Изучение иностранного языка может легко наскучить и стать рутиной, а это приводит к потере мотивации и даже прекращению занятий учениками. Задача хорошего преподавателя — проводить уроки так, чтобы заинтересовать ученика в изучаемом материале и применении его на практике. Одним из самых эффективных инструментов методического чемоданчика преподавателя являются ролевые игры.
Преимущества ролевых игр
Основная задача уроков английского языка — научить студентов ясно и свободно выражать свои мысли и чувства на иностранном языке. Сюжетно-ролевая игра создает необходимые условия для восприятие и выражения информации в иноязычной среде. Благодаря ролевым играм:
— формируются речевые навыки учащихся. Личная вовлеченность в вопрос или проблему сюжета помогает раскрыться даже застенчивым и неуверенным в себе студентам. С практикой речь становится увереннее, разнообразнее и богаче;
— происходит тренировка восприятия речи на слух. Благодаря тому, что в игре задействованы разные ученики и преподаватели, студенты учатся понимать разные варианты произношения и акцента;
— пополняется лексический запас. Новые слова запоминаются лучше только при активном использовании: ролевые игры помогают выводить новый словарный запас из «пассивного» состояния в «активное»;
— повышается мотивация к процессу обучения. Ролевые игры можно и нужно применять на уроках не только с детьми, но и со взрослыми учениками. Подобные ситуации ярко иллюстрируют, как полученные знания можно применять на практике;
— способствуют общему развитию студента: любая сюжетно-ролевая игра построена по определенному сценарию и тематике. Благодаря выбранной сфере обсуждения, повышается общий уровень развития всего класса: участники получают новые знания, делятся своим мнением и опытом, учатся эмпатии и способности принимать точку зрения одноклассников.
Секреты успеха
Главный принцип, которым стоит руководствоваться при составлении игры, доступность и ясность для учеников. Всем студентам должно быть понятно, что от них требуется, какие их роли. Используйте раздел «Useful vocabulary» с вариантами необходимой лексики. Повторите ее, если это необходимо, до проведения задания.
Второй критерий — польза. Цель таких уроков в том, чтобы развить коммуникативные навыки студентов и помочь им адаптироваться к разным ситуациям. Поэтому, игровые модели можно выбирать максимально приближенные к жизненным ситуациям:
— в путешествиях;
— в аэропорту;
— на вокзале;
— в ресторане;
— у врача;
— на собеседовании на работу.
Нужно помочь своим ученикам понять, что они способны справиться с любой жизненной ситуацией, у них есть достаточно лексики, чтобы чувствовать себя уверенно и они могут не только понимать окружающих, но и поддерживать разговор. Чем выше уровень знаний ученика, тем многообразнее и интереснее сюжеты можно готовить. Как и при построении плана обычного информативного урока, преподавателю следует ориентироваться на личные цели студента, так и при выборе ролевых игр, основной отправной точкой будет индивидуальный подход.
Примеры ролевых игр
Если вы готовитесь к сюжетно-ролевой игре в классе, воспользуйтесь школьным учебником. В конце урока или раздела есть упражнения для закрепления материала. Они построены таким образом, чтобы разыграть ситуации по ролям и отточить навыки говорения.
Например, в средних и старших классах можно сыграть в Journalist — Interviewee.
Один из учеников получает роль журналиста, другой — того, у кого будут брать интервью. Если группа большая, то можно сделать несколько таких пар. Каждой паре дается одна тема, в зависимости от материала программы УМК.
— Super Star: the way you became famous;
— Living in London (another city): the advantages and disadvantages of living in a big city;
— Role Model: who is the most important person for you? Why?
— Healthy or Junk food: your recommendations.
Ученики готовят диалог, а затем презентуют его перед классом.
С классами помладше можно сыграть ситуативно-ролевую игру в группах. Команда из 3-4 детей составляет беседу/дискуссию по ситуации, которая выпадет им методом жребия, разделив между собой роли. Темы могут быть различны: от экологии Земли до проблем в отношениях со сверстниками.
Проведите Talk Show в старших классах. Всем подросткам сегодня знаком этот формат, особенно он популярны в формате YouTube программы. Например, группа телеведущих приглашает каких-нибудь знаменитостей, блогеров, музыкантов или актеров, и обсуждает с ними их жизнь, деятельность, планы в карьере. Некоторые программы включают в себя веселые игры:
— закончить шутку;
— допеть песню по-своему;
— ответить на каверзные вопросы;
— угадать мелодию.
Преимущество такой ролевой игры в том, что вы можете полностью написать ее сценарий самостоятельно. Отработка навыков английского языка будет происходить не только во время самой игры, но и задолго до нее. Например, сначала ребята вместе определяют формат шоу. Они выбирают главных ведущих, их ассистентов, гостей и их роли. Затем собирают команду аниматоров, которые придумают игры, задания и конкурсы для гостей и ведущих. Каждый должен знать только тематику, свою роль и задание. Всем дается равное время на подготовку.
- Ведущие готовят свои списки вопросов, не зная, кто у них будет в гостях, и какую роль будут играть гости.
- Каждый гость выбирает себе сферу деятельности и пишет свою легенду: чем занимается, какие имеет мечты, где, с кем и как живет.
- Аниматоры придумывают игры: все — от заданий до баллов.
Всем участникам дается равное количество времени на подготовку. Такая сюжетно-ролевая игра займет много времени, поэтому учителю следует понимать, что все время подготовки он будет курировать процесс и помогать каждому участнику в отдельности. В итоге ученики отработают навык говорения и письма, повторят грамматический материал и лексику, проявят креативный подход, смогут побороть языковой барьер и застенчивость, лучше узнают друг друга, а главное — получат удовольствие от изучения английского языка.
Почитайте по теме: Creating a positive atmosphere in online group lessons