Изучаемая тема — одна из самых сложных для пятиклассников, так как дети только начинают знакомиться с историческими изменениями в слове. Но в то же время чередование звуков –одно из самых интересных явлений в русском языке. Тема увлекательна для ребят, так как привлекает внимание к внешней оболочке слова и его значению. Разработка урока поможет в игровой форме разобрать сложную тему, познакомить пятиклассников с частотными чередованиями, обратить внимание на важные аспекты членения слова на морфемы.

Преподавайте английский в команде Skyeng!

Множество направлений для преподавания, доход от 42 000 ₽ в месяц, гибкое расписание и полная удаленка

Начать преподавать
banner deti 1 Skyteach

Содержание:

  1. Цели урока
  2. Ожидаемые результаты
  3. Разминка
  4. Актуализация знаний
  5. Целеполагание
  6. Первичное усвоение новых знаний
  7. Первичная проверка понимания
  8. Первичное закрепление изученного
  9. Итог урока
  10. Рефлексия учебной деятельности

1. Цели урока

  • показать, что на месте чередования звуков в слове когда-то проходила граница между его морфемами;
  • познакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов;
  •  развивать орфографическую зоркость;
  • совершенствовать умение школьников находить составные части слов; 
  • пополнить словарный запас учеников;
  • воспитывать культуру общения, сотрудничества, ответственность;
  • учить школьников критично относиться к собственному мнению.

2. Ожидаемые результаты

 Личностные

  • осознавать значимость выделения морфем в слове для грамотного письма; 
  • иметь ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
  • желать приобретать новые знания и умения;
  • уметь проводить самооценку учебной деятельности.

 Метапредметные

  • уметь устанавливать преемственные связи прежних и новых знаний и применять их в новых ситуациях;  
  • реализовывать различные способы действия;
  • соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; 
  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. 

 Предметные

  • распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне;
  • сопоставляют произношение и написание слова;
  • уметь применять правила написания корней с чередованием;
  • систематизировать знания о частях слова.

Кто помогает преподавателям Skyeng:
4 основные службы

Рассказываем о службах методической, технической, психологической поддержки

Узнать подробно
banner help 4 Skyteach
Другая помощь для учителей в Skyeng — нон-стоп поддержка методистов. О них подробнее в статьях:
Ход урока

3. Разминка

 Решите ребус.

plan uroka cheredovanie glasnyh i soglasnyh 1 1 Skyteach
 Ответ: буква

4. Актуализация знаний

Тема изучается в разделе «Морфемика. Словообразование», поэтому следует повторить состав слова, ведь чередование встречается во всех значимых частях слова, не только в корне.

Отгадайте шарады:

  1. Если взять корень слова полагать, приставку слова приложение, суффикс слова восклицательный, окончание слова числительное, то получим … (прилагательное)
  2. В слове такая же приставка, как в слове полёт, корень такой же как в слове дружба, суффикс такой же, как в слове артистка. (подружка)

Игра «Кто больше?» 

Образовать глаголы при помощи приставок от глаголов: 1 ряд — бежать, 2 ряд — плыть, 3 ряд — плыть. 

Запишите под диктовку:

Обрати внимание
На здесь, здоровье, знание.
З нельзя в них отделить:
Нет в них содержания.

— Какого содержания нет в этих словах? (приставки -с) В каких словах она есть? Запишите по 10 слов с приставкой -с.

Фронтальная беседа на повторение.

  • Какие морфемы вы знаете?
  • Какая морфема образует формы одного и того же слова?
  • Какие морфемы образуют новые слова?
  • Какие слова называются однокоренными?

5. Целеполагание

Задание учащимся.

Запишите пары слов: пирог — пирожок, горох — горошек. Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные? Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов. 

6. Первичное усвоение новых знаний

Работа с текстом

Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование. Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.

(М. Панов)

Слово учителя

В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: снег — снежок, беру — забираю. Многие чередования звуков в корнях слов объясняются историческими изменениями в звуковом составе слова. Гласные о-е в корне слова могут чередоваться с нулём звук. Такие гласные называются беглыми. В древнерусском языке на месте беглых гласных были краткие (редуцированные) звуки — ъ и ь. В современном русском языке буквы Ъ и Ь звука не обозначают.

