Эффективные стратегии подготовки к олимпиадам по английскому языку: советы и практические подходы
В современной школе олимпиады по разным предметам это не только интересные конкурсы, на которых ребята могут проверить свои знания. Школьные олимпиады помогают ученикам сформировать портфолио, который дает возможность выпускникам получить льготу при поступлении в вузы России. Не удивительно, что многие школьники хотят принять участие и получить высокие результаты на ВСОШ (Всероссийской олимпиаде школьников).
Как подготовить к олимпиаде ребят разных уровней, особенно тех, которые только начинают изучать английский язык? В этой статье мы ответим на этот вопрос, а также рассмотрим эффективные стратегии подготовки учеников к олимпиадам, которые помогут достичь успеха.
Содержание:
- Выбор правильной олимпиады и понимание формата
- Анализ уровня владения языком
- Разработка индивидуального плана подготовки
- Работа над лексикой и грамматикой
- Развитие навыков чтения и аудирования
- Подготовка к письменной части
- Тренировки устной части
- Мок-тесты и самопроверка
- Психологическая подготовка и управление стрессом
1. Выбор правильной олимпиады и понимание формата
Ученик, желающий принять участие в олимпиаде по английскому языку, может выбрать один из следующих видов испытаний:
Олимпиада «Британский Бульдог» (”British bulldog”)
Задания этой олимпиады «ориентированы на участников с разным уровнем подготовки и способствуют развитию интереса к языку и культуре англоязычных стран». Дополнительных баллов при поступлении это испытание не принесет, однако позволит ребенку проверить свои знания и поддержит его интерес к дальнейшему изучению английского языка.
Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) по английскому языку
Это интеллектуальное состязание проводится ежегодно по 24 предметам. Порядок проведения Олимпиады регламентируется Приказом Минпросвещения России №678 от 27.11.2020 г.
Высшие учебные заведения России на своих официальных ресурсах заранее информируют о том, какие баллы и привилегии получат абитуриенты, занявшие призовые места на этапах ВсОШ. Это могут быть дополнительные баллы или поступление в вуз без предоставления результатов ЕГЭ по определенным предметам.
Олимпиада «Высшая проба» раздел «Иностранные языки»
Это испытание проводит НИУ «Высшая школа экономики». Поэтому если ученик планирует поступать в это высшее учебное заведение, то ему стоит принять участие в олимпиаде. О том, какие льготы при поступлении в НИУ ВШЭ дает это испытание, можно узнать на сайте вуза.
Олимпиада «Ломоносов», профиль «Иностранные языки. Английский язык»
Испытание организует «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова». Результаты дают льготы при поступлении в МГУ, а также более 300 других высших учебных заведений страны.
«Герценовская олимпиада школьников по иностранным языкам»
Организатор состязания — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Призеры получают существенные льготы при поступлении в этот вуз, а также другие вузы страны. Информация о льготах при поступлении также опубликована на официальном ресурсе университета.
«Евразийская лингвистическая олимпиада»
Олимпиада проводится на базе десяти ведущих вузов России и включает заочный и очный этапы.
Многие олимпиады, проводимые конкретными высшими учебными заведениями, дают льготы при поступлении не только в вузы-организаторы, но и другие университеты. Например, Герценовская олимпиада и олимпиада «Ломоносов» по английскому языку, помогут поступить в НИУ «Высшая школа экономики».
Еще один момент. Результаты олимпиадных испытаний принесут дополнительные баллы при поступлении в течение нескольких лет с момента окончания олимпиады, поэтому ученикам 5-6 классов пока рано думать о пополнении своей балльной «копилки». Однако олимпиады помогут школьникам повысить уровень языка и изучить другую культуру.
Во-первых, список олимпиад публикует каждый год Министерство науки и высшего образования РФ. На 2023/2024 гг. этот перечень следующий [посмотреть на сайте]
Во-вторых, актуальную информацию о том, какие олимпиады дают льготы, можно найти на сайте интересующего учебного заведения за 9 месяцев до приемной кампании. Например, такой перечень олимпиад есть на сайте НИУ «Высшая школа экономики».
В-третьих, важно познакомиться с форматом выбранной олимпиады, сроками регистрации и проведения. На официальном сайте олимпиады всегда есть информация о количестве этапов, дистанционном или очном проведении испытания. Например, информация о сроках проведения ВсОШ в г. Москве нужно смотреть здесь, данные других регионов можно найти на региональных ресурсах.
Вас могут заинтересовать и эти статьи:
2. Анализ уровня владения языком
После выбора олимпиады важно правильно оценить силы ученика. Для этого стоит выполнить задания прошлых лет и сравнить с представленными результатами.
Например, задания к всероссийской школьной олимпиаде, а также ответы и видеоразборы заданий можно найти на сайте олимпиады.
Раздел | Количество ответов | Мой результат (кол-во правильных ответов) | Сильная / слабая сторона |
Аудирование (Listening) | |||
Чтение (Reading) | |||
Грамматика и лексика (Use of English) | |||
*Письмо (Writing) | — | — | |
*Говорение (Speaking) | — | — |
* Разделы продуктивных навыков «Письмо» и «Говорение» может проверить только преподаватель.
Еще полезные материалы:
3. Разработка индивидуального плана подготовки
Как и с ЕГЭ и ОГЭ, важно начать подготовку к олимпиаде вовремя. Минимум за год до начала олимпиады школьнику нужно выполнить задания и узнать свои сильные и слабые стороны. Результаты многих олимпиад действительны в течение нескольких лет (до четырех лет), поэтому стоит проверить знания и раньше, а потом составить индивидуальный план подготовки.
