Непоколебимый самоконтроль – хорошо или плохо? Конечно, хорошо. Недаром в интернете каждая вторая статья на эту тему – о том, как достичь этого просветленного состояния, и каждая третья – почему оно совершенно необходимо любому человеку, вставшему на путь самоулучшательства.
Наука на стороне самоконтроля, ведь результаты «зефирного» теста указывают на прямую связь между этой суперспособностью и успешным успехом.
В преподавании самоконтроль тоже необходим: это невидимый барьер, который мы возводим между первой реакцией на поведение студента (возможно, слишком эмоциональной и совершенно необдуманной) – и тем, что в конечном счете студент от нас услышит в ответ. Очевидно, нечто сдержанное, взвешенное и ободряющее. Магистр Йода в земном воплощении…
Определимся с терминами
Самоконтроль – это способность регулировать свои эмоции, мысли и поведение перед лицом соблазнов и импульсов. Кроме того, самоконтроль – это когнитивный процесс, необходимый для регулирования своего поведения с целью достижения конкретных целей (источник: Википедия). На бытовом уровне самоконтроль помогает побороть желание высказаться слишком резко в ответ на речевую ошибку студента или невыполненное домашнее задание. Он же отвечает за самоотверженную подготовку к занятиям, даже если вся семья смотрит сериал.
Относительно недавно наука пришла к выводу, что всё хорошо в меру (спасибо, Кэп!). Объясняем, почему преподавателю английского языка стоит-таки слегка опасаться слишком сильного самоконтроля.
Самоконтроль приглушает эмоции
Ученые выяснили, что, контролируя реакции, вы осознанно сводите на нет эмоциональный опыт: хорошо если речь об опыте негативном – студент точно не услышит от вас резкую критику, оценочное мнение, категоричное осуждение… Но привычка к самоконтролю приводит к тому, что вы не так уж сильно радуетесь успехам студента, меньше сопереживаете его трудностям. Постепенно атрофируется эмпатия.
Самоконтроль создает поводы для сожалений
Человек с идеальным самоконтролем всегда помогает сделать «правильный» выбор, ведь «делу время – потехе час». Но исследователи обнаружили, что спустя время (в особенности – в преклонном возрасте, подводя жизненные итоги) люди часто сожалеют о том, что отказывались от чего-то спонтанного, сулящего моментальные удовольствия ради «работы, учебы, карьеры и вот этого вот всего».
Самоконтроль ведет к перегрузкам на работе
Ученые доказали, что большинство людей предпочитают полагаться на тех коллег, у которых ярко выражены сила воли и самоконтроль. Это приводит к частым просьбам «подхватить», помочь, подстраховать и проч. Как результат – самые ответственные и дисциплинированные из нас подвержены переработкам и профессиональному выгоранию.
Самоконтроль вызывают ощущение потери себя
Оказывается, те из нас, кто сильнее склонен к рефлексии и регулярно заставляют себя что-то делать либо удерживаются от импульсивных поступков, ощущают что-то наподобие раздвоения личности, формулируя это как «потерял(а) себя» или «сам себе не друг». Избыток силы воли приводит к тому, что вы забываете, чего на самом деле хотите от жизни (в психологии это называется tyranny of should). Наконец, чрезмерный самоконтроль – первый шаг к депрессии.
Самоконтроль создает привычку строго судить других
«Я же идеальный могу! Почему у него/нее не получается? Мало старается». Считается, что «вредные привычки», такие как переедание, транжирство, курение, пристрастие к алкоголю, агрессивность находятся в зоне контроля человека, а значит, потакание им – вина самого человека. Сюда же можно отнести лень, недисциплинированность, отсутствие пунктуальности…
Вот только согласно результатам исследований, обстоятельства то могут быть за пределами человеческого контроля, являются частью более масштабной «картины мира». А те из нас, кто отлично контролирует себя и свою жизнь, страдают от «ошибки выжившего» (судят по себе). Привычка осуждать мешает гармонично общаться в личной жизни, а также строить теплые и продуктивные отношения со студентами.
Самоконтроль иссякает не вовремя
Согласно мнению ученых, самоконтроль – ресурс исчерпаемый. (Именно поэтому мы склонны потакать себе, если вечером тянет к холодильнику). Постоянно контролируя себя в течение дня, мы приближаем эмоциональный срыв. В результате, того самого хваленого самоконтроля не хватит, когда он будет действительно нужен.
Самоконтроль не приходит один
Бытовые (не-научные) наблюдения подсказывают, что человек с даром всегда себя контролировать зачастую малоэмоциональный, чрезмерно осторожный перфекционист, не способный «отпускать себя и ситуацию». Подобные люди консервативны, неохотно пробуют новое, не любят «открываться» людям, не умеют тепло общаться с ними. Вспомните хотя бы Шерлока Холмса или Шелдона Купера… Такими ли вы представляете себе «педагога от бога»?
***
Проблема с самоконтролем не в том, что он время от времени вредит, – а в том, что иногда его отсутствие привносит в занятия английским языком элемент спонтанности, гибкости, творчества, открытости новому и эмоциональное тепло, которое возникает от совместного узнавания нового.
Психологи советуют (а мы присоединяемся!) относиться к себе с так называемым «самосостраданием». Принятие слабостей и ограничений не приводит к лени. Напротив, оно помогает лучше узнать себя и ставить себе реалистичные цели. Потянуло станцевать по окончании особо удачного занятия или поаплодировать хорошим новостям от студента? Вперед! Удержитесь в следующий раз.