Hybrid classroom это особый формат занятий, когда часть учеников находится в классе, а часть — онлайн. Он стал активно развиваться только в прошлом году, поэтому еще не всегда понятно, как организовать работу со студентами и облегчить себе подготовку к урокам. В этой статье я поделюсь своим пониманием гибридного класса и примерами заданий, которые я активно использую в таком формате.
Как и многие преподаватели, во время пандемии я перешла на удаленную работу и проводила занятия только онлайн. После отмены ограничений я предложила некоторым группам гибридное обучение: ученики могли присутствовать на занятиях как очно, так и дистанционно. Это позволило эффективно продолжить образовательный процесс.
Смешанное обучение можно организовать по-разному, но я придерживаюсь модели «сбалансированный гибрид»: когда офлайн и онлайн присутствует равное количество учащихся.
При таком подходе в деятельности учащихся смешения форм (очной и дистанционной) не происходит — оно происходит в деятельности учителя, который должен контролировать две группы, одновременно работающие над одним материалом.
У Hybrid classroom есть несколько важных преимуществ:
- ученик может продолжать образовательный процесс, даже если он заболел, уехал из города или по другим обстоятельствам не может присутствовать в классе;
- ученик может выбирать наиболее удобную форму участия в уроке и взаимодействия с другими учащимися (территориально и психологически);
- образовательный процесс становится безопасным даже в период пандемии и высокого уровня заболеваемости.
Но учителю стоит помнить и об ограничениях Hybrid classroom:
- класс для занятий должен быть хорошо технически оснащен: там должны быть компьютер с мощным процессором, стабильное подключение к интернету, интерактивная доска;
- у учеников, которые присутствуют онлайн, тоже должны быть достаточно мощные компьютеры и стабильное подключение к интернету;
- ученики должны уметь пользоваться онлайн-платформами и сервисами;
- ученики должны уметь мотивировать себя заниматься онлайн;
- преподавателю необходимо обладать высоким уровнем организационных навыков, чтобы координировать онлайн- и офлайн-группы;
- вероятны проблемы с дисциплиной, если контроль со стороны учителя недостаточен или студенты не понимают правила работы в классе.
Вам может быть интересно: Лексический подход на онлайн-уроках
Как построить групповую работу в гибридном классе
Я проводила гибридные уроки с марта 2020 по июнь 2021 года. На основании этого опыта я составила алгоритм работы в гибридном классе, который помогает обеспечить контроль над всем классом и дать учащимся равные возможности.
Алгоритм работы выглядит следующим образом:
- Преподаватель объясняет правила работы для онлайн- и офлайн-студентов.
- Группы делятся на онлайн и офлайн, то есть не происходит смешения форматов в одной группе. Если онлайн-студентов много, преподаватель может использовать функцию «сессионные залы».
- Преподаватель демонстрирует экран и онлайн-группа получает доступ к интерактивному заданию или презентации. Офлайн-класс видит это задание на интерактивной доске.
- Преподаватель контролирует работу группы, слушая студентов на платформе Zoom и в классе.
- Конференция Zoom может показываться на интерактивной доске, что создает эффект присутствия всех студентов и помогает лучше контролировать работу.
Почитайте также Ошибки начинающих онлайн-преподавателей: как их избежать?
Сервисы для командной работы в гибридном формате
На уроках я использовала такие платформы и сайты, как Wordwall.net, Kahoot.com, Baamboozle.com, Quizizz.com, Canva.com, презентации Google docs с возможностью доступа с различных устройств и одновременной работы. Еще один важный инструмент — интерактивная доска, это залог успешного урока в гибридном формате.
Также для проектной работы и заданий на говорение и письмо потребуются платформы, которые позволят онлайн-учащимся записывать аудиосообщения, работать в группе и вносить вклад в общий проект. Эти же платформы можно использовать для домашних заданий.
Интерактивная доска Padlet.com. Данный сервис позволяет всем участникам работать одновременно, обсуждать и вносить предложения, при этом используется только английский язык.
Если цель урока — подготовка группового проекта в письменной форме, то офлайн-группе будет предложено сделать этот проект в бумажном виде, а онлайн-класс будет выполнять это задание на доске Padlet.
Например, так может выглядеть задание для группового проекта, выполненное на доске Padlet: на доску легко загружается текстовый файл, поэтому данное задание можно расширить и предложить учащимся дома написать рассказ или описание.
Сайт для записи аудиосообщений онлайн Vocaroo.com. Сервис также может быть соединен с данной доской, так как выполненная аудиозапись прикрепляется с помощью ссылки.
Гибридная форма работы поначалу может показаться пугающей, неудобной и неэффективной. Однако опыт проведения гибридных уроков показал, что такая форма эффективна как для организации различных заданий, так и для развития самостоятельности учащихся.
Hybrid classroom — гибкий формат, помогающий не зависеть от погодных условий, уровня заболеваемости и непредвиденных обстоятельств.