Детей на занятия английским приводят родители, чаще мамы. Именно они решают, что английский нужен (и зачем), встраивают английский в плотное детское расписание, оплачивают занятия и решают, «достаточно ли хорош» преподаватель. Найти общий язык с родителем ученика — пусть даже язык молчаливого согласия — важно для учебного результата.
Родители бывают разные. Если верить слегка циничному утверждению известного психолога Михаила Лабковского, у каждого свой невротизм (а по-русски, свои «тараканы»). Расскажем о популярных в наше время психотипах родителей и предложим идеи о том, как с ними общаться и договариваться, чтобы учебный процесс шел гладко.
Важно!
В любой типологии неизбежны обобщения. Версия автора — не диагноз и не приговор, а лишь результат наблюдения и интереса к теме родительства, поэтому предлагаем отнестись к классификации, приведенной ниже, с долей скепсиса и юмора. Кроме того, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, поэтому мы не советуем «лечить» и учить родителей — педагогу достаточно под них подстроиться.
«Вертолеты»
Этот термин впервые появился в книге американского психолога Хаима Гинотт (Haim Ginott) «Между родителем и подростком». Со слов автора, вертолетом подросток на приеме назвал свою маму, подчеркивая, что она раздражает и даже слегка пугает его своей опекой.
Главный страх: угроза жизни и здоровью ребенка, большое количество опасностей, которые его окружают.
Главная цель: защитить ребенка от всего вокруг.
Поведенческие признаки:
- Родитель постоянно и чрезмерно суетится вокруг ребенка. Может предлагать «водички» во время занятия, проветривать комнату. Сидит неподалеку, внимательно прислушиваясь не только к словам, но и к интонациям.
- Он нуждается в том, чтобы быть максимально вовлеченным во все, что ребенок делает: знает, что задано в школе и на дополнительных занятиях, лучше самого ребенка; помнит имена и отчества всех учителей, врачей, воспитателей и других взрослых, с кем ребенок соприкасается.
- Сопровождает ребенка (даже достаточно взрослого) на все дополнительные занятия и кружки, провожает в школу, встречает после уроков.
- Паникует, если ребенок забыл дома телефон.
- Избегает ситуаций, в которых ребенок способен и захочет взять на себя ответственность.
Как договориться?
Задач в этой ситуации две.
- Успокойте родителя. Целенаправленно держите его в курсе успехов ребенка на занятиях, но не акцентируйте внимание на трудностях. Не препятствуйте тому, чтобы родитель помогал с домашними заданиями.
- Укрепить уверенность ребенка в себе: дети родителей-вертолетов обычно зависимы от взрослых, проявляют тревожность, боятся пробовать, рисковать, даже преуспевать. Не прибегайте к авторитету родителя во время уроков, чаще выражайте уверенность в способностях ребенка и хвалите в ситуациях, когда он справился самостоятельно.
«Бульдозеры»
Про таких людей обычно говорят «идут по головам» или «прут не разбирая дороги». Из лучших побуждений (читайте: чтобы у ребенка все получилось), бульдозер будет давить авторитетом, устраивать проверки знаний, консультироваться с вышестоящим руководством и требовать быстрых результатов. Близки к ним по внутренним ценностям «тигрицы» — термин из книги-бестселлера Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы» (о типичных китайских мамах).
Главный страх: будущее «серой посредственности», которое грозит ребенку, если родитель не будет «вдохновлять», стимулировать и раздавать «волшебные пинки» направо и налево.
Главная цель: «вывести в люди», подтолкнуть ребенка к лучшему будущему, возможно, воплотить при этом свои несбывшиеся мечты.
Поведенческие признаки:
- Родитель жестко настаивает, чтобы вы отчитывались перед ним об успехах ребенка.
- Если ребенок не дотягивают до его ожиданий, может критиковать вашу дикцию, манеру преподавать, методику, по которой идут занятия, сравнивать в духе «а вот в наше время…».
