Ученик опоздал на урок — у преподавателя проблема: как на ходу сокращать план, ведь очевидно, что весь материал отработать не получится.
Что оставить, от чего отказаться? Разобрали в статье пример сокращенного занятия из трех этапов с примерами. Не уверены, что готовы читать статью полностью? Переходите сразу к чек-листу.
Совет 1. Проведите полностью warm-up и cool down
• Как быстро провести разминку?
• Cool down
Совет 2. Оставьте этап повторения
• Speaking cards
• Игры со словами
• Create a story
Совет 3. Сократите или измените новый материал
• Введите часть грамматического материала
• Подготовьте к введению грамматики на следующем уроке
• Быстро отработайте новый лексический материал
• Сократите задания
Чек-лист
Совет 1. Warm-up и cool down – проводите полностью
Времени мало, но начало и конец урока должны пройти в полном формате — чтобы ученик настроился на занятие. Более того, если студент чувствует вину за опоздание, разминка поможет снять напряжение.
1. Как быстро провести разминку?
- Игра What’s your favourite…? Я использую заготовленные полоски бумаги, на которых написаны вопросы. Ученик берет один из листков, читает и отвечает на вопрос: What’s your favourite weather/colour/ice cream/animal/superhero…?
- Колесо Wordwall для онлайн-занятия. Двух-трех вопросов будет достаточно, чтобы ученик настроился на урок: What’s your favourite superhero? What’s your favourite song of Polina Gagarina?
- Игра Tic-tac-toe. Для игры мы используем поле из девяти клеток, в которые вписаны слова: food, celebrity, book, action, house, property, adjective, toy, favourite.
Я прошу ученика назвать любую букву, например, T. Во время игры мы называем слова на эту букву из нужной категории: T — tiger, because my favourite animal is a tiger. Для младших школьников я использую поле с простыми темами: food, action, toy, school things, colour, animal.
2. Сool down
В конце занятия я всегда спрашиваю ученика: What have you learnt? What have you practiced today? Также хороший вариант для быстрого завершения:
- показать ученику список слов и/или грамматических правил этого урока;
- список навыков, которые сегодня отрабатывались.
Предложите отметить галочкой и назвать то, что сегодня ученик выучил/проработал.
Совет 2. Этап повторения пропускать нельзя
Если на прошлом уроке вы давали новый материал — его необходимо закрепить. Этот этап одинаков на полном и сокращенном уроке. Для быстрой отработки я обычно использую следующие упражнения:
1. Speaking cards
Это карточки с вопросами на одну тему: Morning, Free time, Holidays, Pets. Для офлайн-урока они на бумаге, для онлайна делаю слайд с контуром карточек разного цвета. Я прошу ученика назвать цвета и показываю карточки. Сначала он отвечает на готовые вопросы, затем сам составляет их из предложенных слов.
Вариант 1. Отвечаем на готовые вопросы
Тема: Morning
• How often do you get up late?
• What do you usually have for breakfast?
• What do you usually do after breakfast?
Тема: Holidays
• What do you usually do on summer holidays?
• What time do you usually get up on holidays?
• Where do you usually go on holidays?
Вариант 2. Составляем и отвечаем на вопросы
Тема: Morning
• How often / you / get up / at 7 a.m.?
• How / you / get / usually / to school?
• What time / your school / start?
Тема: Holidays
• Where / you / spend / your / summer holidays / usually?
• How often / you / go outside / on holidays?
• Who / you / visit / on holidays?
Пример Speaking cards для Past Simple:
2. Игры со словами
«Мемори» — переворачивая по две карточки, ученик должен найти слово, соответствующее каждой картинке. Проводите «Две правды и одна неправда», «Найди отличия» и многие другие.
Читайте по теме:
• Лучшие игры для групповых онлайн уроков с детьми
• 6 нескучных игр для отработки грамматики в классе
3. Create a story
Я предлагаю ученику составить историю, используя список слов или опорные картинки. Если ребенок затрудняется придумать связный рассказ, я прошу сказать отдельные предложения.
