Все больше людей хотят получить работу учителя и преподавать подрастающему поколению. Иногда такое желание может появиться уже после получения высшего, но не профильного (педагогического) образования. В материале рассказываем о важности педагогического образования, как получить должность учителя и начать работать в школе. Мы также поделимся советами и подскажем, как устроиться работать в школу без педобразования.

Преподавайте
в Skyeng Premium!

Здесь опытные учителя помогают ученикам с узкими запросами и получают повышенное вознаграждение ❤️

Подать заявку
Skyteach

Содержание:

Как устроиться работу в школу, имея педагогическое образование: советы для педагога

Чтобы получить педагогическое образование и трудоустроиться в школу, нужно ориентироваться на следующие кодировки направлений подготовки.

44.03.01 — Педагогическое образование
44.03.02 — Психолого-педагогическое образование
44.03.03 — Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 — Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Получив соответствующее педобразование, вы сможете без проблем получить должность учителя и работать в школе. Без педагогического образования варианты существуют, мы их рассмотрим далее в статье.

at3kpq83mtk round Skyteach
Юрий Новиков, юрист, начальник отдела кадров Института философии и права УрО РАН (Екатеринбург, Свердловская область):
 
На сегодняшний день рынок труда преодолевает беспрецедентно низкие отметки по количеству безработных. За июнь-август этот показатель находится на отметке 3% в целом по России (Свердловская область — 2%). Вместе с тем, на протяжении последних 5 лет в России наблюдается дефицит педагогических работников в школах. В настоящий момент кадровый голод по разным оценкам составляет от 10 до 40 процентов в зависимости от субъекта РФ.

И несмотря на это, средняя заработная плата в профессии находится на отметке — 63 631 рублей, что ниже на 8-9 процентов средней заработной плате по стране. В этих условиях государством предпринимается ряд мер по недопущению развития дефицита в образовательной отрасли.

Просто высшего образования недостаточно?

Человек со средним специальным или высшим образованием может работать в школе в качестве учителя. Главное — отвечать всем требованиям профессионального стандарта, то есть обладать нужными компетенциями, которые ценятся в школе и необходимы для педагогического процесса.

Это гарантирует 46 статья Федерального закона «Об образовании». Данный закон регламентирует и другие требования, поэтому всем советуем ознакомиться с ним подробнее. 

Каковы требования профессионального стандарта для учителя?

Профессиональный стандарт учителя — свод правил и требований педагогического направления. Если человек соответствует этим стандартам, то его или ее возьмут работать в школе на должность учителя даже без педагогического образования.

В документе указаны необходимые умения, знания, трудовые действия и прочие требования. Список рабочих функций педагога достаточно велик и охватывает множество аспектов преподавательской деятельности: от умения использовать новые информационные технологии на уроке, знания последних тенденций в сфере образования до способности организовать учащийся коллектив на осуществление исследовательской деятельности. Требования включают соблюдение правовых, нравственных, этических норм и уважение правил педагогического устава, принятого в школе. Кандидат должен обладать широким спектром данных компетенций, прежде чем получить работу в школе.

Подробности можно прочитать на сайте, где эти стандарты изложены.

Например, на данном сайте сказано, что для ведения дисциплины «Математика» от педагога ожидают обладание определенными навыками и умениями. 

Кандидат должен уметь:

  • Формировать у учеников способность к логическому рассуждению и коммуникации.
  • Формировать у учащихся внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ).
  • Поддерживать инициативы обучающихся по использованию математики.
  • Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение детей.

Среди необходимых знаний:

  • Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики.
  • Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений.
  • Теория и методика преподавания математики.
  • Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении.
at3kpq83mtk round Skyteach
Юрий Новиков, юрист, начальник отдела кадров Института философии и права УрО РАН (Екатеринбург, Свердловская область):
 
Я хотел бы поделиться советами с теми, кто принял решение трудоустроиться учителем
 
Совет 1. С 1 января 2017 года действует Профстандарт педагога. Изучите его. Это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимые знания, умения и навыки, а также трудовые действия. В соответствии с гарантиями 46 статьи Федерального закона «Об образовании», обладая нужными компетенциями, вы сможете беспрепятственно претендовать на соответствующую должность.
 