Таблица чередований гласных и согласных звуков послужит вам своеобразным справочником, к которому вы можете обращаться в случае затруднений.

Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке»

Чередующиеся звукиПримеры
Чередование гласных
о — апоклон — кланяться
о — ноль звукарот — рта
е — ноль звукадень — дня
е — онесу — носить
е — и — ноль звукасоберу — собирать — собрать
о, е — ёвесло — вёсла
Чередование согласных
г — жбегу — бежишь
г — здруг — друзья
к — чпеку — печёшь
х — шухо — уши
з — жвозить — вожу
с — шносить — ношу
т — стплету — плести
д — ж — ждводить — вожу — вождение
т — ч — щсвет — свеча — освещение
к — ц — члик — лицо — личный
ск — ст — щпускать — пустить — пущу
б — бллюбить — люблю
п — плкупить — куплю
м — млутомить — утомлю
в — влловить — ловлю
ф — флграфить — графлю
Обратите внимание учеников. Буква л, а значит и звук л входит в состав корня: земля, влюблённый.

7. Первичная проверка понимания

  Беседа с учащимися по таблице.

  • Что такое чередование?
  • Какие гласные чередуются в русском языке?
  • Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.
  • Какие согласные чередуются в корнях слов?
  • Приведите примеры чередования согласных в русском языке.

Приведите примеры чередования с нулём звука.

Вам могут быть полезны и эти материалы к урокам русского языка:

8. Первичное закрепление изученного

Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

Ответ — отвечу, светить — свечу, лягу — ляжешь, привлеку — привлечёшь, сухой — суше, мазать — мажу, холст — холщовый, дробить — дроблю, лепить — леплю, ломать — сломленный, ставить — ставлю, расту — выращенный, пеку — печёшь, рыбак — рыбачий, творог — творожник, пух — пушистый, косить — кошу, близок — ближе, густой — гуще, ходить — хожу, рубить — рублю, сломить — сломлю, моряк — моряцкий, княгиня — князь, приведу — привести.

Прочитайте стихотворение, подберите однокоренные слова с чередующимися звуками.

Корни могут изменяться,
Но родными оставаться,
Бок —…(бочок), друг —…(дружок),
Ухо —…(уши), пух —…(пушок),
Пишу —…(писать), лечу —…(летать)
Учитель: Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.

Какой вывод можно сделать? Корень с чередованием — это один и тот же корень. И слова с этим корнем остаются однокоренными, несмотря на замену.

Прослушайте стихотворение. О каком явлении в русском языке говорится в нём?

Хорошо быть беглой гласной
Неприсутствием блеснуть…
Обладать чудесным даром
Беглой Е (ловец
ловца)
Постояла под ударом
И исчезла из словца
.

Л. Миллер

Приведите примеры слов с беглыми гласными по образцу: сон сна, …

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Выделите корни. Подчеркните чередующиеся звуки.

Басня — басенка, берег — побережье, бить — бью — бей, брать — беру — забирать, бродить — брожение, вести — веду, вопрос — прошу — выпрашивать, восемь — восьмью, галка — галочка — галчонок, гнать — гонять, городить — горожу — огораживать, долбить — долбление, дорога — дорожный, ждать — ожидание, капать — капля, лгать — лжец — ложь, лев — львица, лён — льняной, ложь — лгун — лживый, локоть — локтевой — облокочусь — облокачиваться, месть — мстить — мщение, молчать — примолкнуть — молчок — замалчивать, мороз — замораживать, носить — ноша, искать — отыскать — отыщешь, перец — перца — перечный, пёстрый — испещрённый, плавать — плыву — пловец, плата — плачу, плести — плету, поворот — поворачивать, рука — вручную, смех — смешной, спать — сплю — срок срочный, тихий — тише, ходить — хожу — хождение — захаживать.

На кого из великих педагогов вы похожи?

Пройдите наш тест с простыми вопросами о ваших преподавательских принципах
и получите подарок к уроку английского 🎁

Пройти тест
banner test 1 Skyteach

9. Итог урока

  • Чему был посвящён урок? (Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных).
  • Какие  затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).
  • Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания о чередующихся звуках и беглых гласных).

10. Рефлексия учебной деятельности

Уважаемые коллеги, напишите в комментариях, какие планы уроков и материалы для занятий вам нужны. Подготовим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×