Трудно подготовиться ко всем неожиданностям на уроке. Планирование помогает рассчитать, сколько по времени будут длиться основные этапы, сколько займет ввод лексики или грамматики, а сколько останется на вывод в речь изученного материала.
Эта статья поможет вам, если вы сталкиваетесь с проблемами:
- как рассчитать примерное время на проведение занятий;
- какие приемы использовать, чтобы ускорить ученика;
- что делать, если осталось время, а задания закончились;
- какие задания можно быстро провести без подготовки.
Как рассчитать время на различные активности во время урока
Наверняка вы замечали, как точно в зарубежных планах уроков пишется планируемое время на каждую активность. Несколько лет назад я задалась вопросом: как это рассчитать. Существует ли формула, или необходимо проверять тайминг опытным путем?
Широко известны временные рамки каждого из основных этапов:
Introduction: small talk, warm-up ≈ 5–7 минут.
Lead-in ≈ 2 минуты.
Presentation ≈ 10 минут.
Practise ≈ 5–10 минут.
Production ≈ 15–20 минут.
Cool down ≈ 5 минут.
Подробнее прочитать о том, как добиться точного соблюдения тайминга, вы можете в статье To time or not to time. Тайминг а уроках.
У меня возникала проблема с подсчетом примерного времени для разминки, поэтому я стала следовать такому алгоритму:
- Выполняю задание сама, проговаривая вслух инструкцию к заданию. Стараюсь говорить с такой же скоростью, как и предполагаемые студенты.
- Записываю время и добавляю 2–3 минуты. Все расчеты времени нужно округлять в большую сторону, чтобы была возможность для маневра.
Читайте по теме:
• Time management
• Time management for teenagers and not only
• Time management in a classroom with YLs
Если тайминг выходит из предполагаемых границ
Когда мои прежние расчеты времени неверны, изменяю задание или упрощаю инструкцию.
Особенно важно создавать банк определенных типов заданий и отмечать время их выполнения, например:
1. игра Alias (8 слов) — 20 секунд на инструкцию и одна минута на объяснение каждого слова;
2. заполнение пропусков в четырех вопросах — 1 мин;
3. ответ на вопросы — 2 мин;
4. крестики-нолики для повторения лексики — 3 мин.
Число форматов заданий ограничено, поэтому такой банк обеспечит легкий тайминг в будущем.
Мне кажется, важно приучать учеников к четким этапам урока, поэтому нередко я засекаю время на задания и показываю таймер детям. Сервис Onlinetimer поможет вам организовать это на онлайн-уроке.
Если все пошло не так…
Люди не роботы, и построить идеальный урок — нелегко. Преподавателю важно быть гибким и импровизировать, но так, чтобы достигать поставленной цели. Предлагаю рассмотреть основные типы уроков не по плану и лайфхаки, как выйти из них победителем на любом уроке.
Ситуация 1. Ученику не нравится тема и нечего сказать по предложенным вопросам
Что делать?
- Предложить выступить в какой-либо роли, например, блоггера, который хочет доказать всему миру, что данное явление в жизни абсолютно бесполезно.
- Применить подготовленные вопросы к другой, но близкой теме, связанной с профессией ученика. Например, если студенту не нравится тема Sport, поговорите о спортивной журналистике или медицине.
Как предупредить такую ситуацию?
В начале занятий с учеником выясните, какие темы лучше избегать в будущем.
Читайте по теме:
• How to make your lessons a WOW for your students
• WOW-уроки о тортах, путешествиях и ограблениях: задания, которые вернут мотивацию ученикам
Ситуация 2. Вы задержались на объяснении материала, на практику осталось мало времени
Проблема данной ситуации в том, что подготовленное задание на воспроизведение материала не может быть выполнено, и его срочно нужно менять.
Что я делаю в таком случае?
- Объединяю несколько задач в одном упражнении на ходу, чтобы сэкономить время. Например, сначала ученик заполняет пропуски в предложениях, а затем — меняет их так, чтобы они рассказывали о его жизни.
- Меняю задание: провожу простую ролевую игру или прошу описать картинку парой предложений.
Ситуация 3: ученик делает все в замедленном режиме, поэтому этапы урока затягиваются
Если ваш ученик всегда медленно работает, вы, конечно, учитываете это при планировании. Но иногда студенты приходят на урок и замедляются, например, из-за усталости. Преподавателю необходимо быстро сориентироваться и поменять план.
Предлагаю вам следующие приемы ускорения работы:
- Используйте открытый таймер: такой формат применим к заданиям, состоящим из нескольких частей. Скажите студентам, что на каждую часть будет отводиться все меньше и меньше времени. Например, студент читает первое предложение, выполняет задание за минуту, второе предложение — за 45 секунд, и так далее — до 20 секунд.
- Разделяйте задание на несколько частей и выполняйте каждую последовательно, так как иногда наличие длинной инструкции приводит к тому, что ученик теряется.
Например:
Look at the picture and find all the animals. — Студент называет животных.
Tell me what colours they are? — Студент перечисляет цвета. - Give me five: ограничивайте число предложений или идей, которые должен сказать студент. Четкое число должно сопровождаться загибанием пальцев, что позволит студенту не терять ощущение времени. Обычно я начинаю с обязательных двух идей и с течением времени увеличиваю до пяти.
Времени много, а задания уже закончились
Обычно, если ученик начинает работать в хорошем темпе, можно понять, что запланированных заданий не хватит. В таком случае я уже на разных этапах ввожу дополнительные активности. Поделюсь несколькими способами:
- В предложениях на заполнение пропусков или выбор правильного варианта ответа прошу оставить грамматическую форму, но изменить предложение так, чтобы оно было правдивым для ученика.
- Кроме предыдущего задания можно предложить студентам продолжить предложение, добавив свой комментарий.
Например, дано предложение I enjoy playing computer games, а ученику необходимо его продолжить словом but (… but my mum doesn’t like it).
Для того, чтобы активность помогала достичь цели урока, если введены новые конструкции или лексика, я оговариваю условия: использовать предложенную лексику, грамматику, определенную конструкцию. - Часто предложения из упражнений как будто вырваны из контекста, поэтому я предлагаю студентам догадаться, когда и как они могли бы быть сказаны.
Подготовьте несколько запасных заданий, чтобы не придумывать их на ходу.
Задания без подготовки
Примерно три года назад я начала составлять свой банк заданий без подготовки, которые можно использовать на любом уроке и с учеником любого возраста. Образцы таких упражнений можно записать на карточках, чтобы они всегда были под рукой. Вот несколько вариантов:
- Интервью: задача ученика задать 3–5 вопросов, используя изученную лексику. Для усложнения задачи предложите ситуацию: Ask you favourite singer about…, Make questions to your teacher…
- Never have I ever. Задача — составить предложения в Present Perfect с обязательным использованием предложенных выражений. Если партнер какое-то действие выполнял в своей жизни, он загибает палец. Выигрывает тот, кто загнул все пальцы на руке.
- Если вы прочитали текст и отработали из него интересную лексику — предложите написать комментарий или записать голосовое сообщение, высказав свое мнение. При этом необходимо использовать новые слова из текста.
Тайминг и планирование ー это те ограничения, которые позволяют чувствовать себя свободно и уверенно, ведь вероятность неожиданностей на уроках очень мала.