Урок по теме «Масленица» для начальной школы (2-3 класс). Такое занятие можно провести как для группы учеников, так и на индивидуальном занятии.
Масленица — старославянский праздник приближения весны, богатый интересными и вкусными традициями. Так почему бы не использовать этот материал для яркого урока? Он познакомит ваших учеников с русской культурой, а также обобщит уже изученные темы.
Warm-up. Игра “Do you like..?”
В небольшой коробке приготовлены карточки, на которых изображены слова по ранее изученным темам: Clothes, Food, Toys, Weather и пр. Учитель подходит к каждому ученику и предлагает взять карточку. Ученик вслух составляет вопрос Do you like…?, заканчивая его словом, изображенным на карточке, и отвечает.
Для онлайн-урока на этом этапе я предлагаю карточки в электронном виде.
Lead in. Загадка
Масленица — это весенний праздник. Все символы и традиции этого праздника связаны с желанием проститься с зимой и позвать весну. Поэтому мы начнем с загадки о весне.
Учитель: What season is it now? (It’s winter).
Solve the riddle:
Birds start singing
Flowers start blooming
Snow starts running.
When does it happen? (In spring).
Чтобы ребятам было легче понять загадку, я показываю иллюстрацию.

Учитель: The first festival welcoming spring is Maslenitsa.
Read and choose what you think people did at Maslenitsa:
• decorate a Christmas tree;
• sing “Happy Birthday” song;
• give flowers to mothers;
• cook pancakes (V);
• put on bright red, yellow and orange dresses and shirts (V);
• make a straw doll (V);
• sing songs about spring (V).
Let’s celebrate Maslenitsa too!
Main part
Вы можете провести с учениками эти задания:
1. Раскрасьте наряды
Используем заранее подготовленные изображения мальчика и девочки в русских народных костюмах.

Ребята по очереди дают друг другу инструкции — какую деталь одежды каким цветом нужно раскрасить.
Например:
Colour a red dress.
Colour a yellow T-shirt.
Colour a blue flower.
Если группа большая, разделите ребят на небольшие группы по 3–4 человека, в каждой из которых ученики скажут друг другу инструкции, как раскрасить.
Вы можете использовать другие изображения народных костюмов: Раскраска «Русский народный костюм».
2. Изготовьте куклу «Масленица»
Настоящая кукла изготавливалась из соломы, по окончании масленичной недели ее сжигали. Мы делаем куклу из бумаги.
Детали для куклы необходимо изготовить заранее: это большой круг для платья-основания, небольшой квадрат для изготовления платка, круг для лица и украшения для платья куклы (бумажные цветы, бусины). Ученики получают детали куклы и клей. Им необходимо склеить детали и украсить платье куклы.

Я предлагала ученикам детали разных цветов, они сами выбирали цвета и склеивали куклу. По окончании рукоделия каждый ребенок рассказывал о наряде своей бумажной «Масленицы»:
She has got a blue and white dress, a yellow headscarf and orange flowers.
Можно использовать другой вариант изготовления куклы.
3. Испеките блины
Я использую карточки с изображением необходимых продуктов: eggs, milk, butter, flour, water, sugar, strawberry jam, raspberry jam, apple jam, meat (minced), cheese, cream.
Учитель: Now, we are going to cook pancakes with jam and butter!
- First, look and choose which ingredients we need for cooking pancakes.
Ученики выбирают карточки продуктов, которые нужны для приготовления блинов, и называют их. Если на занятии присутствует более шести учеников, то это задание выполнятся в группах по 3–4 человека.
- Let’s play “Ball game”. We need something starting with “A” — “apple jam”.
Чтобы закрепить слова, мы играем с мячиком. Учитель начинает игру, называя букву, и бросает мяч любому участнику. Ученик ловит мяч и называет ингредиент для блинов на эту букву, затем — свою букву и бросает мяч следующему игроку.
- Let’s start cooking! Put the ingredients into a bowl.
Ребята по очереди кладут ингредиенты в «чашу», называя продукты и их количество. Поощряйте учеников называть разные числительные.
Далее мы вместе «перемешиваем» содержимое чаши, после чего я предлагаю ученикам угощение — приготовленные заранее блины. Если после занятия есть возможность, мы пьем чай. На онлайн-уроке заранее попросите маму ребенка испечь блины, либо просто покажите готовое блюдо.
Results
В конце урока, каждый ученик рассказывает, что у него есть для празднования Масленицы:
Учитель: Now we are ready to celebrate Maslenitsa! What have you got for it?
Ученик: I have got a red shirt and green trousers. I have got a green and yellow doll. It has got flowers on her dress. I have got pancakes with meat, chocolate, cream, apple jam.
Этот урок оставит у ребенка яркие впечатления и повысит мотивацию к изучению английского языка.
Читайте также по теме «Масленица»:
Медиа Skyeng для преподавателей
Олеся Щербакова