В августе 2025 года в Тюмени прошла конференция для преподавателей английского языка 50 shades of ELT, ставшая знаковым событием как для преподавателей, так и для руководителей бизнеса в области иноязычного образования. Автору статьи посчастливилось лично познакомиться с Петром Степичевым — известным методистом, который разрабатывает авторские игры и активности в рамках педагогики удивления.
В статье мы расскажем о том, что такое педагогика удивления и как применять этот подход на уроках иностранного языка, а также покажем 5 приёмов адаптации игр, которые предлагает Пётр Степичев, для онлайн-уроков — и примеры универсальных упражнений.
В статье:
- Что такое педагогика удивления
- Разработки Петра Степичева для офлайн-формата
- Адаптация приёмов в онлайн-формате
- Идеи упражнений
1. Что такое педагогика удивления
В статье «Как и зачем удивлять учеников на уроке английского языка» Пётр Степичев так определяет педагогику удивления и важность использования такого подхода на уроках иностранного языка:
«Педагогика удивления — это особое направление педагогики, описывающее систему методов и приёмов обучения и воспитания, основанных на когнитивной эмоции удивления, и опирающееся на принципы природосообразности, активности, проблемности, свободы творчества. Удивление на уроке может стать отправной точкой для формирования внутренней положительной мотивации к учению».
Несколько важных принципов педагогики удивления:
- Это педагогика отношений, а не педагогика требований — именно эмоциональная реакция на преподаваемый материал и его носителя-учителя создаёт особые взаимоотношения между учеником, учителем и учебным материалом, а значит, появляется поле для организации совместной работы.
- Это диалогическая педагогика, когда изучаемый материал становится поводом для диалога между познающими и их наставником.
- Это творческая педагогика, где важно не повторить образец, а найти новое.
Всего выделяют четыре источника удивления на уроке: удивление фактом, удивление методом, удивление обучающей средой и удивление собственными силами.
Мы сфокусируемся на удивлении методом, то есть как раз на том, как учитель представляет материал и какой методический инструментарий и педагогические технологии использует. О других методах, а также ссылки на видео, где Пётр Степичев рассказывает о педагогике удивления, вы можете найти в этой статье.
2. Разработки Петра Степичева для офлайн-формата
ГрамПИК
Это грамматический пальчиковый интеллектуальный конструктор. Представляет собой перчатку, на каждом пальце которой расположен элемент предложения. Конструктор позволяет составить более 500 предложений разного типа (повелительные, утвердительные в настоящем времени, общие и специальные вопросы в настоящем, прошедшем и будущем временах).
Пальцы помогают запомнить порядок слов в предложении:
- мизинец — вопросительное слово;
- безымянный палец — вспомогательный глагол;
- средний палец — подлежащее;
- указательный палец — смысловой глагол.
Грамматические/лексические пазлы
Пластиковое поле с передвижными элементами: слова в грамматическом пазле и буквы — в лексическом. Пазлы можно передвигать по полю и составлять предложения или слова.
Комплекты карточек
Сеты карточек по разным грамматическим или лексическим темам. Например: Degrees of Comparison, Verbs.
Грамматическая кружка
Наклейка на прозрачную кружку содержит несколько уровней, на каждом из которых написаны либо вопросительные слова, либо типы предложений. Если в грамматическую кружку постепенно наливать жидкость, то будут подсвечиваться разные уровни.
Грамматические кубы
Представляют собой 4–5 соединённых кубов, на четырёх гранях каждого расположены слова, при этом кубы позволяют организовать правильный порядок слов в английском предложении.
Кубы свободно поворачиваются, что даёт возможность составить множество разных предложений.
3. Адаптация приёмов в онлайн-формате
Если вы работаете онлайн, то можете, конечно, отправить вашим ученикам эти игры в реальном воплощении в виде посылки, однако это не всегда удобно, поэтому мы предлагаем варианты адаптации перечисленных офлайн-игр в онлайн-формате.
Грамматические и лексические пазлы
Можно реализовать на онлайн-доске или на слайде презентации с помощью фигуры квадрат, цветных стикеров.
Как сделать:
- Нарисуйте квадрат или прямоугольник и закрепите фигуру на доске, чтобы она не двигалась. В презентации вы можете выбрать фон с изображением квадрата.
- Заполните фигуру цветными стикерами или квадратами одинакового маленького размера, в каждом квадрате напишите слово или букву.
- Оставьте место для одного квадрата незаполненным. Это необходимо, чтобы передвигать квадраты по полю.
