Проверяем знания учеников: методы и инструменты контроля усвоения материала

Многие учащиеся сильно тревожатся, когда слышат слова «экзамен», «тест», «срез знаний», «контроль». Да и сами учителя вспоминают времена, когда оценка за контрольную работу была как вердикт, будет ли ученик успешен в жизни. Все это — классические способы проверки знаний. Сейчас учителя наравне с ними пробуют и более необычные.
В этой статье мы разберем плюсы и минусы разных методов и инструментов контроля, которые учителя могут использовать для оценки уровня знаний учащихся.
Содержание:
1. Классические методы контроля: плюсы и минусы
Как с точки зрения учащихся выглядит идеальный учитель? Он вообще никогда не должен проводить контрольные работы или тесты и позволяет не делать домашку. Класс, конечно, будет счастлив. Но смогут ли тогда учащиеся сдать ОГЭ или ЕГЭ, глубоко усвоить материал и использовать знания в жизни? Сомнительно.
Есть такое понятие, как reminders: это система заданий, которая помогает ученикам вспоминать, что было пройдено, что обсуждали в рамках той или иной темы. По концепции кривой забывания, спустя месяц учащиеся помнят лишь 20% информации. Чтобы они запомнили больше, а материал усваивался полностью, нужно регулярно проводить контроль: давать тесты и контрольные работы на повторение содержания подблоков и целых юнитов.
Процесс обучения невозможен без контроля и оценки. И вот что для этой важной задачи могут делать преподаватели:
- оценивать прогресс и результаты учащихся;
- давать обратную связь ученикам по сделанным задачам;
- говорить о сильных и слабых сторонах учащихся, об их индивидуальных способностях и зонах, требующих дополнительного внимания и развития.
Только так ученики достигнут своей цели, а учителя — высокого качества обучения.
Рекомендуем вам также статьи:
Основные классические методы контроля, такие как тесты, экзамены, контрольные работы и устные опросы, все еще популярны. Несмотря на то, что они вызывают стресс у учеников. Все потому, что тесты на повторение материала после каждого юнита, мини-тесты после смысловых логических блоков, проверка усвоения конкретной грамматической структуры или лексики и другие виды тестов являются эффективными видами контроля и помогают охватить большое количество студентов.
Разберем некоторые из этих методов контроля и рассмотрим их плюсы и минусы.
Плюсы | Минусы |
---|---|
— Тесты проверяют по четким критериям и масштабам, и это делает оценку более объективной. — Они позволяют проконтролировать знания большого числа учащихся за короткий срок, то есть время преподавателей и учеников тратится эффективно. — Тесты позволяют проводить оценку уровня знаний сразу всех учащихся по стандартизированной модели. | — Фокус — на поверхностном понимании темы. Тесты обычно контролируют, знает ли учащийся факты, понимает ли элементарные концепции и есть ли у него навык применять материал на практике. — Результаты тестов не всегда четко показывают, сможет ли учащийся применять знания в реальных ситуациях. Поэтому контекст знаний может быть ограниченным. — Для некоторых студентов форма тестов может быть источником стресса и тревоги, а это искажает результаты. |
Плюсы | Минусы |
---|---|
— Экзамены позволяют сравнивать уровень знаний учащихся до начала курса и после и оценивать их успехи. — Они дают возможность учащимся проявить свои знания и навыки в широком контексте предмета. — Экзамены требуют от учащихся тренировать навык тайм-менеджмента, приоритизировать задачи и контролировать себя самостоятельно. | — Экзамены могут быть источником стресса для студентов в разгар учебного периода. А стандартизированный формат ответов не всегда справедливо оценивает реальные знания и умения. – При подготовке к экзаменам студенты часто фокусируются на запоминании информации для правильных ответов, вместо того чтобы глубже понимать материал и применять его. В таком случае контроль может быть непоказательным. |
Классические методы необходимы и применяются на всех этапах. Но чтобы создать более практико-ориентированную и вовлекающую учебную среду, важно использовать разнообразные методы контроля. Это также поможет лучше понимать прогресс учеников и не ставить оценки ради оценок, а давать знания и умения.
