10.08.2021
4124
1

Кто такой языковой коуч и как им стать

Слово «коучинг» сегодня встречается во всех сферах. Теме языкового коучинга посвящено немало конференций. 22 сентября 2023 года была проведена Первая международная конференция по языковому коучингу. В данной статье, опираясь на известных экспертов в данной области, мы расскажем, что такое языковой коучинг и как стать коучем.

Станьте частью команды Skyeng! Начните с любым опытом преподавания!

Преподавайте взрослым ученикам и получайте до 87 000 рублей в месяц.

Начать преподавать
hum 49 2 1 Skyteach

Что такое Language coaching

В современных условиях работы преподаватели английского языка часто сталкиваются с проблемой постановки правильных целей у студента, преодоления языкового барьера, психологических предубеждений, веры в себя и свои возможности. Следовательно, учитель зачастую выступает не только носителем информации об английском языке и тем, кто может ее доступно объяснить, но и таким специалистом, который способен найти тонкий подход к каждому учащемуся, уделить время постановкам индивидуальных задач и объяснить стратегию их достижения. Решению таких задач помогает языковой коучинг.

Коучинг — это современный подход к развитию человека, помогающий поставить правильные цели и достичь наивысших результатов. Основное отличие преподавания от языкового коучинга заключается в том, что преподаватель-коуч не учит клиента (ученика!) в привычном смысле этого слова. Он учит студента учиться и нести его ответственность за свой прогресс и результат. Коучинг помогает раскрыть таланты, скрытые возможности обучаемых, помочь им выстроить правильные цели и мотиваторы. 

Приглашаем учителей с уровнем от Upper-Intermediate!

Вам предстоит пройти 4 шага отбора, первый из которых — рассказ о себе в формате записи голосовых сообщений.

Узнать больше
lyudi ch 7 1 Skyteach

Принципы языкового коучинга

В основе языкового коучинга лежат своеобразные пять китов:

performance — assessment— feedback loops — improvement — repetition
(практика — оценка — обратная связь — улучшение — повторение)

Если вы в процессе работы с учеником используете такую модель для достижения какой-то цели, то в этот момент как раз выступаете в роли языкового коуча.

Важно также соблюдать основные принципы работы языкового коучинга:

  • языковой коучинг включает идею всецелого принятия ученика как личности: его слабых и сильных сторон, уважение его индивидуальности, интересов, взглядов и увлечений;
  • данный подход позволяет быстрее и эффективнее развить коммуникативную компетенцию учащегося, делая основной акцент на речевой деятельности;
  • в ходе обучения активизируются когнитивные процессы, что подразумевает необходимость у студента иметь хорошо развитую не только слуховую, но и зрительную память;
  • предыдущий компонент напрямую связан с мотивацией ученика и способами ее активации со стороны коуча;
  • интересно, что педагог может работать лингвокоучем без особого дополнительного образования, используя опыт работы и знания из разных сфер, таких как психология, маркетинг, социология, культурология, физиогномика и т.д.;
  • лингвокоуч не выступает в роли репетитора, который «навязывает» свои знания и опыт, а всевозможными методами извлекает знания и опыт самого учащегося;
  • ответственность за принятие решений и за результат лежит на самом студенте, ведь лингвокоуч выступает только тем, кто направляет (он модератор), а не заставляет или указывает путь к успеху;
  • в процессе обучения языковой тренер не просто объясняет материал, но и находит наиболее эффективные способы его отработки. Студент не просто учит язык, он «учится учиться» в самые короткие сроки, с наименьшими усилиями, при этом студент должен получать удовольствие от процесса обучения английскому языку;
  • лингвокоучинг подразумевает индивидуальный подход и постановку индивидуальных целей работы, соответственно наиболее эффективными являются индивидуальные занятия. Несмотря на это, многие считают, что работать лингвоконсультантом можно и в мини-группах, и online.

На конференции, посвященной языковому коучингу, Алексей Конобеев привел цели, над которыми работает языковой коуч вместе со своим клиентом:

  • достижение индивидуальной цели (например, сдача экзамена);
  • конкретные улучшения в узких специализированных областях;
  • обязательная работа вне класса (дополнительные проектные либо самостоятельные задания);
  • помощь клиенту в использовании различных стратегий изучения материала;
  • поддержка мотивации.
Все статьи по тегу Профессиональное развитие.

Читайте также:

Компетенции лингвокоуча

Какими компетенциями на самом деле должен обладать преподаватель, чтобы он мог считаться языковым коучем?

