Welcome to a dog-eat-dog world, мир, в котором быстрее, выше, сильнее хотят быть не только взрослые. Наблюдая за тем, как функционирует их мир, дети и подростки перенимают «правила игры» и адаптируют соревновательный подход к жизни, учебе и общению со сверстниками. Мы, педагоги и родители, все еще переживаем: понимают ли они, как работает «здоровая» конкуренция? Способны ли оценить ее реальную пользу для собственного образования в целом? Как создавать элемент соревнования на уроке среди учеников без ущерба их эмоциональному благополучию?

Посмотрим на четыре главных урока, которые можно извлечь, побуждая учеников конкурировать друг с другом, в том числе на уроках английского.

Урок № 1. Соревнуясь, мы учимся работать с разными целями

В традиционном понимании соревнование всегда завершается проигрышем для одного и победой для другого. Но поскольку каждый участник ищет в победе что-то свое (признание, символический или фактический приз и т. д.), делить всех на победителей и проигравших нечестно и… неэффективно.

Почему об этом важно помнить преподавателям английского, особенно тем, кто работает с разноуровневыми группами? Во-первых, чтобы не допустить академической «дискриминации» тех, кто не успевает по программе/плану работы и во-вторых, чтобы определить точки роста и развития в языке, достижимые для каждого. Один из лучших инструментов, которым можно научить учеников — постановка SMART-целей. Они должны быть:

1. конкретными (specific)

2. измеримыми (measurable)

3. достижимыми (achievable)

4. соответствующими нуждам ученика (relevant)

5. иметь конкретные сроки (time-bound).

В начале учебного года вы вместе с учениками можете зафиксировать такие цели в их портфолио или использовать progress map, заранее договорившись об отчетных периодах.

Почитайте подробнее в статье: Языковое портфолио как средство рефлексии в процессе обучения

Пример из преподавательской практики в школе: ученица Маша с уровнем языка Intermediate+ планирует через год сдавать экзамен FCE, а Андрей, ученик уровня Pre-Intermediate, хочет увереннее себя чувствовать, общаясь с носителями в путешествиях (имена ребят изменены). Будучи одноклассниками, они могут конкурировать между собой за некий символический приз на усмотрение преподавателя, однако цели каждого отличаются: посильные и определенные учениками самостоятельно, они стимулируют стараться, не фокусируясь на том, что неинтересно или слишком сложно.

Главное преимущество SMART-целей — возможность оценить прогресс ученика, не сравнивая его с другими. Мы понимаем, что в эту ловушку сравнения попадают многие педагоги, не только новички. Однако всегда есть ученики, чувствительные к собственным неудачам или слишком азартные, игнорирующие сотрудничество с одноклассниками ради достижения цели. Научите их рассматривать соревновательность как способ достигнуть превосходства не над другими, а над собой.

Есть эффективный способ, о котором мы уже упоминали выше: не игнорируйте использование трекеров прогресса в обучении английскому. Старайтесь каждый месяц вместе анализировать, что получилось, а что нет. Так ученики не потеряют связь с тем, что их мотивирует соревноваться, а, наоборот, станут более осознанно относиться к своим успехам и неудачам.

Пример трекера может выглядеть как на фото. Сохраните на свой диск или скачайте пример трекера прогресса:

Элемент соревнования на уроке: о чем следует помнить?

Урок № 2. Конкурируя с другими, мы фокусируемся не только на результате, а на процессе

Независимо от того, как мы относимся к необходимости соревноваться друг с другом, фактически это шанс улучшить себя. Поэтому создавать атмосферу соревновательности иногда необходимо и на уроках — как минимум, чтобы вовлечь не самых активных учеников в соревнование, как максимум, мотивировать их показать нам все, на что они способны. Но причем тут увлеченность процессом? Дело в том, что в процессе конкуренции усиливается наша творческая мотивация (об этом пишут По Бронсон и Эшли Мерримен в книге «Царь горы»).

Мы становимся довольны собой и текущим прогрессом, а также регулярными маленькими успехами, которые приближают выигрыш. Теперь постараемся перенести это в контекст преподавания английского: вернемся к Маше и Андрею. С момента постановки целей прошло несколько месяцев, и можно поделиться первыми впечатлениями от «эксперимента».

