У лексического подхода много как сторонников, так и противников. Существует мнение, что этот подход эффективен только с теми учениками, у которых язык уже на высоком уровне, и, вообще, уроки с лексическим подходом — это больше разговорный клуб, нежели урок. Еще одно мнение: подход не очень работает при подготовке к экзаменам — лучше разрабатывать стратегии выполнения заданий и повторять грамматику.
Но так ли это на самом деле? Марина Долгачева, эксперт тренинговых центров Skyeng и Skysmart, попробует детально разобраться, какие задачи можно решить с помощью лексического подхода и как эффективно использовать его на онлайн-уроках и при подготовке к экзаменам.
Содержание:
- Что такое лексический подход и как использовать его на онлайн-уроках
- Как использовать лексический подход при подготовке к экзаменам
Что такое лексический подход и как использовать его на онлайн-уроках
Чтобы применять лексический подход эффективно, важно помнить три главных факта о нем.
Факт 1
Лексический подход — это не про обучение, а про отношение к языку в целом. Мало знать значение слова и его грамматические формы. Нужно понимать, как это слово работает в контексте естественного общения.
Учитель: What are you doing?
Ученик: I’m going home now.
Это грамматически верное предложение, но в реальной ситуации общения оно звучит неестественно. Поэтому мы можем предложить ученику использовать в качестве ответа чанк «I’m on my way home». В лексическом подходе чанк — это словосочетание или фраза, типичная для данного языка.
В ходе онлайн-урока учитель может вносить все чанки, которые понадобились ученику на занятии или были использованы в тексте, в заметки на нашей платформе или в гугл-документ.
Так как список может получиться действительно большим, в конце урока, на этапе рефлексии, предложите ученику вернуться к этому списку и провести упражнение «A Fridge, a Freezer and a Dustbin». В ходе упражнения ученик распределяет все чанки из списка по трем колонкам:
- «A fridge» — то, что студенту легко запомнить и понятно, как употреблять.
- «A freezer» — фразы, которые кажутся ученику полезными, но трудны для запоминания. Или чанки, синонимы которых ученик уже активно использует. Или выражения, которые ученику трудно применить, потому что он прямо сейчас затрудняется с контекстом.
- «A dustbin» — очень сложные или нечастотные чанки. Обычно их не так много.
Факт 2
Лексический подход не отрицает важности обучения грамматике.
Лео Селиван в своей книге «Lexical Grammar» детально описывает 98 упражнений и их вариантов по лексическому обучению грамматике на разных уровнях.
Вариант 1: ученику предлагаются три колонки. В первой колонке — набор слов, во второй — фразы с пропущенными словами, в третьей — предложения с пропущенными фразами. Задача — сначала правильно вставить слова в словосочетания, а потом использовать полученные фразы в предложениях.
Вариант 2 (более высокий уровень): ученику предлагается слово, и он самостоятельно составляет со словом фразу, а затем — предложение или ситуацию из своей жизни.
При групповом обучении второй вариант еще более продуктивен, так как высока вероятность, что группы будут использовать слова в разных чанках.
Например, со словом mind ученики могут использовать такие чанки, как make up one’s mind, mind something / doing something, change one’s mind, keep that in mind, out of one’s mind, mind the gap и так далее.
В ходе онлайн-урока также возможно несколько вариантов выполнения данного упражнения.
Вариант 1. Всех учеников делят на мини-группы для составления чанков. Далее группы перемешиваются, и ученики работают с полученным списком фраз уже в новых группах.
Вариант 2. Ученики выполняют задание в сессионных залах индивидуально, затем в парах обсуждают полученные фразы и составляют предложения-примеры.
Вариант 3. Ученики индивидуально или в парах придумывают фразы и составляют предложения с пропусками, то есть готовят задания для других групп.
Факт 3
Чтобы увеличить вероятность запоминания учеником чанков, нужно постоянно активизировать их в коммуникативных заданиях.
Для этого можно использовать так называемые language-generating questions (общие вопросы) и personal questions (личные вопросы).
Language-generating questions:
- What happens if a person changes their mind?
- When might we say that somebody is out of their mind?
- What is the opposite of “make up one’s mind”?
Personal questions:
- Remember three cases when you changed your mind.
- What don’t you mind doing on vacation?
- Have you ever heard anyone say, “Mind the gap”? Where was it?
Такие вопросы могут быть подготовлены как учителем, так и учениками друг для друга.
Как использовать лексический подход при подготовке к экзаменам
В экзаменационных материалах обычно используется язык, который отличается от разговорного. И дело не только в лексике. Экзаменаторы воспринимают как ошибку и некоторые общепринятые грамматические формы. Об этом есть статьи в словаре Cambridge Dictionary:


Лексический подход помогает ускорить процесс изучения языка и выстроить связь между разговорным английским и стандартизированным языком экзаменационных материалов. Как успешно воспользоваться этим «мостиком»? Вот небольшие подсказки.
Подсказка 1
Не забываем о чанках — словосочетаниях и фразах, которые используются в определенном контексте. Мы уже упоминали этот метод выше, и при подготовке к экзаменам он тоже работает. Но для начала нужно, чтобы ученики привыкли добавлять в свой словарь не отдельные слова, а целые словосочетания и фразы. Иначе возникает проблема с пониманием, как в примере ниже:
She kept swimming in spite of feeling tired.
Среди незнакомых слов ученик может выделить слово spite, и, посмотрев значение этого слова в словаре (spite — злость, неприязнь), он наверняка будет озадачен.
Поэтому важно научить ученика видеть, какие слова окружают незнакомое слово, и искать значение целого словосочетания.
She kept swimming in spite of feeling tired. — Она продолжала плыть несмотря на усталость.
Подсказка 2
Учим не просто зазубривать чанки, а замечать в них грамматическую форму слов (grammaticalized vocabulary). Для этого можно использовать хайлайтеры разных цветов. Вот пример задания:
Read the text and underline any new collocations/phrases. Be ready to compare them with your groupmates.

Важно давать фразы не в начальной форме, а в контексте, чтобы ученик видел, как грамматически «ведет себя» чанк в предложении.
Подсказка 3
Выводим грамматические чанки в речь, чтобы подготовка к экзамену способствовала активной практике их использования. Это можно сделать так же, как и на уроках, — с помощью общих и личных вопросов.
Главное правило лексического подхода: чем больше говорения на уроке, тем больше повторения и тем лучше результат.
Подсказка 4
Используем текст экзаменационного задания в качестве дополнительного источника для тренировки заданий других типов.

…можно сделать задание, в котором предлагается преобразовать слова грамматически…

…или грамматически и лексически.

Тексты для чтения и скрипты для аудирования — неисчерпаемый источник обогащения словарного запаса учеников. Не ограничивайтесь только выполнением экзаменационного задания, копайте глубже. Учите лексически!
А если вы хотите более подробно изучить лексический подход, начните со следующих источников:
- Michael Lewis The lexical approach: The State of ELT and a Way Forward
- Michael Lewis Implementing the lexical approach: Putting Theory into Practice
- Hugh Dellar, Andrew Walkley Teaching lexically
- Leo Selivan Lexical Grammar: Activities for Teaching Chunks and Exploring Patterns (Cambridge Handbooks for Language Teachers)