Традиционно в методике преподавания иностранного языка выделяют четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, письменная речь, чтение. В 2018 году были опубликованы новые требования к овладению иностранным языком — CEFR Companion Volume. Согласно документу, виды речевой деятельности меняются, и теперь выделяют такие виды, как рецепция, продукция, интеракция и медиация.
Упор в данном умении сделан на необходимости коммуницировать, договариваться, помогать тому, кто не может понять исходное сообщение по разным причинам.
Часто медиацию соотносят с переводом. Между этими понятиями действительно есть общее. Сходства и различия мы представили в таблице, которая позволит лучше понять, что такое медиация.
Сходства: | Различия: |
---|---|
Медиация, как и перевод, может быть устной и письменной, подготовленной и неподготовленной. | Медиативная деятельность как вид речевой деятельности шире, чем переводческая. |
Перевод — один из аспектов медиации текста. | Медиация включает в себя коллаборацию и взаимопомощь. |
Медиация используется в решении конфликтных ситуаций. |
Принципы работы над умением медиации
Составили чек-лист, который поможет вам проверить, дополнить и выбрать наиболее актуальные принципы работы для развития этого умения.
- Медиация не равна переводу текстов или высказываний.
- Навыки медиации можно формировать как на индивидуальном, так и на групповом уроке.
- В условиях ограниченного времени навыки медиации необходимо развивать при работе над другими умениями, в том числе с точки зрения традиционного подхода (говорение, чтение, письмо, аудирование).
- Работа над медиативными навыками включает в себя формирование медиативных стратегий.
- Упражнения для формирования навыков медиации должны быть встроены в комплексы.
Приёмы, технологии и упражнения для работы над умением медиации
1. Медиация текста
Объёмное направление, которое обладает высоким потенциалом при обучении другим видам речевой деятельности.
Используйте таблицу, чтобы эффективно включать в урок работу над медиацией. Таблица построена так, что по горизонтали вы получите готовую комбинацию умений.
Умение в традиционной системе | Аспект медиации текста / стратегия медиации | Примеры заданий/упражнений |
---|---|---|
Говорение, письменная речь | Передача сообщения собеседнику | 1. Составление голосового/письменного сообщения. 2. Упражнения на выбор подходящего слова/выражения в контексте и различных ситуациях. |
Выражение мнения по тексту | 1. Написание краткого комментария к видео/статье/посту. 2. Упражнения для развития лексических навыков употребления слов/словосочетаний для выражения мнения. 3. Упражнения на подбор аргументов и примеров для доказательства своей точки зрения. | |
Аудирование | Объяснение трудной для понимания информации (стратегия) | 1. Упражнения на микроумение распознавать ключевые слова в звучащем тексте. 2. Передача прозвучавшего сообщения в форме предложения из определённого количества слов. 3. Упражнения на графическое представление прозвучавшей информации. |
Чтение | Адаптация уровня текста (стратегия) | 1. Упражнения на перифраз предложений для учащихся младших классов. 2. Упражнения на сравнение вариантов текста, созданных искусственным интеллектом для разных уровней владения языком. 3. Упражнения на выражение содержания текста с помощью невербальных средств (жесты, мимика, рисование). |
Перевод текста | 1. Краткая передача содержания русскоязычного текста на английском языке. 2. Краткая передача содержания англоязычного текста на русском языке. 3. Упражнения на перевод или передачу основной идеи отрывков из русской художественной литературы / публицистики. | |
Написание конспекта | 1. Задание-конкурс «Самый короткий, но подробный конспект». 2. Упражнения на сокращение предложений и перифраз. | |
Анализ и понимание текста | Составление ментальных карт, таблиц, схем на основе текста. |
2. Медиация концепций (mediating concepts)
Этот аспект предполагает работу в группах и коллаборацию, поэтому используйте следующие педагогические технологии:
- Технология проблемного обучения. Учитель создаёт проблемную ситуацию, предлагает студентам её решить, организует поиск решения.
- Технология проектного обучения как система действий педагога и учащихся по разработке проекта.
- Технология дидактической игры. Игровые приёмы и ситуации выступают как средство побуждения к учебной деятельности, при этом дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи. Обучение подчиняется правилам игры и сопровождается духом соревнования.
- Метод case study. Разрабатывается модель ситуации из жизни с использованием комплекса знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Преподаватель выступает в роли ведущего, который задаёт вопросы, фиксирует ответы и поддерживает дискуссию.
Приведённые технологии предполагают решение задач (создание проекта, решение проблемы, анализ ситуации) совместными усилиями, а значит, с их помощью вы сможете создать условия для работы над медиацией концепций.
Больше полезных статей:
3. Медиация в коммуникации
Здесь упор сделан на помощи при взаимодействии в поликультурном диалоге, а также на медиации в конфликтах и деликатных ситуациях. Для этого подойдут следующие приёмы и формы работы.
Приёмы работы: | Формы работы: |
---|---|
Ролевая игра. Имитация конфликтных ситуаций | Деление на пары |
Неполноценность информации. Собеседникам дана разная информация, но им необходимо решить общую проблему | Работа в малых группах |
Организация дискуссии / круглого стола по теме «Конфликты и их решение» |