Представьте ребенка, который сам тянется к знаниям и сам их добывает — это для вас недостижимый идеал или реальность? Познавательный интерес вызывает тягу к изучению нового, и вы можете его развивать. В этом материале рассмотрим, как создать для этого условия на уроках в начальной школе.
Уровни развития познавательного интереса
Прежде всего, определите, на каком этапе развития познавательного интереса находятся ваши ученики.
- Любопытство, когда ребенок испытывает желание получить новые впечатления.
- Любознательность, когда ребенок находится в поиске интересных предметов и явлений, и хочет получить ответы на свои бесконечные «как» и «почему».
- Теоретический интерес, когда тяга к получению знаний об окружающем мире становится устойчивой, а не мимолетной.
Теперь понятно, что вам нужно перевести их на следующий уровень.
Когда начинать
Даже если у вас подготовительная группа, не спешите закрывать статью. Познавательный интерес начинают формировать не с младшей школы, а с детского сада. Это закреплено в государственном образовательном стандарте.
Педагоги советуют подкреплять интерес, мотивируя детей к учебе и создавая позитивный эмоциональный настрой в классе. В начальной школе процесс продолжается и становится более осознанным. Именно в этом возрасте дети учатся учиться и познавать наиболее активно, что в свою очередь влияет на развитие личности.
Добавьте эмоций
Познание всегда связано с эмоциями. Вспомните свои детские впечатления, когда впервые увидели бескрайнее море и задались вопросом: почему оно такое большое, почему оно двигается? Или когда услышали сильную грозу, и спрашивали у родителей, не упадет ли небо?
Интерес всегда связывают с возникновением вопросов, и последующими действиями, которые ребенок предпринимает, чтобы на них ответить. При этом интерес может быть ситуативным — ребенок заинтересовался, но быстро отпустило, и инициативным, когда познание становится целью деятельности.
Результаты развития
Определите, к каким результатам вам нужно привести учеников. В итоге работы ребенок научится самостоятельно и критически мыслить, легко ориентироваться в новых местах и ситуациях, находить решения любых жизненных задач, преодолевать трудности без посторонней помощи и не сдаваться.
Как развивать
Выберите методы и приемы развития познавательных интересов. На уроках можно применять все то, что способно пробудить воображение, фантазию, критичность ума и расширить кругозор ребенка. Например:
- craft,
- нестандартные задачи, требующие нестандартного решения,
- сочинения,
- опыты и эксперименты,
- наблюдения,
- проекты.
Craft
Все, что сделано руками, задействует мелкую и крупную моторику и воображение, действует и на развитие познавательного интереса. На уроках, и в том числе уроках английского, не отрываясь с детьми от изучаемой темы сделайте оригами: рубашку при изучении одежды, лягушку при изучении животных и любые другие поделки.
Прекрасные идеи вы можете найти на ресурсе Pinterest, например, канал Picture Book Crafts & Activities.
При этом крафты не обязательно должны быть сложными. С помощью бумажной тарелки, цветной бумаги, клея-карандаша и игрушечных глаз изготовьте с детьми забавные вещи, особенно хорошо получаются животные: жираф, слон, морской котик. Придумайте вместе с учениками и оформите классную комнату к празднику, Хэллоуину или Рождеству.
Нестандартные задачи
Задачи на логическое мышление, головоломки хорошо работают и на развитие интереса. Их можно найти в этом задачнике или любом другом пособии. Например:
- Кирпич весит фунт и полкирпича. Сколько фунтов весит кирпич?
- Из A в B и из B в A на рассвете (одновременно) вышли навстречу друг другу (по одной дороге) две старушки. Они встретились в полдень, но не остановились, а каждая продолжала идти с той же скоростью. Первая пришла (в B) в 4 часа дня, а вторая (в A) в 9 часов вечера. В котором часу был в этот день рассвет?
- У Васи сестер на 2 больше, чем братьев. На сколько у Васиных родителей больше дочерей, чем сыновей?
Сочинения
Придумывание историй — то, что пробуждает фантазию ребенка. Рассказы, сказки, истории, стихи могут быть в свободной форме, или в частично-свободной, когда ребенок подставляет свои идеи в готовый шаблон.
Опыты и эксперименты
В зарубежных школах этот предмет называется «наука», в российских — «окружающий мир». Но экспериментировать и подогревать познавательный интерес учеников можно на любых уроках.
Тонет или не тонет?
Дети любят все, что связано с водой. На уроках английского мы поступали следующим образом: брали таз воды и предметы разного веса и плотности (дерево, пластик, пенопласт, камень, бумага, ракушки и др). Опускали предметы на воду и смотрели, что тонет, а что нет. Если тонет, то насколько быстро. Старались понять, а почему так происходит и объяснить на английском.
Пузыри на морозе
Для этого простого опыта понадобятся мыльные пузыри и морозная погода. Выйдете на улицу с детьми и продемонстрируйте: при выдувании пузырь должен замерзнуть, покрыться тонкой корочкой льда, а при падении вовсе не разбиться, на нем появятся вмятины. Дети, в результате, будут удивлены и счастливы.
Вулкан
Это один из экспериментов, который мы чаще всего видели в сериалах и фильмах. Для создания вулкана понадобится картон, емкость, например, обрезанная пластиковая бутылка, сода, вода, уксус, краска и средство для мытья посуды.
Из картона нужно сделать конус с открытым верхом, он и будет горой. Его украсьте пластилином, или просто раскрасить. Затем в конус поместите емкость, в которой находится сода, красная краска, вода и капелька средства для мытья посуды. Все это, кстати, нужно хорошо перемешать. Затем позвольте детям налить в «жерло» вулкана небольшое количество столового уксуса. После чего произойдет реакция при соединении соды и уксуса, пузырьки газа вытолкнут «лаву» наружу.
Наблюдения
Очень важное и нужное качество даже во взрослой жизни — наблюдение. Мы многому учимся, просто наблюдая за природой, вещами, мыслями. Предложите детям вести дневник, где они будут фиксировать важные мысли за день.
Или посадите вместе растение, за которым будете наблюдать и записывать или зарисовывать происходящие изменения.
Проекты
Предложите детям найти решение проблемы. Актуально будет все, что связано с экологией и окружающей средой. Младшеклассники полны идей и легко смогут придумать проект зеленого города, раздельного сбора мусора, альтернативного способа добычи электроэнергии или воды в Африке, переезда на Марс. Кроме этого, они больше узнают о планете, мире, странах, культурах и нациях, а если проекты будут групповыми, то будут учиться работать в команде.
Полезные советы для развития познавательных интересов ваших учеников
- будьте увлечены изучаемым предметом сами, проявляйте эмоции и интерес к нему;
- изучайте детскую психологию, изучайте своих учеников и старайтесь подходить к каждому индивидуально;
- не давите на учеников, позвольте им познавать в собственном темпе;
- подбирайте учебный материал, чтобы он был актуальным и даже жизненно-необходимым;
- поощряйте учеников;
- выстраивайте доверительные, уважительные и доброжелательные отношения со своими учениками;
- рефлексируйте и анализируйте результаты собственной работы как педагога.
Если все будет сделано правильно: путем проб, поиска подходов, применения разных идей, то результаты порадуют. Новые знания, а также сам процесс их получения, принесут детям удовольствие и разбудят любознательность. Ребенок с развитым познавательным интересом станет увлеченной полноценной личностью с классным бонусом: развитым вниманием, мышлением и памятью.