2. Альтернативные методы контроля
Альтернативные методы контроля за учебным процессом как раз помогают без стресса проверить знания, глубину понимания темы, интерес к проблеме. Например, вы закончили тему «Погода», а в ней прошли Present Simple и Present Continuous. Как проконтролировать знания не только с помощью грамматических тестов и упражнений на лексику?
Вот несколько рекомендаций для учителей:
- Предложите ученикам вести наблюдение за погодой и записывать температуру и осадки каждый день, например в 12 часов, в течение недели.
- К наблюдению можно добавить заметки, в чем был одет и обут ученик каждый день.
- В конце учебного процесса можно побеседовать по этому проекту, сравнить записи одноклассников.
Будет ли это контролем знаний? Да, конечно. Это ненавязчивый способ, который не вызовет стресса и покажет глубину знаний. Ведь в проекте ученик отразит все полученные навыки по теме.
Когда учителя используют такие альтернативные методы контроля, они дают ученикам больше ответственности, незаметно вовлекают в процесс обучения. Согласно отзывам коллег, такие методы в учебном процессе развивают навыки, востребованные в современном обществе:
- творческие способности,
- аналитическое и критическое мышление,
- умение оценивать ситуацию и принимать решение,
- способность работать индивидуально или в команде.
Вот несколько таких методов и их плюсы и минусы.
Плюсы | Минусы |
---|---|
— Можно выбрать проект или задачу, которая правда интересна человеку и подходит к теме учебного процесса. — Есть возможность провести исследование, самостоятельно и глубоко погрузиться в тему. — Проекты позволяют разнообразить процесс обучения: учат составлять презентации, доклады. — Они развивают критическое мышление и творческие способности. | — Проекты подходят для закрепления материала только после классических методов контроля, когда грамматика и лексика отработаны. — Есть риск, что ученики будут списывать, копировать, использовать нейросети, а не самостоятельно придумывать. |
На уроках английского можно готовить проекты на различные темы: Global warming, Environmental pollution, Ecotourism, Mass market and shopping. И делать их долгосрочными на тот период, пока ученики проходят тему. Пусть они постепенно подбирают и дополняют материал — так объем проекта не будет пугать учащихся. А в конце периода вы сможете проконтролировать их знания.
Плюсы | Минусы |
---|---|
— Такой метод контроля за индивидуальными результатами обучения позволяет ученикам оценивать собственные знания и умения по критериям, которые озвучивает учитель. — Можно использовать готовые шаблоны, рубрики или шкалы оценок. — Развивает ответственность, активность, отражает мышление и понимание предметной области. | — Это субъективный метод контроля обучения, который не отражает всей картины усвоения материала. |
Плюсы | Минусы |
---|---|
— Ученики работают группами или парами, выполняют задания и решают проблемы, сообщая друг другу фидбэк и контролируя. — Такая работа развивает навыки коммуникации и социального взаимодействия. — Она развивает ответственность, активность, позволяет проанализировать свое мышление. | — Работа в группах не отражает индивидуальные способности и знания каждого ученика отдельно. |
Интересным опытом поделилась ученица из Португалии. Дети начальной школы по видеозвонку со сверстниками из другой страны обсудили проблемы загрязнения океана и свой личный вклад в решение этого вопроса, а затем нарисовали рисунки и отправили их друг другу. Такое взаимодействие учеников из разных стран помогает понять практическое применение знаний и мотивирует учиться. А учителям это позволяет контролировать знания и умения в игровой форме.
Плюсы | Минусы |
---|---|
— Онлайн-платформы, приложения и программы позволяют учителям создавать интерактивные задания, тестировать и собирать обратную связь. — Проверка знаний и умений с помощью компьютерных технологий помогает ученикам получить немедленную обратную связь и увидеть свой прогресс в процессе обучения. | — Подходит для письменного контроля работы учеников, но пока не так много способов проверять говорение. |
Мы собрали для вас перечень онлайн-платформ, программ и интерактивных инструментов для помощи в обучении. Они могут быть полезны при проверке знаний и умений как классическим методом, так и для альтернативного контроля.
- Google Forms позволяет создавать онлайн-тесты и опросы. Вы можете сделать разные типы вопросов, опросники с несколькими вариантами ответов, задания с заполнением пропусков и т. д. По желанию можно настроить автоматический сбор ответов и предоставление обратной связи.
