что обучение с ИИ действительно помогло студентам «разговориться».
Взаимодействие с ИИ-учителем
У нас были опасения, что студенты начального уровня не смогут обучаться с ИИ-учителем и будут саботировать обучение, из-за того, что оно будет слишком сложным с точки зрения речевого взаимодействия с ИИ. К счастью, студенты не столкнулись с критическими проблемами при прохождении домашних заданий с ИИ-учителем. Да, они могли не понять задание или не сразу понять, что говорил ИИ-учитель, но у них всегда была возможность попросить помощи, и они активно ею пользовались.
Этот опыт показал нам, что стоит больше верить в студентов начальных уровней и их возможности. И, конечно, не забывать о мотивации — чтобы они сами стремились к знаниям и были готовы преодолевать трудности.
Выводы
Опыт обучения с ИИ-учителем предоставляет учителям и методистам уникальную возможность взглянуть на учебный процесс с новой стороны. Мы можем увидеть, как студент организует своё обучение, на что делает акцент, что даётся ему хорошо, а что вызывает трудности и требует дополнительной поддержки.
Это помогает нам лучше понять, как работать с учениками разных уровней, а также адаптировать свою стратегию преподавания под конкретного студента или уровень. В результате можно более точно определять, какие аспекты обучения нуждаются в улучшении и в какой форме нужна дополнительная помощь.