Преимуществом такой разработки является вариативность: вы можете сделать много вариантов полей именно для той темы, которую изучаете.
Сеты карточек
Вы можете составлять сеты карточек на платформе Wordwall, если у вас есть платная подписка.
Другой способ бесплатный — необходима только онлайн-доска.
Как сделать:
- Разместите 9 картинок/карточек на доске и закройте их цветными прямоугольниками с числами.
- Ученику нужно будет выбрать номер и открыть карточку. Случайность выбора будет такая же, как и при перемешивании карточек.
Грамматические кубы
Вариант 1, если у вас нет дополнительных инструментов на онлайн-доске.
Создайте 4–5 групп стикеров в зависимости от типа предложения и разместите их в горизонтальный ряд. В каждой группе стикеров напишите разные слова. Стикеры в каждой группе расположены друг на друге.
Вариант 2. Вы можете использовать дополнительные инструменты онлайн-доски — например, рандомайзер или flip cards. Создайте 4–5 кубиков или карточек и настройте варианты на каждой грани.
ГрамПИК
Как сделать:
- Разместите картинку перчатки на онлайн-доске и закрепите изображение, чтобы оно не двигалось. Вы также можете найти фон с таким изображением.
- С помощью инструмента «Текст» напишите отдельные слова для каждого пальца, лучше несколько вариантов. Вы можете выбрать заливку текста разного цвета.
- Далее можно либо закрепить слова на пальцах, либо оставить их подвижными, чтобы ученики сами могли их прикреплять к нужным пальцам.
Грамматическая кружка
Как сделать:
- Найдите чёрно-белое изображение кружки в формате .png, нарисуйте на ней горизонтальные линии и напишите слова на каждом уровне.
- Объедините изображение и ваши надписи с помощью инструмента «Группировать».
- На белом поле разместите оранжевый квадрат и закрепите его.
- Вставьте изображение кружки.
- Теперь при движении кружки вниз или вверх задний фон будет подсвечивать нарисованные уровни.
Мы разместили готовые варианты в онлайн-формате в презентации. Если вы сохраните копию себе на диск, то сможете использовать и адаптировать эти варианты на своих уроках.
4. Идеи упражнений
Приводим примеры упражнений, которые позволят использовать тренажёры в условно-речевых и речевых упражнениях.
Грамматический/лексический пазл
- One more fact. Ученик составляет предложение, затем продолжает его своей идеей. Можно организовать в парах.
- True/false. Ученик составляет предложение, а затем говорит, правда это про него или ложь. Затем нужно исправить ложное предложение.
- Find for my category. Учитель называет ситуацию — например, «Going shopping». Задача ученика — составить предложение или слова к этой ситуации.
Грамматические кубы– ГрамПИК
- An unexpected interview. Первый ученик в паре вытягивает роль — например, актёр/художник/продавец/менеджер и т. д. Второй ученик составляет вопросительное предложение с помощью кубов, слушает ответ партнёра и угадывает его роль. На индивидуальном уроке ученик играет с учителем.
- You’re next. В упражнении игроки по очереди выбирают слово на кубе. Первый игрок начинает с местоимения I, второй игрок на втором кубе выбирает глагол, который нравится, например, like. Далее первый игрок выбирает наиболее подходящее слово на третьем кубе, например, eating. Второму игроку нужно выбрать подходящее по контексту слово на четвёртом кубе. То же самое можно выполнить с вопросительными и отрицательными предложениями.
Сеты карточек
- Random future prediction. Ученик вытягивает или открывает случайную карточку и должен составить предсказание на будущее. Можно организовать в парах.
- A surprising story. Ученик вытягивает/открывает 3 случайные карточки. Необходимо объединить их в короткую историю. Вариант для работы в парах: открыто 9 карточек. Первый ученик выбирает три карточки, но не показывает, какие именно, и составляет историю. Второй ученик должен отгадать, какие карточки выбирал партнёр.
Грамматическая кружка
How much tea/coffee?
Задача ученика — сделать заказать напиток и с помощью правильного предложения указать, до какого уровня его нужно долить. Если студент хочет полную кружку напитка, то нужно составить вопрос с указанным на верхнем уровне вопросительным словом и озвучить его при заказе.
Примерный диалог:
T: Would you like tea, coffee, or juice?
S: Juice, please.
T: How much juice would you like?
S: Hmm… “Where do you live?”
Заглавное изображение статьи с сайта Shutterstock.com
Татьяна Тюменцева
Медиа Skyeng для преподавателей
Анастасия Юферева