В качестве ориентира для навыков и умений языкового коуча Рон Морейн, регулярный спикер на конференциях, ведущий семинаров и вебинаров по всему миру, активный член ассоциаций учителей и инноватор идей применения подходов Task-based Learning / Project-based Learning, Ready-made Mind Maps (RMMs), Content and language integrated learning (CLIL), Content-based Instruction (CBI), предложил взять два документа, разработанных Eaquals (Evaluation and Accreditation of Quality Language Services) и Европейской ассоциацией по контролю качества лингвистического образования:

С их помощью преподаватели могут проанализировать свои ключевые компетенции и увидеть куда двигаться дальше. Всего Рон Моррейн выделил 12 компетенций языкового коуча:

языковой коуч

Если вы владеете 9 или 10 компетенциями, то этого уже вполне достаточно. Какие-то компетенции при этом являются важными для любого коуча и в любой ситуации, такие как коммуникативные навыки, тайм-менеджмент и владение устной и письменной речью на высоком уровне, а какие-то важны применимо к какой-то конкретной ситуации, например, digital literacy необходимо непосредственно для работы онлайн.

Каков портрет клиента языкового коуча

Описывая типичного клиента, Рон также выделяет порядка 12 характеристик, среди которых можно выделить две основные: определенная срочность и специфическая, конкретная цель для клиента. Кроме того, у клиента может быть уровень языка B1+, высокий уровень внутренней мотивации, восприимчивость к обратной связи, готовность инвестировать время, рефлексировать, повторять практику намеренно и монотонно, умение справляться с успехами и поражениями, намерение развивать уверенность в себе.

Как выглядит процесс языкового коучинга

С точки зрения психологии, одними из фундаментальных исследований в области языкового коучинга можно считать наблюдения Эрика Эриксона в 1993 году. Шведский ученый выявил, что для получения наивысшего качества лучше всего работает намеренная практика (deliberate practice). Ее отличительной чертой является большое количество повторений, ограниченное количество развлекательного материала, высокий уровень умственной нагрузки, возможность постоянной обратной связи, и специально подобранные, созданные материалы для улучшения практики.

Данное исследование применимо и в современных реалиях. Перед началом работы с клиентом, Рон предложил показать и рассказать ему, как будет строиться процесс. Всего можно выделить 4 основных стадии сессии (урока):

(1) постановка цели — (2) практика — (3) оценка и мгновенная обратная связь — (4) рефлексия, улучшение, повторение
языковой коуч

Во время работы важно не забывать о поддержании мотивации в течение всех сессий.

Приведем примеры коучинговых вопросов, которые может задать преподаватель:

  • What do you want from these classes in the long-term?
  • What do you need from these classes in the long-term?
  • What do you need right now?
  • What do you want right now?
  • How do you think we should begin then?

Что важно сделать на первой консультации

Хедер Хансен говорил, что первая консультация необходима для определения, твой это клиент или нет, что он конкретно хочет и можешь ли именно ты ему помочь. Например, Хедер работает с артикуляцией и произношением. К ней пришел студент с целью научиться говорить как носитель языка. В результате анализа потребностей и диагностики языковой компетенции выявилось, что на самом деле уровень языка достаточно высокий, а клиент на самом деле хочет стать именно частью комьюнити. Это проблема психологического, а не языкового характера, и Хедер отказалась взять этого клиента в силу несовпадения с ее специализацией.

Как стать языковым коучем и нужно ли

Направление лингвокоучинга развивается стремительно. Если еще несколько лет назад не существовало методик, правил и регулирования в этой сфере, то сейчас коуч может найти поддержку в профессиональном развитии. Однако в русскоязычном пространстве на данный момент недостаточно программ развития лингвокоучинговых компетенций.

О том, как развиваться коучу и где найти курсы и материалы, если вы хотите стать коучем, говорила Ирина Кордалл в своем выступлении «Профессиональное развитие и поддержка для лингвокоуча: что, как и зачем» на Первой международной конференции лингвокоучей.

 Если вы только интересуетесь коучингом как направлением, рекомендуем сайт Международной Ассоциации коучинга (ICF), где вы найдете основную миссию, которую выполняет коуч, принципы его работы.

Вы также можете выбрать одну из организаций, представленных в списке, и изучить их сайты.

Если вы ищете возможности дальнейшего профессионального развития, то рекомендуем вам, вдохновившись выступлением Ирины Кордалл, рассмотреть следующие возможности:

  1. Участвовать в конференциях, посвященных коучингу и лингвокоучингу.
  2. Подписаться на практикующих коучей в социальных сетях. На сайте Первой международной конференции вы можете найти имена практикующих лингвокоучей.

Основные причины, почему преподаватель решает стать лингвокоучем:

  1. Существует необходимость повысить мотивацию и результативность студентов.
  2. Нужен более высокий доход.
  3. Хочется пробовать различные подходы в работе.

Если вам это актуально, то попробуйте узнать об этом направлении подробнее и, возможно, уже совсем скоро ваши уроки кардинально изменятся.

Комментарии (1)
  • Фото аватара
    Дарья

    Здравствуйте!
    Задумавшись над планом занятий учеников, от вопросов на первом общении и до достижения результата, понимаешь,что все этапы работы с клиентом, составляют все перечисленное автором статьи. Вначале обдумываем цель, потом планируем занятия, далее переходим к практике, оцениваем то, как мы понимаем материал, видим ошибки,повторяем,улучшаем.

    29.08.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×