Быстрая смена информации, к которой привыкли современные подростки, во многом определяет их тип мышления и психологические особенности. Поколение альфа (рожденные после 2010 года) привыкло к короткому, яркому и динамичному контенту — мемам, видео, играм. Чтобы вовлечь их в изучение английского, нужно использовать современные подходы: геймификацию, социальные сети, тренды и реальные жизненные ситуации. В статье разберём стратегии работы и рассмотрим задания, которые помогут сделать уроки английского суперувлекательными!
Предлагаемые задания помогут ученикам:
- Отработать грамматические конструкции there is / there are; I like / I dislike и другие.
- Усвоить грамматические правила в контексте потребления развлекательного контента.
- Улучшить устную речь.
Содержание:
- Психологические особенности подростков
- Личностно-ориентированное обучение
- Техники на удержание внимания
Психологические особенности подростков
Подростковый возраст — это период поиска себя, повышенной эмоциональности и чувствительности. Обучение должно учитывать эти особенности, поэтому важно:
- Создавать атмосферу безопасности и поддержки. При этом важно давать положительный фидбэк даже за небольшие успехи.
- Давать возможность самостоятельно решать. Можно предлагать несколько тем на выбор, например, пусть учащийся напишет эссе про спорт или путешествия. Или пусть сам определит то, о чём хочет написать. Также можно предлагать задания с выбором формата, например, сдать проект в видео- или текстовом виде.
- Использовать актуальные события. Так, вместо абстрактных текстов про природу и искусство лучше обсуждать тренды, технологии, моду, киберспорт. Важно включать в фокус реальные ситуации: заказ еды, сообщения друзьям, поиск билетов в интернете.
Статьи в помощь:
Личностно-ориентированное обучение
Чем больше материал про самих подростков, тем лучше он усваивается. Чтобы узнать интересы учащихся, перед началом курса можно сделать опрос:
- Какие фильмы/сериалы вы любите?
- На каких блогеров подписаны в социальных сетях?
В личностно-ориентированном обучение важно:
- формировать задания на основе любимых героев:
- Писать фанфики с героями любимых сериалов.
- Обсуждать поступки персонажей и строить альтернативные сценарии.
- Проводить обсуждения, например, по теме «Что бы я сказал(а) своему крашу?»
- создавать ролевые игры по мотивам книг/фильмов/сериалов:
- Представлять себя персонажами любимой истории и разыгрывать сцены. Например, учащиеся могу представить сцену поступления в Хогвартс.
Техники на удержание внимания
Чтобы удерживать внимание современных подростков, необходимо использовать следующие техники.
Сокращайте длительность заданий (2–5 минут на активность)
Юные ученики быстро теряют интерес, если задание требует длительной концентрации. Оптимальное решение — использовать короткие упражнения, которые можно выполнить быстро, для получения моментального результата.
Например:
- Мини-диалоги по шаблонам (2–3 минуты).
- Быстрые тесты на 3–5 вопросов.
- Задача «Переведи фразу за 30 секунд».
- Челлендж «Сколько слов ты сможешь придумать за 1 минуту?»
Задание «Угадай слово по эмодзи», которое можно использовать как в начале урока, так и в конце. Можно попросить учеников назвать все эмоции на английском, которые они видят, и попросить составить предложения. Также можно давать самые разные варианты упражнений с использованием предлагаемых эмоций.