- Kahoot! — это платформа для создания интерактивных викторин и тестов в игровом формате. Ученики могут принимать участие в игре через смартфоны или планшеты, а результаты мгновенно отслеживаются. Это позволяет создавать творческие и захватывающие задания.
- Quizlet — платформа для создания карточек с терминами, определениями и другими вариантами вопросов. Ученики могут изучать материал, используя различные режимы: мнемонические упражнения, тесты и игры. Quizlet также предоставляет отчеты о прогрессе учеников.
- Edpuzzle позволяет учителям создавать интерактивные видеоуроки, добавлять вопросы и задания в определенные моменты видео. Ученики могут смотреть видео и отвечать на вопросы прямо в приложении. Учитель получает обратную связь и данные о прогрессе учеников, тем самым контролируя их результаты.
- Socrative предлагает различные инструменты для создания тестов, опросов и практических заданий. Ученики могут быстро отвечать на вопросы в режиме реального времени, а преподаватель — отслеживать и анализировать результаты.
Больше статей с обзорами платформ:
При выборе онлайн-платформ и программ убедитесь, что они соответствуют вашим целям и потребностям, учесть технические возможности вашего образовательного учреждения, а также уточнить, будет ли у ваших учеников доступ к ним.
3. Как отслеживать прогресс
Один из эффективных инструментов для отслеживания прогресса обучения — progress maps (карты прогресса).
Каким студентам они подойдут?
- тем, у кого есть запрос детально отслеживать свой прогресс и результаты, особенно если это персонализированный курс;
- тем, у кого есть дедлайны по целям;
- демотивированным студентам, которые не видят свой прогресс или чувствуют, что он слишком медленный;
- студентам, вышедшим на плато в учебном процессе;
- тем, кто сомневается в экспертности преподавателя.
Чем полезен этот инструмент и как проверить прогресс
Progress map — это не оценка знаний и умений, это такой вид контроля прогресса, который помогает показать студенту его сильные и слабые стороны, а также визуализировать краткосрочные и долгосрочные цели. Мы делаем фокус на конкретном навыке, практикуем его и отслеживаем прогресс.
Если цель ученика — собеседование, мы не будем задавать студенту эссе или грамматические тесты, а проверим его знания, имитируя реальное собеседование. И отметим это в карте. Будут заметны даже небольшие достижения или хотя бы вклад в приобретение конкретного навыка.
Как еще отслеживать прогресс
Ставить ли оценки после каждого урока? Важный вопрос, по которому спорят современные учителя. Часто оценки могут демотивировать, возвращать к школьным негативным воспоминаниям. А еще они не всегда адекватно показывают результаты. Поэтому, чтобы показать прогресс ученика, предлагаем использовать списки:
- «Я могу» — список навыков, умений, знаний, которые у ученика уже есть к этому моменту;
- «Что мне надо узнать за урок» — по сути, план урока.
Выводы
Идеально сочетать разные методы контроля в зависимости от цели и навыка, который проверяем. Например, классические тесты и контрольные хорошо сработают на проверку грамматических конструкций и слов после изучения темы, а проекты, работа в группе и другие методы контроля покажут глубину знаний, ориентирование в теме и даже вывод всех изученных конструкций и лексики в речь.
Система обучения перестает быть интересной детям, если она сводится лишь к подаче материала и контролю-оценке в журнале. В таком подходе нет практичности, связи с жизнью.
Сочетание всех методов контроля даст высокий уровень знаний, разовьет самостоятельность и уверенность и в результате снимет тревожность.
Для составления тестов я использую систему контроля знаний indigotech.ru
Интересно, спасибо за ссылку. Вам там всё удобно?
Отвечу за Наталью)))Все отлично, понятный интерфейс, удобно использовать как тестирующимся(учащимся), так и администраторам(учителям). Легко и быстро устанавливается даже на среднестатистический ПК с обычной (не-серверной) операционной системой. Есть возможность проходить тесты дистанционно без установки дополнительного ПО. В общем еще много фишек, а кому будет интересно, лучше на их официальный сайт зайти, там все подробно описано. Также можно попробовать бесплатную версию на одного человека.