Вам предстоит выступить с важным докладом или презентацией. Вы потратили недели, нет, даже месяцы на подготовку. Вы знаете каждое свое последующее слово, вы готовы к каждому вопросу. Итак, вы встаете или поднимаетесь на сцену… Вам аплодируют. Вы немного смущены, но это чувство быстро проходит, ведь вы прекрасно знаете, что будете говорить.
Внезапно вы понимаете, что не имеете ни малейшего понятия, что делать со своими руками. Может, засунуть их в карманы? Нет, что-то не то. Или лучше вообще спрятать их за спиной? Нет, однозначно нет. Ведь вы не хотите быть похожими на сержанта на строевой подготовке. Хорошо отрепетированная речь медленно, но верно уходит на второй план… Катастрофа!
Но вы не одиноки. Даже самые опытные руководители, которым часто приходится выступать с речами не могут полностью завлечь свою аудиторию, так как не понимают, что делать с руками. В одних случаях они осознают это и в лучшем случае выглядят неловко. В других случаях они даже не подозревают, что их руки рассказывают одну историю, а рот — другую.
Найдите место для своих рук
Расположите руки по бокам вдоль тела. Скорее всего вам сначала будет неловко. Но для вашей аудитории вы будете выглядеть более непринужденно, уверенно и открыто. Чтобы слегка отвлечься и почувствовать себя более комфортно, слегка прикоснитесь указательными пальцами к большим пальцам. Это поможет вам сосредоточиться на презентации, а не на том, куда же девать руки.
Обратите внимание на то, как расположены руки у Исаака Лидски, генерального директора ODC Construction в первые минуты выступления на TED.
Дайте своим рукам цель
Если постоянно держать руки по бокам, вы рискуете стать похожим на оловянного солдатика. Эффективные коммуникаторы умеют использовать свои руки в нужные моменты, чтобы подчеркнуть важность тех или иных слов.
Позвольте вашим рукам говорить!
Разведите их в стороны, если необходимо описать размер чего-либо или поднимите руку вверх, если хотите подчеркнуть рост чего-то. Если вы объясняете два варианта решения проблемы, поднимите левую ладонь, чтобы аудитория «увидела» первый вариант, а затем правую — для визуализации второго.
Очень важно научиться «разговаривать» руками, поэтому во время репетиций презентации упражняйтесь в вашей жестикуляции. Лишним это точно не будет.
Обязательно обращайте внимание на то, где находятся ваши руки, и что вы с ними делаете. Не засовывайте их в карманы, не поправляйте волосы, не прячьте их за спину. Забудьте о том, чтобы где-нибудь почесаться (ну а если невтерпеж, то постарайтесь сделать это быстро и незаметно). Не прикасайтесь к лицу, не поправляйте одежду и не кладите руки на бедра. Ограничений много, это так. Но очень важно помнить об этих правилах.
Дайте своим рукам силу
Открытые ладони, направленные к аудитории, посылают сигнал «Послушайте» и фокусируют внимание собравшихся к тому, что вы говорите.
Руки, поднятые высоко — знак удержания внимания. Такой жест обычно сопровождается повышением голоса.
Раскрытые от груди руки — это знак «Расслабьтесь, вы можете мне доверять». Если ваша публика очень закрытая и не доверяет вам, такой жест поможет ее успокоить и вызвать чувство доверия.
В своем выступлении на TEDx «The Power Is in the Palm of Your Hands» почетный профессор психологии Свободного международного университета Молдовы Алан Пиз рассказывает о том, как с помощью жестов можно немедленно усилить свое влияние. Если наши глаза — это зеркало нашей души, наши руки — наша связь с другими.
Итак, готовитесь к важной презентации и тщательно репетируете свою речь? Обязательно попрактикуйтесь правильно использовать жесты рук.
Помните, что все спикеры без исключения соединяют свои слова с жестами. Желаем вам удачи!