Аутентичные тексты — это тексты, которые написаны носителями языка, но не предназначены для изучения языка. К ним относятся рецепты, тексты песен, новости, посты в Instagram* и статьи. Думаете, они подойдут только ученикам с высоким уровнем английского? Расскажем, почему это не так, и научимся адаптировать аутентичные тексты для студентов любого уровня.
Польза аутентичных текстов
У аутентичных текстов есть много преимуществ:
- Работа c ними мотивирует учеников. Если понятна речь носителя — прогресс налицо.
- Разнообразие аутентичных текстов позволяет учителю выбрать идеальный материал даже для студента с редкими интересами.
- Эти тексты содержат культурную информацию: актуальные идиомы, свежий сленг, любопытные факты, которых нет в учебниках.
Есть окна в расписании? Поможем заполнить! Самый удобный способ увеличить доход, не тратя времени: предоставим материалы, поддержку методистов и учеников. Подробности по ссылке: Skyeng
Как адаптировать материалы
Начинающие ученики могут испугаться аутентичных текстов. Чтобы им помочь, можно изначально выбрать короткий текст. Это может быть меню из кафе с большим количеством понятных слов (latte, muffin, roll) или пост из Instagram*. Второй способ сделать задание посильным — это принцип grade the task, not the material. Если вопросы к тексту будут понятными, ученики точно справятся. Вы можете сделать задание на общее понимание текста — reading for gist, а после этого разобрать интересную лексику и перейти к обсуждению.
Какие изменения можно внести в аутентичный текст?
- Вы можете убрать часть текста или переписать предложения, упростив лексику и грамматические конструкции. Например, I want to go home вместо I wish I could just go home или My parents don’t understand! вместо My parents don’t get it.
- К тексту можно сделать глоссарий: добавить к словам дефиницию на английском и даже перевод на русский.
- Добавьте иллюстрации к тексту или картинки к словам. Помните, что ученикам необходим challenge, поэтому не убирайте все незнакомые им слова и конструкции.
Задания к тексту зависят от того, на чем вы хотите сфокусироваться: на языке или навыках. Вот пример задания для обсуждения:
- Which of three situations do you think are the most stressful?
- Think about the situation and plan your advice for the person who has this problem. Please, use “should“ or “shouldn’t“.
- What can help if a person has anxiety? Talk together and think of 3–5 things.
Если вы работаете с учениками более высоких уровней — используйте тексты подлиннее. Картинки и иллюстрации в этом случае используются меньше, а большинство слов и конструкций остаются в первоначальном виде. Но чем объемнее материал, тем сложнее удерживать внимание.
Чтобы помочь студентам, организуйте текст графически:
- разделите его на абзацы;
- выделите заголовки другим шрифтом;
- используйте выделение цветом для того, чтобы привлечь внимание учеников к лексике;
- добавьте номера строк: так будет легче ориентироваться при выполнении заданий;
- выберите 5–7 слов, которые кажутся полезными вам, а потом предложите им выбрать из текста еще 5–7, которые затрудняют понимание.
Пример задания с текстом из инстаграма*
Ниже вы увидите небольшой текст из инстаграма*, который преподаватель использовал на занятии с подростками уровня A2 в теме Self-confidence.

Вот что нам нужно оценить и продумать:
- интересы группы и соответствие текста теме;
- уместность;
- новые языковые единицы — лексика и/или грамматика;
- возможные изменения в тексте;
- формат задания.
Допустим, что текст отлично подходит к теме учебника и может быть интересен вашим ученикам. Чтобы оценить сложность и выбрать лексику для работы, попробуйте сайт Oxford Text Checker. Он покажет уровень слов — так вы увидите, где нужен scaffolding (поддержка для ученика).

В группе уровня A2 разберите слова weird, judge, outsider, dizzy, pass out и get it в значении understand. Наверняка вы заметили Conditionals — проходить эту тему с группой Elementary не нужно, студенты и так поймут текст.
Чек-лист для работы с аутентичным текстом
Работа с аутентичными текстами требует подготовки. Вот небольшой план того, что нужно сделать перед занятием:
- Выберите текст, интересный и полезный вашим студентам.
- Прочтите его внимательно и определите уровень. Подумайте, подойдет ли материал ученикам в исходном виде или придется адаптировать.
- Выберите лексику и/или грамматику, которую можно проработать с помощью текста.
- Отредактируйте текст, если необходимо.
- Спланируйте задания к тексту. Это могут быть True/False questions, специальные вопросы или таблица для заполнения информацией из текста.
- Продумайте, как вы будете работать с лексикой и грамматикой. Некоторые аутентичные тексты будут отличной темой для обсуждения без работы с языком.
- Подготовьте задание, которое ученики выполнят после чтения. Например, они могут принять участие в дебатах или ролевой игре, написать совет автору текста или рецепт, похожий на аутентичный, — все зависит от жанра текста.
Аутентичные материалы повысят уверенность студентов в своих знаниях и подготовят их к реальным ситуациям, в которых им понадобится английский язык. Наконец, они просто интересны, а значит — увлекательные занятия обеспечены.
Читайте по теме:
Напишите в комментариях, с какого уровня вы начинаете добавлять аутентичные тексты в программу занятий?