За годы преподавательской деятельности каждый учитель хоть раз наблюдал отсутствие мотивации у студентов. Это очень усложняет процесс проведения уроков: даже для педагога урок кажется бесконечно долгим и нудным. Без мотивации выучить иностранный язык будет практически невозможно. Как помочь своим студентам?

Кто украл мотивацию?
Если говорить о взрослых студентах, то на отсутствие мотивации активно влияют следующие факторы:
— гиперусталость;
— перегруженность;
— стресс;
— страх;
— отсутствие промежуточных целей;
— сложность материала;
— отсутствие быстрых результатов.
Основная причина, по которой взрослые начинают учить иностранный язык — повышение собственной профессиональной квалификации, поиск работы за рубежом, иммиграция или путешествия. Все это — достойные цели, способные подтолкнуть человека собранного и дисциплинированного к методичному изучению языка. Но такие факторы, как гиперусталость, перегруженность, стресс и страх – психологические факторы, способные убить мотивацию.
Из-за сильной загруженности на работе студент со временем теряет желание продолжать учиться: не хватает времени и физических и эмоциональных ресурсов. К усталости прибавляется отсутствие промежуточной близкой и быстро достижимой цели. Студент начинает сначала переносить занятия, потом пропускать, а в итоге берет перерыв, который скорее всего окажется очень затяжным. Это приведет к тому, что даже то, что он успел узнать и запомнить, забудется, что окончательно добьет желание учиться.
Страх — также вор мотивации: и дети и взрослые могут потерять мотивацию к изучению языка из-за страха делать ошибки. Так появляется языковой барьер, который внезапно начинает мешать вашему ученику применять уже полученные знания на практике. Как итог, у него пропадает желание продолжать учиться. Важно понять, что проблема здесь не интеллектуального характера: ошибаться — нормально и даже необходимо. Это часть процесса изучения языка.
Помогайте ученику спокойно реагировать на собственные ошибки, рассказывайте о своих и ни в коем случае не критикуйте. Некоторые лингвисты советуют научить студентов любить свои ошибки: это поможет им не бояться их. Полюбить ошибки можно за то, какие они яркие, благодаря этому они запоминаются легко и на многие годы.
Еще один общий фактор, крадущий мотивацию у всех студентов, интеллектуальный — столкновение с непониманием сложных тем. Конечно, в зависимости от возраста, способностей и навыков студента процесс обучения и его успех будет сильно отличаться, но цель преподавателя — найти индивидуальный подход. Постарайтесь объяснять тему студенту с помощью разных техник и методик. Не торопите его, помогайте упростить материал, понять, усвоить, использовать и закрепить. Просите своих студентов объяснить вам тему. Терпеливо возвращайтесь к ней столько раз, сколько будет необходимо. Поддержка и вера преподавателя окрыляет и тоже возвращает мотивацию.
Как помочь?
- Помогите студенту оставить свою глобальную цель на время в покое и поставьте вместе короткие промежуточные цели, например:
— научиться рассказывать о себе, своей работе и семье за 3 занятия;
— пополнить словарный запас на определенную тему за 2 урока;
— освоить два прошедших времени за неделю;
— написать рекомендательное письмо за месяц;
— подтянуть итоговую оценку в школе;
— подготовиться к контрольной работе по заданным темам;
— перестать путаться в основных временах.
Помните: цель ученика должна соответствовать тому уровню, с которым он уже пришел к вам на уроки. Для достижения целей выделяйте короткие временные промежутки. Результат, который будет видеть студент, станет для него главным источником мотивации в моменты спада.
2. Будьте гибкими: усталость на работе, многозадачность и большие нагрузки могут отнимать то время, которое студент мог потратить на изучение языка. Не обязательно уделять час-полтора на урок, на котором студент будет сидеть с вами над учебниками или экраном ноутбука. Практикуйте индивидуальный подход: занятым людям легче найти 15-20 минут через день из машины своего авто для разговорной практики с преподавателем, чем уделять час на полноценное занятие и после выполнять домашние задания.
Наша цель — помочь студенту заговорить на изучаемом языке, а не научить его усидчивости и прилежности. Конечно, методика преподавания будет отличаться и в зависимости от главной цели ученика: если ему необходимо сдать письменный экзамен, то 15-минутными практиками разговорного языка не обойтись. Главная мысль — лучше коротко, но регулярно.
3. В отличие от взрослых людей, работа с детьми и подростками подразумевает не возвращение ученику мотивации, а чаще всего ее «создание». Большинство преподавателей сходятся во мнении, что дети сидят на уроках с большим трудом, так как изучение иностранного языка — инициатива родителей. Многие дети сегодня очень сильно загружены: бесчисленные кружки, дополнительные занятия, спорт, соревнования и многое другое. Другие идут на занятия, потому что им не дали права выбора. Ребенок, в отличие от взрослого, не понимает до конца, зачем ему этот иностранный язык. Поэтому в этом случае, задача преподавателя — найти для ребенка мотивацию и помочь ему ее сохранить:
— интересуйтесь жизнью ребенка, постарайтесь с ним подружиться, завоюйте доверие;
— узнайте, что ребенку интересно, чем он любит заниматься;
— расскажите ему, как в этих сферах ему может помочь английский;
— подберите для него материалы, которые совпадут с его интересами;
— не задавайте слишком много домашнего задания, учитывайте возможности и нагрузку ребенка;
— не давайте ребенку готовых ответов, но помогайте самому выполнять задания;
— искренне хвалите;
— показывайте, что у ребенка уже хорошо получается;
Как и взрослые, дети очень положительно откликаются на собственные результаты. Чем раньше они увидят, что у них получается, тем легче им дается изучение материала.
Да, изучать иностранный язык непросто, и многие наши студенты могут потерять мотивацию по разным причинам. Наша цель — самим не потерять мотивацию и желание обучать своих студентов и помогать им добиваться своих целей. Благодаря чуткому руководству и индивидуальному подходу ученики смогут полюбить то, чему они учатся. А, как известно, любовь — лучший мотиватор.
Почитайте по теме: Дисциплина на онлайн-уроках: основные проблемные моменты