Правильное планирование подготовки к олимпиаде — половина успеха. Важно узнать, какие разделы требуют проработки, сколько времени реально еженедельно тратить на подготовку, в какие сроки мы планируем подготовку и какого результата хотим достичь.
4. Работа над лексикой и грамматикой
Часто задания вызывают трудности из-за того, что участники олимпиад впервые видят много новых слов. Поэтому подготовку нужно начать с работы над расширением словарного запаса.
Класс | Уровень владения языком в соответствии со школьной программой | Уровень владения языком, рекомендуемый для олимпиад |
5-6 класс | А2 Elementary | low B1 Pre-Intermediate |
7-8 класс | low B1 Pre-Intermediate | B1 Intermediate |
9 класс | B1 Intermediate | B2 Upper-Intermediate |
10-11 класс | B2 Upper-Intermediate | C1 Advanced |
Подробнее об уровнях можно прочитать на сайте нашей онлайн-школы Skysmart.
Как работать над расширением словарного запаса:
- Читать английскую литературу. Это поможет не только учить слова и выражения, но и видеть особенности их употребления.
- Смотреть видео и слушать аудиоматериалов на английском языке. Адаптивные материалы по темам, помогут учить лексику в контексте.
- Использовать карточки Quizlet. База словарных карточек обширна, поэтому мы можем найти тренировочные задания не только по темам, но и по уровням. Например, карточки для продвинутых учеников.
- Регулярно заниматься.
Для тренировки по грамматике и структурам языка можно использовать учебные пособия или онлайн-ресурсы. Например, можно использовать задания для тренировки грамматики по уровням, представленные на сайте Британского совета British council.
Больше идей и упражнений:
5. Развитие навыков чтения и аудирования
Задания разделов чтения и аудирования на олимпиадах часто имеют форматы, сходные с форматами российских и международных экзаменов. Поэтому задания для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, IELTS можно и нужно активно использовать.
Для успешной тренировки навыка аудирования полезно слушать аудиоматериалы регулярно. Это позволит развить навык понимания на слух. Если время позволяет, можно использовать любые аудио и тексты, но лучше подойдут тренировочные задания для тренировки навыков. Например, задания, представленные на онлайн-ресурсе Британского совета.
Пригодятся и эти упражнения и ресурсы:
6. Подготовка к письменной части
Письменные задания по английскому языку на олимпиадах зачастую приглашают учащихся подойти к заданию творчески. Однако, как и любой письменный ответ, такая работа должна иметь четкую структуру. Поэтому при выполнении задания ученику нужно внимательно читать формулировку задания.
Подскажите школьнику обращать внимание на эти моменты:
- какое количество слов требуется;
- есть ли заголовок и подзаголовки;
- к кому должно быть обращено наше письменное высказывание, следовательно, какой будет стиль (к другу — разговорный, неформальный, к официальному лицу — деловой, формальный или нейтральный);
- какие аспекты должны быть отражены в работе, обычно это указано в тексте задания.
Как правило, задания имеют предложенный план. Если нет, то важно составить его самостоятельно. Для планирования ответа также нужно примерно посчитать и оценить, какое количество слов и предложений должно быть при освещении каждого пункта плана. Подробнее о том, как написать эссе, можно почитать здесь в статье Как правильно писать эссе на английском языке.
7. Тренировки устной части
Для подготовки к устному заданию нужна практика. То есть: «Если хочешь говорить на английском — говори!» Оценить, насколько высказывание соответствует заданию, сможет только преподаватель. Кроме того, ученику важно учиться разным видам высказываний на английском языке: диалогам, монологам и обсуждениям.
Вам могут пригодиться эти планы уроков и статьи:
8. Мок-тесты и самопроверка
На разных этапах подготовки ученику важно выполнять тестовые задания формата той олимпиады, к которой мы его готовим. Это нужно, чтобы на самом испытании не было проблем с таймингом.
Помогут задания прошлых лет, представленные на официальных ресурсах олимпиад, и ответы к ним, а также сгенерированные тесты. Например, обратите внимание на тренировочные тесты для подготовки к экзамену IELTS. Результаты тестов покажут, какие навыки требуют тренировки.
9. Психологическая подготовка и управление стрессом
Любое испытание, будь то экзамен или олимпиада, вводят ученика в состояние стресса. Чтобы волнение не испортило результат олимпиады, поделитесь с учеником памяткой.
1. В тайм-менеджменте есть такой забавный термин, как «съесть слона». Здесь речь, конечно же, не о животном, а о задаче, которая нам кажется слишком большой, даже невыполнимой («слон»), с которой, как мы думаем, мы не сможем справиться.
Любого слона можно съесть по маленьким кусочкам. Так и любая большая задача становится не страшной, а очень даже выполнимой, если «разделить» ее на выполнимые этапы. В подготовке к олимпиаде важно составить план подготовки и всех связанных мероприятий и не думать о них, как об огромном «слоне», а думать, как о вполне понятной последовательности действий.
2. Какой бы ни был результат, он обязательно приведет меня к прогрессу. Как известно, не развивается и не двигается вперед тот, кто ничего не делает. Любой результат будет прогрессом, поэтому не нужно бояться неудачи. Сам факт принятия участия в олимпиаде — это уже движение вперед и удача.
3. Перед олимпиадой, как и перед любым экзаменом, важно помочь своему организму: важен полноценный здоровый сон, полноценный завтрак, богатый белками. Расход энергии будет очень большой, поэтому углеводы (сладости и пр.) могут не справиться с этой задачей.
Систематическая и целенаправленная подготовка и правильно выбранные стратегии работы, несомненно, могут повысить шансы на успех на олимпиадах по английскому языку. Отличных результатов вам и вашим ученикам!