План-конспект урока русского языка «Однородные члены предложения» 8 класс

Школьники легко и естественно используют в своей речи конструкции с однородными членами. Проблемы у ребят начинаются, когда их нужно найти в тексте и правильно расставить знаки препинания. Подготовили для вас план-конспект урока русского языка по теме «Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах» для 8 класса. Преподавателям он поможет сэкономить время и силы на подготовку к занятию.
Содержание:
- Цели и задачи урока
- Ожидаемые результаты
- Лингвистическая разминка
- Актуализация знаний
- Постановка цели и задач урока
- Развитие и закрепление знаний
- Повторение теоретических сведений
- Самостоятельная работа
- Итоги урока и рефлексия
Цели и задачи урока
- актуализировать знания учащихся об однородных членах предложения, способах их выражения;
- развить и закрепить понятие об однородных членах предложения;
- закрепить навыки их узнавания в тексте, графического обозначения однородных членов предложения.
Ожидаемые результаты
Личностные
- ученики осознают эстетическую ценность русского языка;
- будут уважительно относиться к языку;
- будут стремиться к речевому самосовершенствованию;
- будут использовать предложения разных типов для выражения своих мыслей.
Метапредметные
- научатся выделять главное в учебном материале;
- научатся оценивать задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, определять, в чём проявилась сложность выполнения;
- научатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные
- овладеют понятием «однородные члены предложения»;
- узнают способы их выражения;
- научатся правильно графически обозначать однородные члены предложения, распространять предложения однородными членами;
- научатся использовать однородные члены в предложении.
1. Лингвистическая разминка
Выберите правильный вариант ответа.
В каком слове ударение падает на третий слог?
- баловать
- звонит
- черпает
- сверкает
В каком слове пишется окончание –ИТ?
- чист..т
- подморажива..т
- рису..т
- света..т
Укажите словосочетание с подчинительной связью примыканием:
- гулять по лесу
- 2. мечтает отдохнуть
- красота природы
- свой взгляд
Найдите СГС:
- попросили спеть
- будет врачом
- начал свистеть
- прогуливается
Укажите односоставные предложения:
- Зимняя стужа хозяйничает в лесу.
- Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой.
- Искрится и переливается снег в лунном свете.
- За окном завьюжило.
2. Актуализация знаний
В течение трёх минут изучите утверждения и выразите своё согласие или несогласие (поставьте + или –).
- Однородные члены — это всегда слова одной и той же части речи.
- Однородные члены соединяются только союзами.
- В предложении может быть только один ряд однородных членов.
- Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.
- Однородные члены бывают только нераспространёнными.
- Однородные члены всегда располагаются рядом.
- Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами.
Были ли затруднения при выполнении?
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Определите тему нашего урока: «Однородные члены предложения»
— Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока.
— Какие цели и задачи ставим перед собой?
- Распознавать (находить) предложения с однородными членами, понимать назначение однородных членов.
- Определять, каким членом предложения являются однородные члены.
- Соблюдать интонацию перечисления в предложении с однородными членами.
- Научиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
- Конструировать предложения с однородными членами.
4. Развитие и закрепление знаний
Запишите предложения, подчеркните однородные члены как члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены, определите способ связи.
- Маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. (Однородные сказуемые: вспыхивали, наливались — выражены глаголами, связаны союзом то…то, разделяются запятой)
- И рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия. (Однородные сказуемые: вспыхивали, наливались — связаны интонацией, разделяются запятой; однородные дополнения: красавицы, зевы, аристократия — связаны интонацией и союзом И. Перед союзом И запятая не ставится)
- И весело, и величаво поднимается могучее светило. (Однородные обстоятельства: весело, величаво — выражены наречиями; связаны повторяющимся союзом И, поэтому разделяются запятой)
- Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. (Однородные определения: большой, золотой — выражены прилагательными; подсохший, поредевший — выражены полными причастиями)
- И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. (Однородные подлежащие: квохтанье, голоса, стук — выражены существительными, связаны интонацией и союзом ДА=И, разделяются запятыми)
• На какие вопросы отвечают однородные члены?
• Какими членами предложения могут быть однородные члены?
• Какими частями речи они могут быть выражены?
• С помощью чего разделяются однородные члены?
• С помощью чего соединяются?
• Может ли быть в предложении несколько рядов однородных членов?
5. Повторение теоретических сведений
Выводы по наблюдениям:
- Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
- Однородные члены относятся к одному и тому же слову в предложении.
- Однородные члены равноправны и соединены сочинительной связью, имеют интонацию перечисления.
- Как правило, однородные члены предложения выражены словами одной и той же части речи.
- Однородные члены являются одним и тем же членом предложения.
- Повторяющиеся слова не являются однородными членами.
- В предложении может быть один или несколько рядов однородных членов.
- Однородные члены могут быть распространённые и нераспространённые.
Рассмотрите таблицу:

Вспомните, когда запятая между однородными членами не ставится:
1. Перед соединительными союзами и, да (в значении и) запятая не ставится, если они употреблены между однородными членами только раз, например:
Дни стояли тёплые и ласковые.
Ночью ветер злится да стучит в окно.
2. Перед соединительными союзами и, да (в значении и) ставится запятая, если они повторяются и стоят между однородными членами, например:
Дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.
Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам.
Так же с союзом ни — ни: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
и то и сё;
ни то ни сё;
и тот и другой;
и так и сяк;
ни рыба ни мясо;
ни свет ни заря.
3. От соединительного союза да надо отличать присоединительный союз да и, перед которым при произношении бывает пауза, а на письме ставится запятая или тире, например:
- Он работает быстро, да и хорошо.
- Смотритель постоял, постоял — да и ушёл.
На беспокойном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром.
Работа в группах
Пользуясь таблицей, составьте в группах предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами: 1 группа — соединительными, 2 группа — разделительными, 3 группа — противительными.
Каждая группа предлагает составленные предложения для заполнения третьего столбца таблицы. Учащиеся заполняют третий столбец таблицы, используя предложения, составленные в группах.
6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний по алгоритму
Алгоритм работы по теме «Предложение с однородными членами»:
- Списать предложение.
- Выделить основу.
- Найти однородные члены предложения.
- Определить, к какому слову относятся и на какой вопрос отвечают?
- Расставить знаки препинания.
- Составить схему.
- Ра..им утром сквозь молочно(голубую) тума..ую дымку мутно в..днелось всё (во)круг лес и скалы и остр..ва и бе..крайние озёра.
- Унылое подавле..ое настроение почему(то) пр..следовало её (по)всюду в школе и дома в фотостудии и на трен..ровке.
- Меня в этот су..отний вечер ждали друзья и дома и в кафе и в театре.
- Мы с классом побывали в нескольких учреждениях культуры нашего города в театре в музее в филармонии.
- Р..скошное убранство комн..т костюм хозяйки портреты на стенах (н..)что (н..)укрылось от наблюдат..льного гостя.
- У входа в школу нас встрет..ли учитель кла..ный руководитель и директор.
Учащиеся оценивают свою работу, сравнивая с эталоном. (Демонстрируются правильно записанные предложения)
7. Итоги урока и рефлексия
Что сегодня мы повторили об однородных членах предложения? Что нового узнали?
Вопросы для рефлексии:
- Доволен ли ты тем, как прошёл урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Был ли ты активен на уроке?
- Ты будешь с удовольствием выполнять домашнюю работу?
- Сумел ли ты показать себя?
Продуктивных уроков!
Спасибо, очень продуктивный урок.
Насыщенный урок!Спасибо!