Читайте по теме:
• Storytelling: техники и приемы на уроке
• Storyboards на уроках английского
Совет 3. Сократите или измените новый материал
Ученик усвоит новый материал, если времени на введение и отработку будет достаточно. Если ученик пришел к середине занятия — сократите объем нового материала или не вводите его совсем. Вот что можно сделать:
1. Введите только часть грамматического материала
Если мы начинаем знакомство с видовременной формой глагола, сделайте акцент на форму утвердительного предложения. Отрицания и вопросы оставьте на следующий урок.
1) Listen to the dialogue:
— Look! This is the new ride in the ‘Roller Coaster World’ theme park. Have you ever been there, Beth?
— No, I haven’t. I’ve never been to a theme park. Let me see.
— Have you ever visited ‘Roller Coaster World’, Peter?
— Yes. I have.
Аnd tick the correct options:
• Peter was in the theme Park last summer.
• Peter has been to the theme Park.
• Peter wasn’t in the theme Park a week ago.
2) Do we know when Peter visited the theme Park? Is it important?
3) Listen again and answer. Has Beth been to the theme park?Write down what she says: “I’ve never been to a theme park”.
4) This tense is Present Perfect.Look at the example and say how we form positive sentences in Present Perfect.
Упражнение 2:
Дальше переходим к практическому упражнению, в котором образуем только утвердительные предложения в форме Present Perfect, после чего предлагаем использовать утвердительные формы в речевой ситуации:
Look at the pictures and talk about your experience. Use Present Perfect:
При этом, начинаем с отработки формы I (первого лица единственного числа), чтобы ученик смог использовать ее, говоря о себе. Если позволяет время, вводим остальные формы (you, we, they, he, she, it).
2. Подготовьте к введению грамматики на следующем уроке
В примере с Present Perfect можно отказаться от знакомства с новой грамматикой, но провести задания на повторение неправильных глаголов. Так ученик вспомнит третью форму, которая понадобится для Present Perfect — его вы разберете в следующий раз.
3. Быстро отработайте новый лексический материал
Вместо восьми слов познакомьте ученика с четырьмя. Используйте быстрые игры для отработки лексики:
• What’s missing? — учитель просит ученика закрыть глаза и убирает (в онлайн варианте закрашивает контрастной заливкой) один из изучаемых предметов. Открыв глаза, ученик должен назвать изображение, которое пропало.
• Игра Guess, в которой педагог и ученик по очереди рисуют и отгадывают новые слова. На нашей платформе есть встроенная доска для рисования, почитайте об этом в статье об инструментах преподавателя.
• Загадки. Ученик и учитель по очереди объясняют значения новых слов и угадывают, что описал собеседник.
Таким образом мы отработаем часть новых слов, а на следующем уроке повторим и введем остальные слова. Эти упражнения можно быстро адаптировать к лексике, которую мы решили оставить.
4. Сокращайте задания
Иногда поменять материал урока нужно очень быстро. Чтобы легче адаптировать подготовленные упражнения можно:
- Предложить ученику выполнить только часть, остальное направить как домашнее задание.
- Изменить инструкции подготовленных заданий: задания с карточками или картинками, которые подготовлены для презентации новой лексики, можно использовать и на этапе отработки слов. Это может быть простое задание на узнавание: Listen to me (the teacher) and circle / choose the correct word.
- Найти материалы во время онлайн-урока на интернет-ресурсах: English ESL worksheets, British Council Kids, Grammar Worksheets
Чек-лист
Когда ученик опоздал на урок и нужно быстро сократить материал, мы рекомендуем:
2. Обязательно повторить материал предыдущего урока, чтобы не потерять и его. Для быстрой отработки используйте игры.
3. Сократить новый материал до двух-трех упражнений. Можно не заканчивать упражнение, если ученик не допускает ошибок.
4. Если ученик опоздал больше чем на половину урока, не вводите новый материал совсем, сосредоточьтесь на повторении.
Ищем преподавателей с высшим образованием и опытом преподавания от пяти лет! Обеспечим учениками по расписанию, которое вы составите сами. Подробности по ссылке: Skyeng