План урока по русскому для 5 класса по теме «Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов»
Изучаемая тема — одна из самых сложных для пятиклассников, так как дети только начинают знакомиться с историческими изменениями в слове. Но в то же время чередование звуков –одно из самых интересных явлений в русском языке. Тема увлекательна для ребят, так как привлекает внимание к внешней оболочке слова и его значению. Разработка урока поможет в игровой форме разобрать сложную тему, познакомить пятиклассников с частотными чередованиями, обратить внимание на важные аспекты членения слова на морфемы.
Содержание:
- Цели урока
- Ожидаемые результаты
- Разминка
- Актуализация знаний
- Целеполагание
- Первичное усвоение новых знаний
- Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление изученного
- Итог урока
- Рефлексия учебной деятельности
1. Цели урока
- показать, что на месте чередования звуков в слове когда-то проходила граница между его морфемами;
- познакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов;
- развивать орфографическую зоркость;
- совершенствовать умение школьников находить составные части слов;
- пополнить словарный запас учеников;
- воспитывать культуру общения, сотрудничества, ответственность;
- учить школьников критично относиться к собственному мнению.
2. Ожидаемые результаты
Личностные
- осознавать значимость выделения морфем в слове для грамотного письма;
- иметь ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
- желать приобретать новые знания и умения;
- уметь проводить самооценку учебной деятельности.
Метапредметные
- уметь устанавливать преемственные связи прежних и новых знаний и применять их в новых ситуациях;
- реализовывать различные способы действия;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Предметные
- распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне;
- сопоставляют произношение и написание слова;
- уметь применять правила написания корней с чередованием;
- систематизировать знания о частях слова.
3. Разминка
Решите ребус.
4. Актуализация знаний
Отгадайте шарады:
- Если взять корень слова полагать, приставку слова приложение, суффикс слова восклицательный, окончание слова числительное, то получим … (прилагательное)
- В слове такая же приставка, как в слове полёт, корень такой же как в слове дружба, суффикс такой же, как в слове артистка. (подружка)
Игра «Кто больше?»
Образовать глаголы при помощи приставок от глаголов: 1 ряд — бежать, 2 ряд — плыть, 3 ряд — плыть.
Запишите под диктовку:
На здесь, здоровье, знание.
З нельзя в них отделить:
Нет в них содержания.
— Какого содержания нет в этих словах? (приставки -с) В каких словах она есть? Запишите по 10 слов с приставкой -с.
Фронтальная беседа на повторение.
- Какие морфемы вы знаете?
- Какая морфема образует формы одного и того же слова?
- Какие морфемы образуют новые слова?
- Какие слова называются однокоренными?
5. Целеполагание
Задание учащимся.
Запишите пары слов: пирог — пирожок, горох — горошек. Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные? Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов.
6. Первичное усвоение новых знаний
Работа с текстом
Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?
(М. Панов)
Слово учителя
В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: снег — снежок, беру — забираю. Многие чередования звуков в корнях слов объясняются историческими изменениями в звуковом составе слова. Гласные о-е в корне слова могут чередоваться с нулём звук. Такие гласные называются беглыми. В древнерусском языке на месте беглых гласных были краткие (редуцированные) звуки — ъ и ь. В современном русском языке буквы Ъ и Ь звука не обозначают.
Таблица чередований гласных и согласных звуков послужит вам своеобразным справочником, к которому вы можете обращаться в случае затруднений.
Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке»
Чередующиеся звуки | Примеры |
Чередование гласных | |
о — а | поклон — кланяться |
о — ноль звука | рот — рта |
е — ноль звука | день — дня |
е — о | несу — носить |
е — и — ноль звука | соберу — собирать — собрать |
о, е — ё | весло — вёсла |
Чередование согласных | |
г — ж | бегу — бежишь |
г — з | друг — друзья |
к — ч | пеку — печёшь |
х — ш | ухо — уши |
з — ж | возить — вожу |
с — ш | носить — ношу |
т — ст | плету — плести |
д — ж — жд | водить — вожу — вождение |
т — ч — щ | свет — свеча — освещение |
к — ц — ч | лик — лицо — личный |
ск — ст — щ | пускать — пустить — пущу |
б — бл | любить — люблю |
п — пл | купить — куплю |
м — мл | утомить — утомлю |
в — вл | ловить — ловлю |
ф — фл | графить — графлю |
7. Первичная проверка понимания
Беседа с учащимися по таблице.
- Что такое чередование?
- Какие гласные чередуются в русском языке?
- Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.
- Какие согласные чередуются в корнях слов?
- Приведите примеры чередования согласных в русском языке.
Приведите примеры чередования с нулём звука.
Вам могут быть полезны и эти материалы к урокам русского языка:
8. Первичное закрепление изученного
Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.
Прочитайте стихотворение, подберите однокоренные слова с чередующимися звуками.
Но родными оставаться,
Бок —…(бочок), друг —…(дружок),
Ухо —…(уши), пух —…(пушок),
Пишу —…(писать), лечу —…(летать)
Учитель: Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
Какой вывод можно сделать? Корень с чередованием — это один и тот же корень. И слова с этим корнем остаются однокоренными, несмотря на замену.
Прослушайте стихотворение. О каком явлении в русском языке говорится в нём?
Неприсутствием блеснуть…
Обладать чудесным даром
Беглой Е (ловец — ловца)
Постояла под ударом
И исчезла из словца.
Л. Миллер
Приведите примеры слов с беглыми гласными по образцу: сон — сна, …
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Выделите корни. Подчеркните чередующиеся звуки.
9. Итог урока
- Чему был посвящён урок? (Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных).
- Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).
- Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания о чередующихся звуках и беглых гласных).