Помните ли вы знаменитый юмористический видеоролик The Expert – 7 Red Lines, в котором некая компания «в рамках реализации новой стратегической инициативы» нанимает инженера, чтобы нарисовать семь красных линий, строго перпендикулярных, некоторые зеленым цветом, а некоторые — прозрачным?
We need you to draw seven red lines. All of them strictly perpendicular; some with green ink and some with transparent.
Когда мне впервые предстояло начать курс профессионального английского для инженера, я очень боялась превратиться в героя видео, предлагающего эксперту нарисовать прямую линию в виде котенка. Другими словами, я боялась, что мы не сможем друг друга понять.
Сейчас я знаю, что миссия выполнима, уроки можно сделать увлекательными и результативными, но важно следовать некоторым правилам.
Главное правило — swap the roles
Основное правило — вы меняетесь местами со студентом. Преподаватель выступает в роли trainee, который только знакомится с тонкостями профессиональной области, а студент становится экспертом и ментором, передающим опыт и знания своему trainee.
Смена ролей позволяет студенту почувствовать себя наставником, придает уверенность и раскрепощает, помогает свободно говорить о своей профессии.
Цель преподавателя — не стать экспертом в машиностроении или биотехнологиях. Погружение в сферу деятельности студента позволяет преподавателю ознакомиться со спецификой индустрии, научиться подбирать качественный материал для занятий и стать тем самым language buddy для поддержания профессионального общения.
Такой подход отличается от традиционной модели «преподаватель-студент», поэтому поговорите со студентом об этом заранее.
Подготовка материала
Создайте единый текстовый документ в Google Docs, в котором будете сохранять ссылки на материалы, таблицы, схемы, картинки, а также списки вопросов, ответы на которые студент сможет приготовить к следующему уроку.
Для создания скринов удобно пользоваться программой Light Screen, с ее помощью можно сделать снимок экрана и сразу выделить непонятный для вас участок.
Например, вы обсуждаете процесс сборки автомобилей Порше и используете видео How Porsches are made.Тайм-код 1:16, работник завода в перчатках водит ладонями по поверхности корпуса. Вы хотели бы уточнить у студента некоторые детали процесса. Сделайте скриншот, нажав на клавиатуре Print Screen, очертите часть картинки, требующую комментария от студента, скопируйте картинку в буфер обмена, нажав комбинацию Ctrl+C, откройте документ и нажмите Ctrl+V. Теперь осталось подписать картинку, и часть материала для урока готова.
Помните, что материал — не главное. Первостепенную роль в уроках модели «mentor vs trainee» играют знание и опыт студента, а также недостаток знания индустрии и любознательность преподавателя. Именно такой дисбаланс и позволяет сделать практику профессионального английского увлекательной и интерактивной.
Изучайте материал, все возникающие вопросы фиксируйте и отправляйте студенту (далее мы поговорим о том, как формулировать вопросы, чтобы студент мог подробно ответить на них).
В домашнем задании комбинируйте просмотр видео, чтение и графический материал — схемы, графики.
Идеи для уроков:
- обсуждение оборудования и материалов, с которыми работает студент;
- обсуждение рабочего места;
- распорядок дня / обязанности;
- обсуждение инструкций, руководств для пользователя;
- обсуждение процессов (лучше делать на основе видео);
- обсуждение компании, команды, особенностей взаимодействия;
- обзор компаний-конкурентов и их продукции, сравнение с компанией, в которой работает студент;
- обсуждение планов студента относительно будущего профессионального развития;
- изучение отрывков из профессиональных книг (читать книги по профессиональной тематике не стоит дольше месяца, поскольку студент может потерять интерес);
- просмотр и обсуждение фильмов и сериалов, близких профессиональной деятельности студента.
Старайтесь использовать открытые вопросы. Подружитесь со словом «почему». Можете использовать следующие клише.
- Объясните, почему…
- Объясните, как работает…
- Чем отличается… от…
- Почему процесс… выстроен как…
- Чем обусловлено…
- Почему важно делать…
- А что произойдет, если…
- Зачем нужен процесс…
Советы
Постоянно собирайте обратную связь, чтобы понимать, в правильном ли направлении вы двигаетесь.
Не перебивайте собеседника, будьте внимательны — студент может неожиданно заговорить о профессиональных темах, до которых преподаватель никогда бы не додумался. Такие инсайты позволяют создавать уроки, максимально отвечающие потребностям студента.
Не забывайте о юморе. Например, в виде мемов на Reddit.
Используйте метафоры. Если студент объясняет вас, как работает процесс или оборудование, ваша задача — понять принцип работы и придумать смешную метафору.
Студент: «Данный алгоритм позволяет отследить ошибки и устранить их».
Преподаватель: «То есть, он как сторожевой пес, который видит вора и моментально хватает его?»
Engineering on YouTube
Нам необходим видео контент. Можно воспользоваться следующей подборкой каналов на Youtube.
— Канал Jake Voorhees — для студентов, получающих инженерное образование. Большой и постоянно пополняющийся плейлист The 1% Engineer Show предлагает студентам интервью с инженерами из различных областей, советы по обучению и прохождению собеседования.
— Основатель канала Explore Engineering создал плейлист Useful Engineering Videos for all the Engineers — тренды профессиональной сферы, необходимые навыки, советы и т.д.
— Канал Joma — data science, software engineering, Startup Series — влог о стартапе.
— Канал Dave Xiang — проект программиста Дейва, структурированный контент, подходит для работы с IT специалистами. Дейв умеет просто объяснять сложные понятия и помогает разобраться в различиях технических терминов. Плейлисты Software Developer Life, Software, Advice и The Internet — настоящая находка для преподавателя, контент позволит затронуть на занятиях множество сторон программирования.
— Канал Estefannie Explains It All — проект веселой и креативной девушки, работающей программистом. Плейлист Projects с необычными идеями, над которыми она работает — от шлема со светодиодами до тыкво-дроида.
— Канал Mayuko — девушка-программист рассказывает об особенностях своей работы. Создан большой и пополняющийся плейлист How To Kickstart Your Software Engineering Career для студентов и начинающих карьеру в программировании.
— Канал STEMinine — проект Джессики, канадского инженера-механика, о женщинах в мире STEM и инженерном образовании. Плейлист Women in STEM field содержит 30 интервью с женщинами-инженерами из разных стран и отраслей — food science, automotive and hardware engineering, aerospace engineering, ice cream engineering и т.д.
— Канал Freedom in Thoughts начинался как проект, который помогал студентам-инженерам испытывать меньше стресса из-за учебы и добиваться успеха в жизни. После ребрендинга канал предлагает контент для более широкой аудитории, но с тем же посылом — раскрытие потенциала, аутентичность, принятие решение и т.д. Анимация в видеороликах приятна глазу, визуальные образы структурированы, легко воспринимаются для глаз человека, мыслящего системно.