Маша призналась, что регулярная практика заданий в части Writing позволила ей наконец полюбить свои работы:

«Мне казалось, что за 80 минут, отведенные на написание двух письменных работ, невозможно написать такие тексты, которыми я буду довольна, особенно эссе. Поэтому я начала с того, что посоветовал преподаватель: занималась поиском полезных статей с лексикой по теме. Я все еще не вписываюсь во время, но получаю большое удовольствие от поиска статей и вижу, как качественно меняется мой стиль письма».

Вот что говорит Андрей: «Первые несколько недель я постоянно помнил о том, что хочу победить. На старте я не очень уверенно себя чувствовал и боялся, что неправильно сформулировал цель, но все-таки выполнял задания: записывал аудио с лексикой, которую нужно было отработать (иногда и перезаписывал по несколько раз!) а через некоторое время переслушивал и сравнивал. Кажется, я наконец перестал стесняться собственного голоса, что уже считаю большим достижением».

На примере этих двух учеников мы видим, что цель превзойти соперника часто уходит на второй план, а элемент соревнования не обязательно мешает получать удовольствие от процесса.

Урок № 3. Здоровая конкуренция позволяет нам сохранять баланс между сотрудничеством и соревновательностью

Принято считать, что соревновательность негативно влияет на учеников, повышая их уровень агрессии. Это справедливо только для небольшой части детей и подростков, но по большей части конкурировать без адекватного взаимодействия друг с другом невозможно. Помните, что побуждая учеников интеллектуально соревноваться между собой, учитель не должен дистанцироваться.

Например, если вы договорились что команда, победившая в страноведческом квизе, освобождается от домашнего задания, убедитесь, что все участники и/или группы с таким решением согласны и совместно его обсудили. Пока ученики соревнуются, преподаватель остается их гарантом честной борьбы и соблюдения определенных правил.

Урок № 4. Конкурентная среда учит нас проигрывать, но не сдаваться

Когда мы слышим фразу «нужно уметь проигрывать», часто ложно относим ее к категории вежливого утешения. Это не совсем верно: проигрыш дает нам больше познавательных стимулов, а значит, с точки зрения образования, он более ценен, чем победа.

Уроки-рефлексии с учениками, которые по разным причинам отстают по программе и/или получили низкий балл относительно других в группе — это отличный шанс признать их достижения и проанализировать, какие из целей были достигнуты, какие — нет и вместе найти причину. Не стремитесь сравнить их с более успешными одноклассниками в рамках формальной, школьной системы оценивания. 5-, 10- или стобалльная шкала не поможет им лучше понять свои текущие возможности и перспективу, а подбадривающие комментарии учителя и одноклассников — вполне.

Например, можно организовать в классе cheer-me-up mail, куда будут поступать комментарии поддержки для тех учащихся, кто расстроен из-за низкой оценки. Соревнуясь в таком коллективе, где более успешные ученики признают заслуги менее успешных, меньше вероятность возникновения негативного стресса. Так реализуется принцип «здоровой» конкуренции.

Мы начали статью с того, что спросили себя, понимают ли наши ученики, что к ней относится, и это:

1. символический характер соревнования;

2. понимание того, что победить может каждый;

3. реальные усилия учеников в процессе соревнования и их индивидуальный прогресс ценятся выше, чем победа.

Чтобы понять, как атмосфера конкуренции влияет на взаимодействие учеников между собой, начните с небольших соревновательных активностей (групповых, не индивидуальных). Это полезно в первую очередь для того, чтобы понять, чем будет мотивирован каждый из них и каким типом конкурентоспособности обладает: адаптивным, при котором ученики способны соблюдать правила в ходе соревнования и получать удовольствие от приложенных усилий независимо от конечного результата, либо неадаптивным, когда ученику важна только победа любой ценой.

Начните с таких игр, как boardrace, pictionary и the mime — они требуют минимальной подготовки от преподавателя, способны увлечь учеников любого возраста и встраиваются в тот материал и тему, которую осваивают учащиеся. Преподаватель во время выполнения заданий учениками сможет понаблюдать за их реакциями и спланировать, стоит ли продолжать работу в таком формате.

Разумеется, создание атмосферы соревновательности — это личный выбор преподавателя, но именно это чаще всего помогает ученикам с максимальным упорством идти к собственной цели, особенно если амбициозная цель — изучение языка!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×