- Отчитывает ребенка при вас, если тот не справляется или не понимает. Пытается «объяснить по-своему».
Как договориться?
Будьте вежливы, держитесь сдержанно и слегка отстраненно, обсуждайте успехи и неудачи ребенка в его отсутствие (чтобы не рисковать своим авторитетом преподавателя, а также самооценкой ребенка и его мотивацией к занятиям). Родитель-бульдозер стремится к максимально быстрому результату. Чтобы его достичь, выясните истинные учебные цели, и по каким признакам, критериям человек понимает, что приближается к ним. Кроме того, почаще давайте бульдозеру повод гордиться его ребенком: создавайте «ситуации успеха».
«Газонокосилки»
Термин появился в интернете буквально в течение последнего года, и источник уже не отследить, но психологи его сразу подхватили, потому что подобные родители встречаются всё чаще. Газонокосилки стремятся «скосить траву» вокруг своего ребенка: заранее избавить его от любых жизненных неудобств и препятствий, проактивно защитить от всех трудностей.
В чем отличие от «вертолетов»? Вертолеты защищают детей почти физически, реагируя на собственное внутреннее беспокойство, страх перед жизнью. Газонокосилки же готовят «идеальный мир» для своих детей, стремятся создать для них «лучшее детство», чем своё (или то, каким они его помнят).
Главный страх: недостаточно высокий уровень счастья у ребенка.
Главная цель: «подстелить соломку», смягчить любые падения или совсем их избежать.
Поведенческие признаки:
- Родитель не просто активно помогает с домашними заданиями, но иногда делает их за ребенка.
- Он не озвучивает ребенку амбициозных целей — «не получается и ладно», «главное в радость, ну их оценки», «как-нибудь в другой раз».
- Родитель может высказывать вам опасения, что задания слишком сложные, а неудачи навредят самооценке ребенка.
Как договориться?
«Договариваться» тут лучше с учеником. Родитель в любом случае сделает всё от него зависящее, чтобы предотвратить дискомфорт, сложности или разочарования. Но ребенок может сам захотеть «достигать и преодолевать». Поощряйте спортивный азарт, соревновательность, стойкое и позитивное восприятие неудач.
«Кукушки»
У этих родителей насыщенная жизнь — личная, общественная, профессиональная, социальная… На фоне такой занятости детей нужно куда-то с пользой «пристроить».
Главный страх: скука, изоляция, родительство «в чистом виде» и невозможность «жить для себя».
Главная цель: радоваться жизни и дать радоваться другим (в том числе своему ребенку) — на нарушая личных границ друг друга.
Поведенческие признаки:
- Родитель не проявляет интереса к успехам и результатам ребенка, хотя отлично обеспечивает высокую посещаемость занятий.
- Он приветствует любую самостоятельность ребенка и активно ее поощряет (об этом может невзначай рассказать сам ребенок на занятиях).
- Он очень занят, и ребенок привычно не обращается к нему за помощью и поддержкой, даже если не получается справиться самостоятельно.
Как договориться?
Радуйтесь «плюсам» ситуации: все козыри в ваших руках. Ребенок привык быть самостоятельным, на занятиях появляется без пропусков, а родитель не мешает работать. Не предлагайте обратную связь, если кукушка ее не просит, но будьте готовы дать в предельно сжатой форме, если понадобится. Основное внимание стоит уделить тому, чтобы создать или сохранить интерес ребенка к занятиям: записывая его на английский, родитель мог не спросить, хочет ли тот заниматься, — и контролировать исполнительность будет поверхностно. Поэтому результат занятий опирается на мотивацию самого ребенка.
«Зайки»
На фоне перечисленных выше типажей все остальные родители — зайки. Тактичные, заинтересованные, готовые поддержать ребенка, создать благоприятную среду для занятий и не брать при этом на себя ни роль, ни ответственность педагога.