Что сказать и в каком тоне это сказать — основа коммуникативной компетентности. Нужна ли она учителю? Разберемся, как связаны навыки коммуникации и компетентность учителя.

Хорошие навыки коммуникации — это дверь к здоровому и объективному общению с коллегами, студентами и родителями. Благодаря им, вы сможете:

  1. объяснять новый материал доступным и понятным языком;
  2. ладить с учениками и быстро решать конфликтные ситуации;
  3. поддерживать хорошие отношения с коллегами и руководством;
  4. давать грамотную обратную связь родителям своих студентов;
  5. правильно понимать ожидания ваших собеседников и формулировать цели.

Компетентность преподавателя

В широком понимании профессиональную компетентность преподавателей можно разделить на три независимые модели:

➡ ключевая компетенция — навыки, способности, методики;
➡ базовая компетенция — умение выстраивать коммуникацию в уважительном и объективном тоне;
➡ специальная компетенция — уверенное владение своим предметом и умение передать знания другим людям.

Коммуникативную компетенцию можно смело отнести к ключевой и базовой моделям. За последние годы этому уделяется особое место на курсах профессионального роста и переподготовки преподавателей. Учителя, имеющие хорошие навыки коммуникативной компетентности, более эффективны на уроках, хорошо формируют модель группового общения, контролируют социальные ситуации и не навязывают свои персональные модели поведения студентам.

Одна из составляющих коммуникативной компетенции — социальная компетенция. Сюда можно отнести:

  1. готовность и желание взаимодействовать с другими людьми;
  2. уверенность в собственных знаниях и квалификации;
  3. эмпатию и терпимость к другим;
  4. умение справляться с конфликтными ситуациями;
  5. понимание личных границ.

Работая над социальной компетенцией, вы развиваете терпимость и уважение к точке зрения, отличной от вашей. Коротко говоря, это умение говорить то, что надо, когда надо и в нужной интонации. Разберемся, как мы можем развить такую компетентность.

Наблюдайте и делайте выводы

Слова и поступки имеют прямое влияние на настроение и действия людей. Используйте возможность наблюдать за другими и делать выводы, чтобы предвидеть реакцию людей на ваши слова или действия.

Постарайтесь изучить студентов, с кем работаете не только в группе/классе, но и индивидуально. Обращайте внимание на психологические особенности каждого человека, с кем соприкасаетесь по работе и в жизни.

Интерпретируйте контекст

Контекст в коммуникации — это условно все то, что предшествует или сопровождает ваше общение с другими людьми: культура или семейное положение.

Общаясь с родителями одного из ваших учеников, вы можете столкнуться с непониманием из-за разных религиозных взглядов. Проявите понимание и участие к своему собеседнику: если в классе есть дети другой религии или нации, узнайте побольше о традициях и культуре общения. Это поможет в коммуникации и с ребенком, и с родителями.

Развивайте самообладание и уважение к другим

Как взрослые сознательные люди мы точно понимаем, насколько важно проявлять уважение в коммуникации с людьми, точка зрения которых отличается от нашей. Мы избегаем споров и стараемся не вступать в полемику, особенно на такие острые темы, как политика, война, религия, вакцинация.

Представим другую ситуацию: кто-то, не имеющий ни малейшего представления о преподавании, начинает нас учить, как выполнять свою работу. Какой будет ваша реакция? Работа над самообладанием и терпением поможет проявить уважение к собеседнику и тактично отстоять свои профессиональные границы.

Почитайте по теме: Creating a positive atmosphere in online group lessons

Не переставайте учиться

Чем больше у вас знаний и профессиональной уверенности в своих действиях, тем выше навыки коммуникативной компетенции. Очень важный аспект коммуникации — уверенность в своих знаниях и структурированная подача материала студентам. Учитесь у профессионалов, обращайтесь за советами к опытным коллегам и старайтесь перенимать их опыт.

Не бойтесь делать ошибки

Учитель не всегда знает все и обо всем: непонимание чего-то или незнание не делает вас плохим преподавателям. Воспитайте в себе установку: «любая ошибка — это точка роста». Такой подход поможет не только вам постоянно совершенствовать свои знания и навыки, но и вашим студентам перестать бояться своих ошибок и активно использовать иностранный язык в общении.

Основной навык, необходимый для блестящей коммуникативной компетенции — умение слушать, а не ждать своей очереди заговорить. Научитесь по-настоящему слушать своих собеседников, вникая в их эмоции, чувства, контекст и ситуацию, и тогда вы точно будете приятным и уверенным собеседником. Рекомендуем также посмотреть прекрасное TED выступление на эту тему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×