Новый жизненный этап — это всегда вызов. Готовы его принять? Тогда отбросьте страхи и ознакомьтесь с нашими советами о том, какие бывают ошибки начинающих онлайн-преподавателей, и как их избежать.
Ошибка №1: Бояться онлайна
Можно закончить педагогический университет, прочитать десятки книг по методике, посетить сотни вебинаров, однако теорию надо применять на «поле боя». Сейчас все больше и больше становятся актуальны онлайн-занятия, ведь их не сможет отменить никакая пандемия. Именно этот формат сейчас надо обязательно осваивать каждому педагогу.
Совет:
Лучший способ научиться преподавать онлайн — начать это делать. Для того, чтобы избавиться от скованности, страха сделать ошибку или (не дай бог) не справиться с техническими проблемами, нужно проводить занятия регулярно. На первых порах желательно взять пару-тройку учеников и «раскачаться», но сбавлять обороты тоже не стоит. Каждый ученик — это новый опыт, интересные кейсы, решать которые вас не научат ни в одном институте.
Что касается специфики онлайн-формата, здесь тоже пригодится сноровка. Перед тем, как выйти на связь с реальным учеником, проведите тестовый урок с кем-либо из знакомых. Проверьте, хорошо ли вы ориентируйтесь на платформе, в которой собираетесь проводить урок (например, знаете ли как включить демонстрацию экрана, делиться звуком, отправлять ссылки). Особой популярностью после карантина стал пользоваться сервис Zoom. В нашем блоге уже вышел подробный гайд о том, как успешно проводить там занятия.
Вот эта статья: Zoom — платформа для проведения онлайн-занятий
Ошибка №2: Не адаптировать материалы
Офлайн-материалы, даже если вы уже профи в face-to-face уроках, нельзя просто взять и перенести в виртуальное пространство. Ученикам будет скучно, если вы попросите открыть учебник и просто пойдете по материалу.
Совет:
Необходимо адаптировать материалы, но важно в самом начале не нагружать себя техническими моментами. Не усложняйте себе задачу, пытаясь одновременно освоить несколько инструментов. Изучите базовые возможности выбранной платформы для проведения уроков (я начинала проводить онлайн уроки в привычном скайпе, это облегчило проведение уроков на начальном этапе карьеры), затем составьте презентацию. После успешно проведенного первого урока ознакомьтесь с интерактивными инструментами и потихоньку внедряйте их в работу.
Пример того, как это делать читайте в статье Как легко адаптировать задания обычного учебника для онлайна
Ошибка №3: Бояться выходить за рамки привычного
«Тише едешь, дальше будешь» — эта пословица знакома нам с детства. Однако, вы выбрали креативную профессию, где выходить за рамки общепринятого — не значит делать неправильно.
Совет:
Не бойтесь экспериментировать. Онлайн формат преподавания гораздо менее исследован, нежели очный, и здесь осталось еще немало места для творчества. Порой начинающие преподаватели в этом вопросе способны дать фору более опытным, во многом благодаря свежему взгляду и бесконечному энтузиазму. Не стесняйтесь креативить, придумывать новое: вносить коррективы в готовые планы уроков, пробовать новые инструменты разрабатывать игры и яркие презентации для своих учеников.
Ошибка №4: Казаться, а не быть
Многие преподаватели отмечают, что в онлайне сложнее держать дисциплину и контролировать студентов. Поэтому зачастую преподаватели хотят создать имидж строго и серьезного учителя. Однако, далеко не всем ученикам нужен именно такой педагог.
Совет:
Будьте самим собой даже по ту сторону экрана. Не бойтесь подпустить ученика слишком близко: конечно же, излишне раскрываться не стоит, но почему бы не рассказать о себе и своих увлечениях подробнее? Многие студенты, особенно взрослые, напротив, мечтают найти преподавателя-друга, с которым будут на одной волне, смогут обсуждать с то, что, на первый взгляд, не принято, например, небольшой разлад в личной жизни. Ряду учеников сегодня нужен коуч, а не учитель в классическом понимании этого слова. В Skyeng в этом плане, как правило, сложностей не возникает, ведь система автоматически подбирает вам учеников, чьи интересы совпадают с вашими.
Почитайте по теме: Коучинговый подход в обучении английскому языку
Ошибка №5: Бояться критики
Бояться критики значит тормозить собственное профессиональное развитие. Некоторые опытные преподаватели, переходящие в онлайн, считают, что вполне справятся со всем сами. Они не советуются с более опытными коллегами, зачастую из-за страха показаться неумелыми в их глазах.
Совет:
Естественно, избежать собственных провалов полностью не удастся, однако свести их к минимуму можно — для этого есть те, кто в профессии дольше вас. Благо, дистанционный формат позволяет нам общаться с коллегами вне зависимости от их места жительства. Будет замечательно, если кто-то даст вам возможность поприсутствовать на своих занятиях и почерпнуть новое (в конце концов, кто мешает вам пару раз пройти пробные уроки у разных учителей?).
Еще лучше, если вы найдете ментора, который проведет консультацию: прослушает ваши уроки и даст рекомендации на тему того, что получилось хорошо, а над чем еще стоит поработать. Если вдруг наставника найти не получается, не расстраивайтесь — всегда можно сделать запись урока и впоследствии провести саморефлексию.
Примерный список вопросов для анализа в статье Оценка эффективности проведенного урока. Чек-лист
Ошибка №6: Не читать профессиональные статьи
Многие начинающие учителя устают настолько, что после крайнего онлайн-урока их единственное желание — поскорее отключить ноутбук и отвлечься. Однако, нужно понимать, что чтение статей поможет вам разгрузить рабочий процесс и уставать меньше.
Совет:
Внимательно следите за материалами блога Skyteach, ведь это просто кладезь полезной информации, особенно для тех, кто делает первые шаги в профессии. На нашем портале вы можете многое узнать о специфике работы онлайн, найти готовые материалы для проведения занятий или же просто отдохнуть душой — скажем, пройти тест и узнать, к какому типу начинающих преподавателей вы относитесь.
Надеемся, наши советы помогут вам на старте карьеры. Учите с удовольствием!