Совет 2. Изучите стандарты ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт). Это будет вашим преимуществом. В ФГОС указываются:
·  требования к структуре основных образовательных программ,
·  требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
·  требования к результатам освоения основных образовательных программ.
 
Совет 3. Лучше начинать поиски работы весной-летом. С марта по май идет проработка следующего учебного года. Летом — сезон отпусков, приемов и увольнений.
 
Совет 4. Необходимые документы для трудоустройства. Помимо стандартного комплекта (паспорт, трудовая книжка, диплом, СНИЛС, ИНН) для трудоустройства потребуются также: справка об отсутствии судимости, справка из психоневрологического диспансера и оформленная медицинская книжка.
 
Совет 5. Сформируйте портфолио. Отразите в нем свои преимущества, прокаченные soft skills, стажировки, награды.
 
Совет 6. Вакансии ищите на информационных ресурсах trudvsem.ru и hh.ru, а также посещайте интересующие вас школы.

Вам могут быть интересны и эти статьи:

Дополнительные требования для педагога

Дирекция школы также может взять человека на должность учителя, но при условии, что он или она будут проходить курсы по повышению квалификации на постоянной основе. Это могут быть курсы для педагога от 2 месяцев до нескольких лет. Формат организации занятий разный: заочный или онлайн. Такое обучение чаще всего является необходимым. Без прохождения курсов руководство школы может не разрешить вести занятия в старшей школе, в профильных классах, а также осуществлять подготовку детей к олимпиадам.

at3kpq83mtk round Skyteach
Юрий Новиков, юрист, начальник отдела кадров Института философии и права УрО РАН (Екатеринбург, Свердловская область):
 
В настоящий момент существуют следующие программы и меры поддержки учителей:

1. Государственная программа «Земский учитель». Ее целью является закрытие кадрового голода в сельских школах посредством стимулирования трудоустройства молодых специалистов.
2. Ежегодный всероссийский конкурс «Учитель года России». Реализуется как механизм поддержки и повышения престижа профессии.
3. Мероприятия Росмолодежи, направленные на развитие молодых педагогов, а именно: всероссийский форум Территория смыслов (в 2023 году смену «Учить» посетило порядка 350 молодых педагогов со всей России), молодежный форум Машук (2200 участников в 2023 году).
4. Доплаты молодым специалистам закрепленные в нормативных актах местного самоуправления. Это могут быть единовременная выплата или ежемесячные надбавки.

Что делать без педагогического образования педагогу?

Если вы получили высшее образование, но не педагогическое, и мечтаете работать в школе на должности учителя, то есть несколько вариантов.

Все зависит от того, располагаете ли вы временем и насколько сильное у вас желание работать в школе.

· От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу несложно. Первое, что нужно понять — какой предмет вы хотели бы преподавать. Например, если вы закончили факультет журналистики, то проще всего получить квалификацию учителя обществознания. В таком случае подойдет дистанционное обучение в РУДН. Длительность: с октября по май. Стоимость: 27 тысяч рублей.

Например, если вы по образованию медик, то можно преподавать в школе химию или биологию. Иногда для этого достаточно пройти дистанционную переподготовку, которая проходит заочно. Такую возможность предлагает Алтайский педагогический университет. Курс стоит 10 тысяч рублей.

· 2 года — профильная переподготовка

В некоторых школах учителей не готовы брать на работу только на основании справки об окончании курсов заочной педпереподготовки. Тогда есть другой вариант — пройти профессиональную переподготовку, которая занимает два года. Тогда в школе, при устройстве на должность учителя не возникнут вопросы.

У выпускников Политехнического университета есть возможность стать учителями математики. Что нужно сделать? Пройти специальную переподготовку, которая занимает в среднем 500 часов. Требования:
·  раз в неделю нужно посещать занятия,
·  периодически ездить на конференции,
·  участвовать в открытых уроках в школах.
 
Другой пример — МГУ. В этом вузе занятия проходят очно и в вечернее время. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно. Обучение занимает 2 года.

· От 2 до 5 лет — бакалавриат или магистратура

По закону после бакалавриата можно пойти учиться в магистратуру по другой специальности. Так вы получите второе высшее, например, педагогическое. В некоторых случаях — можно учиться на бюджете.

