Несмотря на большое количество статей и пособий по организации проектной деятельности, преподаватели всё равно могут столкнуться с различными трудностями в организации такой работы, а также в планировании урока с использованием метода проектов.
Мы подготовили путеводитель по организации проектной работы на уроках английского языка с рекомендациями, чек-листами и ресурсами, которые позволят вам реализовать проекты в любом учебном заведении и с учащимися любого возраста и уровня.
Содержание:
- Компоненты проектной деятельности
- Планирование урока
- Критерии оценивания проектов
- Примеры тем проектов по возрастам и источники вдохновения
- Чек-лист проверки готовности урока
Компоненты проектной деятельности
Существуют различные схемы, которые показывают компоненты проектной деятельности и позволяют оценивать успешность запланированного урока. Предлагаем таблицу с обобщающими компонентами, продумав которые, вы сможете рассчитывать на то, что ваше занятие пройдёт успешно. Вопросы к каждому компоненту позволят проверить себя.
Планирование | Продукт | Оценка трудностей | Оценка проекта |
---|---|---|---|
Вы сформулировали критерии оценивания? Что вы будете оценивать: процесс, результат или что-то другое? | Вы сделали ваш проект сами? Вы можете продемонстрировать уже готовый продукт перед началом работы? | Вы выписали возможные трудности, с которыми столкнуться учащиеся, и нашли одни-два способа решения проблемы? | Вы продумали все этапы проекта? |
Планирование урока
Работа над проектом традиционно состоит из пяти этапов, которые должны быть отражены в технологической карте или плане урока.
Этап урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия учащихся |
---|---|---|---|
Подготовительный | Определение темы, цели проекта и конечного продукта. | ||
Планирование | Составление плана работы. | ||
Реализация | Изготовление проекта по плану. | ||
Презентация | Показ готового проекта. | ||
Осмысление и оценка | Самоанализ проделанной работы. Оценка результатов. |
Ученики могут представить результат о проделанной работе по-разному. Перечислим основные формы и ссылки на ресурсы, которые позволят работать онлайн.
Постер/буклет/плакат | Редактор для создания контента Flyvi |
Книга/электронная книга | Платформа Visual Paradigm |
Дизайн интерьера/местности | Онлайн-планировщик Planner 5D |
Викторина/игра/квест | Сервис SuperTeacherTools и JeopardyLabs |
Открытка/письмо | Платформа для создания инфографики Venngage |
Критерии оценивания проектов
Проект является творческой работой, так как в результате получается новый продукт. При этом учащийся вкладывает определенное количество сил и энергии в такую задачу. Это делает процесс оценивания результатов работы сложнее, ведь важно мотивировать учащегося на проектную и исследовательскую деятельность и в дальнейшем. Именно поэтому мы рекомендуем использовать заранее подготовленные критерии.
Вы можете оценивать:
- результат работы (что получилось/не получилось);
- процесс работы (успешную работу в команде, затраченное время, использованные ресурсы);
- отдельные характеристики готового проекта (наличие определенных разделов в тексте, цветов или форм в творческой работе).
Больше полезных статей:
Примеры тем проектов по возрастам и источники вдохновения
- Мастерим закладку для книги (My favourite bookmark).
- Традиционное меню на Хэллоуин (My Halloween party menu)
- Младшие подростки
- Постер «Как вырастить цветок/микрозелень» (Growing your plant at home).
- Буклет «План путешествия по Великобритании/России/городу» (Travelling around ______: my plan).
- Старшие подростки (8-9 классы)
- Из истории названий английских дней недели (English week: the names of the days).
- Моя идеальная школа: проектирование пространства (My ideal school).
- Проект сайта, посвященного достопримечательностям родного города («Visit my city» website).
- Из истории пяти английских слов (5 English words and their etymology).
Рекомендуем обращать внимание на самые различные источники, способные вдохновить на идеи проектов:
- Идеи и разработки учителей в различных сообществах. В нашем блоге Skyteach их также можно найти.
- В повседневных предметах: красивые коробочки, коллекции, настольные игры, энциклопедии.
- В проблемах, с которыми вы столкнулись: дизайн интерьера, покупки в магазинах, история происхождения или употребления слов и т.д.
- Олимпиадные задания разных лет могут также служить стимулом для организации исследовательского проекта.
- Идеи исследовательских проектов можно сформулировать на основе текстов УМК, а идеи творческих проектов — найти в приложениях к учебнику, рабочей тетради и книге для учителя.
Чек-лист проверки готовности урока
Чек-лист поможет вам проверить готовность урока с использованием метода проектов.
Вы представили мысленно и сами изготовили/нарисовали/написали готовый проект. | ✓ |
В вашем уроке 5 этапов работы. | ✓ |
Вы сформулировали цель каждого этапа. | ✓ |
Вы сформулировали основные сложности, с которыми учащиеся столкнутся при работе и нашли решение для каждой из них. | ✓ |
Вы подготовили план работы над проектом и упражнения на формирование навыка планирования деятельности. | ✓ |
Вы определили форму работы: индивидуальная, парная, групповая. | ✓ |
Вы продумали распределение ролей в группе или паре. | ✓ |
Вы определили время выполнения каждого этапа. | ✓ |
Вы придумали форму представления итогового результата проектной работы: защита, презентация, ролевая игра, портфолио и т.д. | ✓ |
Вы сформулировали и наглядно представили критерии оценивания проектов. | ✓ |