Чередуйте виды деятельности каждые 5–10 минут
Монотонные уроки с одной активностью быстро утомляют. Важно использовать самые разные виды и форматы заданий, например:
- Видео (короткие ролики с субтитрами, трейлеры, фрагменты фильмов). Также полезно разбирать сленг из TikTok и YouTube (rizz, cap, based), смотреть короткие ролики и пересказывать их, создавать свои мини-скетчи на английском.
- Разговорные упражнения (мини-диалоги, ролевые игры, дискуссии).
- Игры (онлайн-квизы, карточки).
- Письменные задания, но с необычным подходом (например, попросить учеников создать диалог в мессенджере с воображаемым другом или подругой для обсуждения контрольной работы или места будущей встречи).
- Короткие тексты и задания к ним. Не включайте в уроки тексты, в которых обсуждается телевидение, так как эта тема очень оторвана от реальности. Используйте темы, которые близки подросткам, — например, мемы.
Why Do We Love Memes?
Millions of people scroll through social media every day, laughing at memes. These short, funny pictures and videos have become a part of our daily routine — just like checking messages or drinking morning coffee. But memes are more than just jokes. They reflect what people think about current events, politics and even everyday struggles. Companies also use memes to promote their brands because they know how much people enjoy them.
But why are memes so popular? One reason could be that they offer a quick escape from stress. Life can be overwhelming, and memes provide an easy way to relax and have fun. Another reason is that people love sharing relatable content—something that makes them say, ‘That’s so me!’
Social media plays a huge role in meme culture. With over 3.5 billion people using social media, memes spread faster than ever. Believe it or not, memes are searched online more often than historical figures and even some celebrities!
Задание 1. Правда или Ложь?
Read the text and mark the statements as True (T) or False (F).
- Memes are just funny pictures with no deeper meaning.
- Companies sometimes use memes to advertise their products.
- Memes help people forget about their problems for a moment.
- There are more than 3.5 million people on social media.
- Memes are searched online more often than some famous people.
Задание 2. Перескажите текст
Include the following points in your retelling:
- What memes are and why people love them?
- How memes reflect important topics?
- The role of social media in meme culture?
Используйте визуальные элементы
Подростки лучше воспринимают информацию через изображения, поэтому добавление графики — обязательный элемент. Можно использовать:
- мемы и комиксы;
- инфографику;
- mind maps;
- GIF-анимации для объяснения слов и выражений;
- иллюстрированные карточки с фразами и примерами.
Задание 1. Подпись к мему
Покажите ученикам мем с котом и надписью «No stress just vibing» и попросите придумать несколько мемов с подобной фразой. Для выполнения достаточно подобрать подходящие картинки.
Примеры подписей:
- No rush, just chillin’.
- Easy going, no worries

Задание 2. Фраза
To leave someone on read — фраза демонстрирует живую лексику и каждому знакомую ситуацию: когда вы написали сообщение человеку, а тот вас игнорит и не отвечает. Дискуссию можно продолжить, задав парочку вопросов по теме.
Примеры с to leave someone on read:
- I sent Emma a really long message last night, but she left me on read. I guess she doesn’t want to talk.
- Jake always leaves people on read, and then he says he «forgot to reply.» Yeah, right!
- I was nervous about texting my crush, but she left me on read… Should I text her again or just move on?
Вопросы:
- Have you ever left someone on read? Why?
- How do you feel when someone leaves you on read?
- Do you think leaving someone on read is rude, or is it normal?

Photo taken from Freepik
Задание 3. Ошибка
Попросите учащихся найти ошибку в меме, объяснить разницу и отработать в речи. Для этого заранее подготовьте 3–5 подходящих изображений.

Photo taken from Freepik
Задание 4. Инфографика
На просторах интернета есть множество визуального материала, в том числе инфографики. Выберите те, что подходят для темы вашего урока.
Например, картинку ниже можно пообсуждать, разобрав каждый пункт и спросив мнение учеников. Также можно попросить добавить дополнительные аспекты по теме помощи, которых нет на изображении.

Задание 5. Гифка
Гифки — также эффективный инструмент, который позволяет удерживать внимание аудитории. Например, есть такой сайт Tenor GIF, на котором можно найти гифки на любую тему. Задания могут выглядеть следующим образом:
- Создай короткую историю на основе гифки.
- Опиши гифку, используя конструкцию there is / there are.
- Придумай 3 интересных заголовка к гифке.
- Опиши гифку, используя только 3 эмоджи. Дальше дополнительно вы можете попросить ученика объяснить, почему он выбрал именно такие эмодзи.
Больше полезных статей для обучения подростков:
Используйте геймификацию
Чтобы вовлекать учеников, добавляйте игровые элементы. Например, для этого отлично подходят челленджи.
Дайте задание за неделю использовать 10 новых слов в разных контекстах:
- написать небольшой пост в соцсети, письмо другу;
- сделать запись в планере;
- составить коротенькое интервью с любимым блогером или певцом;
- создать короткое аудиосообщение другу или сестре.
Главное — старайтесь найти контексты, в которых ваши ученики смогут применять язык. Далее на уроке посмотрите работы, обсудите, что получилось, а что требует улучшения.