Онлайн-уроки для учеников с расстройством аутического спектра: рекомендации, приёмы

Меня зовут Сорокина Юлия Викторовна. С 2020 года я работаю педагогом с детьми дошкольного возраста, а в октябре 2024 года начала свой путь в Skyeng. За годы преподавания я научилась понимать и обучать детей с расстройством аутического спектра, поэтому в статье хочу поделиться рекомендациями и приёмами, которые помогут педагогу эффективно проводить онлайн-уроки ученикам с аутизмом.
Источник: https://probolezny.ru/autizm
Такие дети видят мир по-другому, они очень одарённые, и с ними иногда даже легче работать.
Содержание:
С чего начать общение
Дети с расстройством аутического спектра мало чем отличаются в обучении от нормотипичных. Не стоит волноваться и переживать, нужно обязательно пробовать работать с ними.
Почему я начала преподавать таким ученикам? В 2020 году выяснилось, что у моего сына РАС, с этого начался новый этап в моей жизни. Было страшно обучать своего ребёнка, но я не остановилась, а когда стала преподавать в Skyeng, на моём пути появились особенные дети уже в формате онлайн. Все знания и опыт, которые я накопила во время обучения сына, теперь помогают мне в работе с другими учениками. Я научилась понимать особенных детей, но когда занимаешься вживую — это другое.
Каким был мой первый онлайн-урок с особенным ребёнком? Я не знала, как себя поведёт ученик, мне было страшно так же, как и ему. Для нас обоих это было что-то новое. Я подготовилась к уроку так, чтобы мне и ребёнку было комфортно.
После первого урока я понимала, что ребёнок умеет и что ему нравится. Например, мы добавили в обучение нового участника — его любимую игрушку, кота Басика. И в конце урока мы договорились, что на следующем занятии я буду не одна, а с Басиком. Ребёнку важно дать понять, что новый урок мы будем ждать с нетерпением вдвоём, и я, и он.
В своей практике я начинаю обучение со знакомства с родителями. Нужно выяснить, что любит ребёнок, чем увлекается, чтобы хорошо подготовиться к первому уроку.
Вопросы, которые я задаю мамам и папам:
- Сколько ребёнку лет?
- Что ему интересно?
- Чем он увлекается?
- Какие мультики предпочитает смотреть?
- Какие любимые игрушки? (Это очень важный момент!)
Так я могу подготовиться и выбрать задания для первого урока.
Как провести первый урок
Первый урок — это всегда знакомство с ребёнком. На занятиях я использую поощрение за каждое выполненное задание: например, мы собираем мозаику из кусочков изображения, так как ребёнку с РАС особенно нужна мотивация. За каждый правильный ответ он получает кусочек картинки, и в итоге к концу занятия у нас может получиться полноценное фото с его любимыми персонажами.

Чтобы ребёнок шёл на контакт, спрашиваю у родителей про любимые игрушки. Они очень спасают на уроках: я использую мягкие игрушки, чтобы заинтересовать ребёнка и наладить контакт.
Для лучшего результата уроки должны быть разнообразными и вовлекающими: например, вы можете соединить математику с чтением. Ведь дети часто устают от одних и тех же действий. Когда на уроке используются задания самых разных форматов, ученику легче концентрировать внимание. При этом детям нужно очень чётко описывать, что им требуется выполнить в упражнении, — тогда они полностью погружаются в обучение.
Что ещё можно порекомендовать учителю
Очень интересная книга — русскоязычная версия руководства по программе JASPER, натуралистическому поведенческому вмешательству, направленному на развитие навыков игры, коммуникации, вовлечённости и совместного внимания. Автор пособия — профессор Конни Казари, она одна из самых авторитетных специалистов в области помощи детям с РАС.
Также стоит изучить группу во ВКонтакте, которая мне часто помогает: Игры для детей с аутизмом, ЗПР, ЗПРР, УО, СДВГ