Как стать преподавателем Skyeng: 4 простых шага

Рассказываем, как проходит отбор и что нужно делать кандидатам

Узнать подробно
banner article new 10 Skyteach
Другие статьи о преподавании в Skyeng для учителей английского:

Один из самых популярных и престижных вузов страны — Московский педагогический государственный университет. Там предлагаются программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры.

К примеру, стать учителем географии и экологии и работать в школе можно по программе второго высшего. Курс занимает 5 лет. Сократить время на обучение поможет магистратура. Она же выгоднее с финансовой точки зрения. Учиться придется 2 года. Также можно получать образование заочно. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учебе. Возможно, что руководство школы не разрешит сразу вести предмет, но доверит дополнительные занятия, кружки.

Помните, что частные школы настроены более либерально, в отличие от государственных: иногда администрация не так строго относятся к наличию дипломов и сертификатов. Главное — наличие знаний, желания работать и умение делиться ими с детьми.

Хочу работать в школе, но я студент вуза: как быть? 

Да, и это стало возможным после 2020 года. Соответствующая поправка была внесена в статью 46 закона «Об образовании».

  • В школе студент может работать после 3 курса.
  • Педагогом дополнительного образования можно стать после второго.

Комментарии учителей

gpvx34wxhuk round Skyteach
Ирина Аржанова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Отрадненская гимназия» Новоусманского района Воронежской области, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ (ВЭПС), член Всероссийского сообщества наставников-просветителей:
        
Впервые я пришла на собеседование в школу 8 лет назад. Правда, директор школы предварительно меня звала на работу, потому что мы были знакомы. Я 7 лет отработала в учебном заведении, которое окончила сама. Второе собеседование, в новую гимназию, прошло после того, как я отправила резюме.

Что требовалось при трудоустройстве? Пакет документов стандартный: ксерокопии диплома об образовании, ксерокопии паспорта и СНИЛС, а также оригиналы трудовой и медицинской книжки. Если есть сертификаты о прохождении курсов, то это будет при трудоустройстве большим плюсом.

 По образованию я филолог, но имею право преподавания. Что это значит? Я окончила не педагогический вуз, но я прослушала курсы психологии, педагогики, методики преподавания русского языка и литературы, педагогическую практику в школе я тоже проходила. Меня никогда не сравнивали с выпускниками педагогических вузов, а значит — все идет хорошо. Скажу честно, что кадровый голод — это реальность современной школы. Сейчас на работу принимают людей с переподготовкой, студентов, обучающихся на последних курсах педагогических вузов. Я сделала одно наблюдение, что не только знания делают человека прекрасным педагогом, но и личностные качества, а методике всегда можно научиться.

Что бы я пожелала выпускнику вуза перед трудоустройством в школу? Пробовать! Практиковаться столько, сколько возможно, поглощать всю возможную информацию, не строить больших ожиданий, потому что работа с 8 до 14 — это не про педагогику, а дети просто так сидеть, слушать и выдавать результат не будут. Авторитет надо заслужить. И я уверена, что у молодых учителей все обязательно получится. А если не получится один раз, то нужно попробовать еще раз уже в другой школе.

Учите детей английскому
в Skyeng!

Удаленка, собственное расписание, готовые уроки на удобной платформе.

Не нужно тратить время на подготовку к занятиям и отчеты, преподавайте с удовольствием!

Подать заявку
banner article new 11 Skyteach
elena krutova round Skyteach
Елена Крутова, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа № 2007 ФМШ» (Москва):
 
Вакансии в школах Москвы размещаются на специализированных сайтах по поиску работы. Для работы учителем обязательно высшее профильное педагогическое образование. Когда учитель прошел собеседование и принято решение о его приеме на работу, то в отдел кадров нужно предоставить пакет документов, среди которых диплом, документы, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации. Также обязательна справка об отсутствии судимости, из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что не состоите у них на учете, оформленная медицинская книжка. По своему опыту трудоустройства отмечу, что опыт работы по программам углубленного изучения и опыт работы в профильных классах всегда является большим плюсом кандидата.

В Москве обязательное требование для работы в средней школе — наличие сертификата независимой диагностики (ЕГЭ по русскому языку или литературе) с результатом не ниже «высокого». На одном из собеседований мне задали вопросы на знание нормативного законодательства (ФЗ-273 «Об образовании», ФГОСы и СанПин), так что молодым специалистам без опыта работы советую изучить основные документы.

Добавить в закладки
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×