Все преподаватели согласятся с тем, что ученики куда лучше пишут и используют язык в целом, когда хорошо разбираются в грамматике. Чтобы грамотно писать и эффективно общаться на английском в повседневной жизни на работе, учащиеся должны использовать грамматику правильно. И да, это определяет весь успех. Но каковы лучшие методы обучения грамматике, которая обычно считается очень скучной (и для многих, увы, она не только скучная, но еще и очень сложная)?
Педагоги расходятся во мнениях относительно того, какие методы обучения грамматике эффективны. Некоторые учителя начинают свои занятия английского со стандартных упражнений по грамматике из множества учебников типа Мерфи. Другие отдают предпочтение тестам multiple choice. Некоторые уделяют уйму времени правильной пунктуации и составлению предложений. Но… что же эффективно, а что не очень?
Что показывают исследования?
Исследования показывают, что изучение такой грамматики в отрыве от чтения и письма не дает должных результатов. Заявление от 1991 г. преподавателей, исследователей и авторов Джорджа Хиллокса и Майкла Смита часто используется для подтверждения мнения о том, что преподавание грамматики на занятиях, посвященных исключительно грамматике, является пустой тратой времени. В своей книге «Grammar and Usage» они говорят: «Исследования, проводившиеся в течение почти 90 лет, неизменно показывают, что преподавание школьной грамматики практически не влияет на учащихся».
Некоторые методы обучения грамматике работают лучше, чем другие. Педагоги специально определили некоторые концепции и методы обучения, которые работают и которые не работают.
Что НЕ работает при обучении грамматике?
- Преподавание грамматики отдельно от письма: это крайне неэффективно.
- Учащиеся ничего не узнают об использовании грамматики, составляя предложения в виде так называемых “диаграмм”.
- Умение определять части речи не улучшает качество письма учащегося.
- Изучение одной лишь грамматики не помогает учащимся избегать грамматических ошибок при написании текстов.
- Преподавание одной лишь грамматики бесполезно и лишь отнимает время в классе, которое лучше было бы потратить на чтение и письмо.
А что работает при обучении грамматике?
Педагог и автор по преподаванию английского языка Рей Р. Ногучи говорит: «Нам нужно учить не столько “правилам грамматики”, сколько принципам письма». Исследования подтверждают его теорию, и следующие принципы оказались более эффективными, чем обучение грамматике как отдельному предмету.
Чтение и письмо. Письмо и чтение
Лучший совет по обучении грамматике заключается в чтении и письме. Кроме того, педагог должен читать вслух ученикам любых возрастов. Когда ученики слышат и видят то, что является правильным, они включают это в свои собственные сочинения. Это означает, что учителя должны предоставлять учащимся широкие возможности для чтения и письма в классе и на онлайн-занятиях.
Помните о том, что сам процесс письма учит грамматике. По мере того как учащиеся корректируют и редактируют свои собственные тексты, они узнают о правильном использовании грамматики.
Студенты должны самостоятельно оценивать свою работу
Студенты должны изучать грамматику, тщательно исследуя собственное письмо и выявляя ошибки. Им нужна возможность читать свою работу вслух. Как вариант, студенты могут читать друг другу или читать свои работы тихо, но вслух, чтобы была возможность услышать и распознать свои собственные ошибки.
Студенты должны составлять и комбинировать предложения осмысленно
Упражнения на так называемое “объединение предложений” эффективны при обучении их структуры. Они учат студентов таким принципам, как параллелизм и разнообразие. Учащиеся узнают, как значение предложения может измениться, просто по способу его составления.
«Мини-уроки»
Мини-уроки могут быть очень даже эффективны. Мини-урок о том, как расстановка запятых может изменить смысл всего текста, впечатляет студентов гораздо больше, чем запоминание скучных правил о запятых. Известное письмо «Дорогой Джон» является идеальным познавательным примером. В зависимости от того, где поставлены запятые, автор письма либо заявляет о своей бессмертной любви к Джону, либо говорит ему, как сильно она его ненавидит.
Литература по грамматике
Используйте литературу для обучения грамматике в контексте письма. Студенты могут проанализировать структуру предложений авторов и узнать, как использование тех или иных слов, знаков препинания и структуры предложений влияет на слог автора и его работу в целом. Студенты также могут скопировать стиль автора, которым они восхищаются, и улучшить свое письмо.
Хотите эффективно обучать грамматике и чаще наблюдать успех ваших студентов? Тогда обязательно интегрируйте грамматику в реальный процесс письма. Не забывайте, что одни лишь тесты и упражнения из книжек не будут так эффективны.
Спасибо! Полезно! Пища для размышлений!