Мы проводим немало часов с подростками, обучая их тонкостям английского языка, различиям Present Perfect и Past Simple, открывая большие возможности для их будущего. Или только думаем, что открываем? Насколько хорошо мы знаем студентов, их планы, мечты о будущем? Уверены ли они в том, кем станут через несколько лет, сомневаются в выборе или еще не определились?
Для человека в этом возрасте свойственно задумываться о своем месте в мире. Если использовать иностранный язык не только как самоцель, но и как средство для изучения различных сторон жизни, он будет органично сочетаться с процессом становления наших студентов как личностей. Так почему бы не использовать занятия английским, чтобы поддержать подростка в процессе самоопределения?
Преподаватель, работающий индивидуально с каждым учеником или небольшой группой, знающий психологический портрет студентов, их интересы и способности, как никто другой может справиться с этой задачей.
С чего начать
Чтобы помочь подростку, нужно знать, чем он живет. Поэтому доверие и теплые отношения между вами являются основой продуктивной деятельности. Искренняя улыбка, легкая манера общения располагают к открытому диалогу уже на первом уроке. Покажите, что видите в студенте взрослого человека, индивидуальность. Инстинктивно считывая такой настрой, студент быстрее снимет маску.
Сценарий первого урока особенно важен. Установив положительный контакт со студентом и немного рассказав о себе, задайте вопросы о хобби, свободном времени, любимой музыке, предметах, которые нравятся в школе, спросите, чем бы ученику хотелось заняться в будущем. Важны все детали. Например, если это рисование, уточните, какой стиль, как происходит поиск вдохновения, как много времени занимает один рисунок и т.д.
Один из моих учеников на первом уроке рассказал, что самостоятельно изучает устройство компьютеров, играет в видеоигры, а в школе любит информатику, английский и математику. В будущем видит себя программистом, но в какой области — не определился. Как же на уроках английского способствовать становлению его как профессионала?
Подбор контента
Составив карту предпочтений студента (для меня самый удобный способ визуализации полученных сведений — mind map), начинаем выстраивать план занятий. Программа должна быть максимально близка студенту. Важно сохранять гибкость в подборе контента на протяжении всего периода обучения. Желательно соблюдать следующие правила при подборе материалов:
- сфера интересов студента должна освещаться с различных сторон;
- материалы — вспомогательный элемент, они служат базой для обсуждения, и поэтому должны побуждать к дискуссии, а не содержать готовые решения.
Под дискуссией подразумевается не столько перечень вопросов, на которые студент отвечает по порядку, сколько тематическая импровизированная беседа, которая может отходить от намеченного учителем плана в местах, которые вызвали у подростка больший отклик. Почему основной акцент делается на дискуссии? Обсуждение темы, близкой человеку, активизирует мыслительную деятельность, развивает способность к анализу, а также критическое мышление. Это позволит подростку осознанно смотреть на выбранный путь, находя в нем прекрасные стороны, но не романтизируя.
Вернемся к примеру работы со студентом, который хочет стать программистом. Контент формировался по тематическим блокам, величина каждого из которых зависела от степени вовлеченности подростка. Среднее время прохождения одного блока — 5 часов, максимальное — 10, допускается при наличии у подростка особого интереса. Не стоит делать больше — know when it’s the best time to leave the party. Блоки должны быть разбиты на темы по принципу — 1 тема на 1 час (урок). Дискуссия является ключевым элементом урока и занимает 45-50% урочного времени. Ниже приведен рисунок с блоками и примерами тем из начала нашей программы.
Блок Internet является подготовительным и настраивает студента на обсуждение тенденций в области высоких технологий. Далее следует блок Games, в нем рассматриваются различные стороны игровой индустрии. От простого обсуждения жанров игр переходим к обзорам наиболее известных игровых студий и историям их успеха, рассматриваем процесс создания игр-бестселлеров, мотивы поведения игровых персонажей, реакцию публики на различный контент, как это используется для увеличения популярности игровых продуктов.
В конце блока Games изучаем истории профессионального становления игровых разработчиков. На заключительном уроке студент отвечает на вопросы, как выглядит типичный день разработчика, какие навыки для этой профессии необходимы, какие должности можно занимать в игровой студии, хотел ли бы он работать в данной сфере и почему. В процессе ответа подросток критически анализирует изученный за все время материал, сопоставляет его с особенностями своей личности. Это позволяет аргументированно рассуждать об индустрии и своем месте в ней.
Следующий этап — обсуждение, где еще может потребоваться программирование, служит переходом к новому блоку. Например, в научных исследованиях. Значит, следующим блоком будет Science. Значит ли это, что новый блок Вы придумали на последнем занятии? Нет, блоки были составлены заранее, но в процессе обсуждения с направляющими вопросами студент сам подходит к теме следующего блока.
Коротко о главном
Пришло время подвести итоги. Как именно использование предлагаемого подхода повысит эффективность занятий с подростками?
— через изучение тем, близких подростку поддерживается его интерес к английскому;
— благодаря систематическому регулярному погружению подростка в сферу интересов происходит постоянная ротация тематических слов, его английский вокабуляр расширяется, а слова быстрее переходят из пассивной стадии в активную;
— грамматические конструкции рассматриваются в связи с контекстом, понятным для подростка, поэтому лучше запоминаются;
— дискуссии на английском совершенствуют навык изложения мыслей, растет беглость речи;
— развивается критическое мышление
Однако учителю следует обратить внимание на следующие пункты:
— подход не терпит импровизации, вы не можете прийти неподготовленным на урок, необходимо значительная работа по систематизации материала;
— дискуссии — основа подхода, при этом важно сохранять баланс между L1/L2. Если студенту для завершения мысли требуется одно слово на английском, подскажите готовый перевод — English only подход не является самоцелью, студент сорвется на вспоминание слова и не завершит фразу, которую хотел сказать.
Такой подход позволяет подросткам увидеть себя в контексте нашего быстро меняющегося мира и трансформирует стиль их мышления. Они учатся строить жизненные планы, а впоследствии смогут осознанно подойти к выбору будущей профессии.
Очень полезная и интересная статья!!!