Как быть, если ученик забывает об уроках, часто опаздывает и пропускает
Чтобы преподавателю понять, как вести себя в такой ситуации, нужно прежде всего определить причины такого поведения ученика.
Причина первая: ученик устал
Это самая частая причина у учеников первых и вторых классов, а также у детей, которые первый год изучают иностранный язык. Ребенок не привык поддерживать интенсивный темп обучения, все 9 учебных месяцев, поэтому весной начинает вести себя пассивно, забывает о занятиях или даже пропускает их. Это может звучать удивительно, но второклассникам весенняя усталость тоже свойственна. Причина — дополнительные занятия, которые появляются у детей после первого года обучения.
Некоторые родители совершенно справедливо снижают нагрузку на своих первоклассников, но вот во втором классе добавляют к расписанию ребенка дополнительные занятия, считая, что он уже привык к интенсивному обучению. Такая проблема свойственна и более старшим ученикам.
Как помочь ученику?
Во-первых, необходимо снизить интенсивность изучения материала на уроках, добавить больше упражнений на повторение и обобщение изученного.
Если у вас по плану введение новой лексики, отработайте подготовленный материал не за один урок, а за два. Добавьте больше активных игр с новыми и изученными словами. Например:
- Играйте в «What’s missing?». Предложите ребенку посмотреть на карточки с новыми словами, затем пусть он постарается запомнить их, а после закроет глаза. Пока ученик не видит, уберите одну карточку. Если проводите онлайн-урок, просто «закрасьте» одно изображение. Когда ученик откроет глаза, он должен назвать исчезнувшее изображение. Обязательно поменяйтесь ролями, дайте возможность ребенку «прятать» и от вас карточки тоже.
- Добавьте «Point to». Предложите ученику показывать предметы (прикасаться пальцем или рукой), которые вы называете. Дайте ему возможность побегать по классу или комнате, показывая нужные предметы. Затем поменяйтесь ролями.
- Рисуйте и раскрашивайте.
- С учениками более высоких уровней играйте в «Ассоциации» или «Города».
«Города»: ученику необходимо назвать слово, которое начинается на последнюю букву слова, произнесенного педагогом. Например: friendly – yellow – wonderful – little — …
Грамматический материал тоже вводите менее интенсивно: минимум два урока на отработку материала. Еще рекомендую добавлять больше занятий на повторение изученного. Будет полезно и интересно делать обобщающие уроки по разным темам. Например:
- Урок «Супергерои». Здесь можно повторить темы «Внешность и Характер», «Одежда», «Умения (глагол can)», повторить глаголы to be, to have. С учениками более высокого уровня — почитать комиксы. Сайт с комиксами в высоком качестве по ссылке.
- Урок «Amazing animals». Здесь можно повторить названия животных и части тела (людей и животных), а также степени сравнения прилагательных.
- Урок, посвященный конкретным фильмам, мультфильмам, книгам. Например, интересно проходит урок по фильмам и книгам «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер», «Фиксики» и пр.
Больше о таких уроках читайте в статье Обобщающие уроки: игры для детей на повторение материала
Во-вторых, проводить WOW-уроки.
Уставшему ученику трудно удерживать внимание, поэтому уроки должны стать яркими. WOW-эффекта можно достигнуть если:
- выбрать интересную ученику тему,
- провести урок-квест,
- добавить к уроку изготовление поделок, вот несколько интересных идей:
- добавить чтение интересной ученику книги (по 1 странице / 1 главе каждый урок) или просмотр видео (фильма/записей видеоблоггера) и обсуждать/выполнять задания по материалу.
Интересное по теме:
В-третьих, при необходимости сократить количество занятий в неделю, если это возможно.
Если ребенок занимается иностранным языком дополнительно, не бойтесь предложить его родителям снизить интенсивность занятий. Это оправдано, если школьник занимается три и больше раз в неделю, а в течение одного или полутора месяцев он будет заниматься по два раза в неделю. Снижать интенсивность до одного раза в неделю очень рискованно, за этот период ребенок может забыть то, что было изучено ранее, соответственно продуктивность таких уроков резко упадет.
Поступая таким образом, мы даем ученику возможность отдохнуть и при этом не потерять достигнутый уровень. Если этого не сделать, есть риск, что усталость перейдет в переутомление, и тогда и ребенок и родители вряд ли захотят продолжать занятия.
Причина вторая: ученик не считает занятия важными для себя или потерял интерес
Такое часто происходит, если ученик не видит, чем изучаемый материал ему может быть полезен в будущем, не интересна тема или он не видит прогресс от занятий.
Как помочь ученику?
- На уроке нужно уделить больше внимания подведению итогов, попросить ученика рассказать, какого прогресса, по его мнению, он достиг за последние три занятия / три месяца / полгода или пр. Если ребенок затрудняется, подсказать на какие темы он теперь может говорить, какие тексты и аудиоматериалы были для него сложны вначале и какие он читает, слушает и понимает сейчас.
- Поменять тему. Например, дети и подростки очень любят тему «Еды» и «Путешествий». Также можно добавить элементы, интересные ученику. Ученик любит рисовать — рисуйте, любит решать кроссворды — решайте, любит детективы — проведите урок-квест.
- Показать ученику, как можно использовать знание иностранного языка. Например, пригласите ученика в разговорный клуб. Также здесь очень поможет просмотр видеоблогов сверстников ученика или любимого фильма. «Ты понимаешь, о чем они говорят? А хочешь понимать еще лучше? Давай заниматься!».
Причина третья: ученик не умеет дисциплинировать себя
Отмечу сразу, такое бывает крайне редко. Обычно ребенок не пропускает занятия, если считает их значимыми и интересными.
Как помочь ученику?
В этом случае можно мягко поговорить с ребенком и/или его родителями. Всем навыкам необходимо учиться, и навыку быть пунктуальным и ответственным тоже. Поверьте, через некоторое время ребенок научится помнить о важных для себя событиях и не будет пропускать или опаздывать.
Спасибо за такую насыщенную статью!